Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №5 «Дельфин» комбинированного вида»
г. Шарыпово Красноярского края
Конспект урока окружающего мира для 3 класса
«Почему идёт дождь?»
подготовила воспитатель
Дёгтева Наталья Викторовна
г.Шарыпово, 2013
Интеграция образовательных областей:
«Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка»
«Безопасность»
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская
Задачи:
Образовательные:
формировать у детей представления о природе образования пара, облаков, дождя;
расширять словарный запас детей по данной теме;
расширять знания детей о правилах проведения экспериментальной деятельности.
Развивающие:
стимулировать мыслительную деятельность, развивать логическое мышление;
развивать любознательность и воображение, умение наблюдать за ходом эксперимента и анализировать его результаты.
Воспитательные:
воспитывать умение работать в коллективе;
воспитывать чувство взаимопомощи;
вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в проведении экспериментов.
Предварительная работа с детьми.
Рассматривание иллюстраций по данной теме, беседы с детьми; наблюдение за небом, облаками и дождём; чтение детской художественной литературы (рассказ К. Паустовского «Поэзия дождя», сказки «Путешествие капельки», «Капитошка», «Путешествие воды», стихотворение Д. Сучков «Река»); проведение опытов с водой («Фильтрование воды»; «Замораживание воды»; «Нагревание воды»); изготовление элементов макета «Круговорот воды в природе»; прослушивание музыкальных записей «Шум дождя», «Песенка ручья».
Сотрудничество с родителями.
Беседа с родителями по теме, консультации для родителей с целью сотрудничества с детьми в проведении исследований, опытов: «Домашнее облачко»; «Таяние льдинок».
Материал: картинки к занятию «Виды облаков», игрушка капелька, элементы модели круговорота воды в природе, магнитная доска, альбомные листы, цветные карандаши, аудиозапись песенки про тучку, аудиозапись шума дождя, ручейка, реки, моря,
Для опытов: трёхлитровая банка, железная крышка, формочки со льдом, салфетка, формочки с грунтом поддоны; лейки.
Оборудование: аудио – плейер, компьютер с мультимедийным оборудованием.
Содержание НОД:
Формирование положительной мотивации:
Воспитатель:
Подойди ко мне дружок,
Встанем мы с тобой в кружок.
Дружно за руки возьмемся,
И друг — другу улыбнёмся.
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг!
Воспитательль:
Сегодня в нашей группе много гостей.
Давайте поздороваемся с ними.
Дети: Здравствуйте
Воспитатель:
Ребята я хочу загадать вам загадку, отгадав её правильно, вы что-то услышите.
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И не куда я не иду,
Покуда он идёт!
Дети: Это дождь.
Включается шум дождя.
Воспитательль: Дождь… тёплый и холодный, сильный и моросящий …Мы ему радуемся и огорчаемся, когда он идёт.… А почему???
Дети: Огорчаемся потому что нельзя гулять, зато потом радуемся когда в сапогах ходим по лужам, дождик поливает цветы и деревья, птички пьют из луж.
Воспитатель: Что же это такое — дождь?
Дети: Дождь это когда капельки падают .
Воспитатель: Вы знаете, почему идёт дождь?
Дети: на небе появляются тучи и из них падают капельки.
Воспитательль: (под муз. фон): А сегодня ребята, я хочу рассказать вам одну историю маленькой капельки…. Она жила со своими сестричками-подружками высоко на облачке. Ей было так весело, но вдруг сверкнула молния, ударил гром и маленькая капелька, не удержавшись на облачке, полетела вниз…. Она летела испуганная, не зная, куда она попадет, и будут ли ей там рады, пока не упала на землю…. Так она попала к нам, она очень скучает по своим подругам и хочет вернуться к себе на облако. Ребята, а мы сможем помочь капельке вернуться на облако?
Дети: Да поможем.
Воспитательль: А как мы это сделаем?
Дети: Мы её подбросим высоко.
Воспитательль: (уточняет) Нам нужно помочь капельке вернуться на облако
А что такое облако? Из чего оно состоит? Давайте проведём, опыт и посмотрим, из чего облако состоит, и откуда оно берется.
Ребята, а вы знаете, что такое опыт, или, как говорят ученые, эксперимент?
Дети: Это когда экспериментируют что-то…
Опыт или эксперимент – это когда учёные ищут что-то новое, и хотят убедиться в необычных свойствах обычных предметов.
Прогнозирование результата. Это опыт-наблюдение, когда взрослый проводит сам опыт, дети наблюдают и делают вывод.
Опыт-наблюдение «Облако в банке»
Уточнение правил техники безопасности. В этом опыте помогает младший воспитатель (приносит и убирает чайник с горячей водой).
Воспитатель: Перед началом эксперимента говорю, что мы будем работать с горячей водой. Уточняю, чем опасна горячая вода, спрашиваю, можно ли без взрослых включать чайник и самостоятельно наливать себе чай. В итоге делается вывод:
Не трогай горячий чайник,
Не стоит делать это.
Можно ведь обжечься
Чтобы не было беды.
Лучше остеречься.
Выполнение эксперимента.
На столе стоит все необходимое для проведения опыта: банка, железная крышка, лед и чайник с кипящей или горячей водой. Дети сидят на стульчиках на небольшом расстоянии от стола. Опыт проводит воспитатель и комментирует по ходу выполнения.
Воспитатель: Давайте попробуем сами сделать облако.
Дети: А как мы сделаем облачко?
Воспитатель: Нам понадобится большая стеклянная банка (мы взяли трехлитровую, металлическая крышка, чтобы закрыть ее, и что-то холодное, у нас это формочки со льдом).
-Наливаю горячую воду в банку. Лед положу на железную крышку, а крышку на банку.
(Налить в трехлитровую банку горячей воды, примерно на высоту 2, 5 см). На железную крышку положить кусочек льда и поставить на банку.
-Посмотрите, что происходит внутри банки.
Дети: в банке появился пар , мы его поймали в банку.
Воспитатель подводит детей к сл. выводу:
— Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, охлаждается. А пар, который содержится в воздухе, образует облако. Так и в природе происходит: капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя. Посмотрите, как стекают капли по стенкам банки.
Воспитатель: В нашем эксперименте мы нагрели воду чайником, а в природе как нагревается вода и откуда она берётся?
Ответы детей: Солнце нагревает воду в реках и т д.
*Часть модели (лужица, солнце) ставятся на магнитную доску.
Воспитатель: Представим себе, что солнце нагрело воду в луже, реке и т д…
Что в таком случае происходит с водой?
Ответы детей: Вода начинает испаряться, превращаясь в пар и подниматься вверх.
Воспитатель: Что образует пар, поднявшийся в небо?
Ответы детей: Пар образует облака.
*На доску прикрепляется часть модели с облаком.
Физкультминутка: «Злую тучку наказали»
Воспитатель: Вы правы. Облака ребята образуются постепенно.
А как вы думаете, одинаковы ли облака?
Ответы детей: Нет, облака бывают разные
Воспитатель: Вот посмотрите (воспитатель показывает слайд с изображением перистых облаков.)
На что похожи эти облака?
Ответы детей: На перышко.
Воспитатель: Какие они?
Ответы детей: Легкие, воздушные…
Воспитатель: Такие облака называются перистые, в них еще мало влаги и они легкие, воздушные парят высоко в небе. В таких облаках очень мало капелек воды и дождя из таких облаков не будет.
-Облака, которые затягивают всё небо, называются слоистые, эти облака находятся на разной высоте, и дождь из таких облаков идёт моросящий и долгий. (Показ слайда слоистых облаков).
-Набирая больше и больше влаги, образуются вот такие облака… (показ слайда с изображением кучевых облаков.)
Это кучевые облака.
И вот представьте, кучевых облаков становится все больше и больше, они становятся все тяжелее, ниже и темнее, кучевые облака собираются все ближе и ближе друг к другу (показ слайда небо в кучевых облаках.)
Что же получится, когда они соберутся вместе?
Ответы детей: На небе появятся огромные тучи.
(Гимнастика для глаз)
Дождик, дождик, пуще лей. (глаза вверх- вниз)
Капель, капель не жалей. (глазами вправо- влево)
Только нас не замочи (круговые движения глазами)
Зря в окошко не стучи (быстро моргать глазами)
*часть модели на доске – туча.
Воспитатель: Посмотрите. Тучи накопили столько воды, что капли стали такими тяжелыми и большими, уже не могут лететь в воздухе, и они выпадают на землю в виде дождя или снега.
* (Появляется часть модели на доске, где нарисован дождь).
Воспитатель: Ребята, но мы, же с вами знаем, что вода не может появиться, ни откуда, и уйти в никуда.
Так что же происходит с водой, когда она прольется дождем на землю?
Ответы детей: Земля впитает воду, она стекает в лужицы…
Воспитатель: Ребята, а давайте мы опять превратимся в учёных и посмотрим на опыте, куда делась вода?
Дети: Давайте превратимся, нам очень интересно, что будет…
Выполнение эксперимента.
Стаканчики с землёй стоят на поддоне, дети делают дождик, поливая землю, наблюдают просачивание воды, делают выводы.
Воспитатель: Воду впитывает земля, вода, долго блуждая подземными путями, выберется на поверхность земли, образуя ручейки. (Шум ручья)
Воспитатель: А как вы думаете, во что собираются ручейки?
Дети: Ручейки собираются в реки. (Шум реки)
Воспитатель: Во что впадают реки?
Дети: Реки впадают в моря. (Шум моря).
Воспитатель: Правильно реки впадают в моря, а моря впадают в океаны.
И как только вода появляется на поверхности земли под лучами солнца, она начинает испаряться, точно так же, как вода при закипании чайника, только для наших глаз это происходит совсем незаметно.… Испаряясь, вода поднимается вверх и там собирается в тучки…
Таков путь воды из моря в облака, из облаков на землю, из земли снова в океан. Вода не исчезает, а только переходит из одного состояния, в другое, она путешествует. Вот так и наша капелька постоянно путешествует, поэтому идёт дождь.
Наша схема «Круговорот воды в природе» поясняет, почему идёт дождь.
Рассматривают модель «Круговорот воды в природе». Воспитатель: Ребята, давайте вспомним приметы дождя (ответы детей);
Приметы дождя:
Ответы детей:
-Воробьи в пыли купаются, к дождю;
-Если ночью не было росы, днём будет дождь;
-Появятся облака комками — дождь долго не затянется;
-Облака кажутся полосками — дождь затянется надолго;
-Солнце за тучку садится к дождю.
Воспитатель: Ребята скажите, что нового вы сегодня узнали? (ответы детей)
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята давайте зарисуем всё, что мы узнали в виде схемы и вечером покажем родителям и им расскажем, почему идёт дождь.
Дети: Нарисуем и всем расскажем, почему идёт дождь.
Используемая литература
Журнал Дошкольное воспитание №6, 2007.
Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. — СПб., Питер, 2004.
Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т.А. // «Дошкольное воспитание» — 2003г. — №3 – с. 12.
«Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: «Аркти», 2004г.
А.И.Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»/ТЦ «Сфера»,Москва, 2004.