Конспект урока окружающего мира для 4 класса на тему «Водоемы нашего края»

Конспект урока окружающего мира для 4 класса на тему «Водоемы нашего края»


Дериземля Ирина Николаевна,

учитель начальных классов

МОУ Зональной средней общеобразовательной школы

Зонального района Алтайского края

Цель урока:

  • создать условия для формирования представления учащихся о водоемах нашего края;

  • развивать познавательный интерес, умение показывать на карте крупные реки и озера Алтайского края;

  • воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование:

  • интерактивная доска;

  • презентация .

Ход урока

1. Организационный момент.

Я рада этой встрече,

Мне с вами интересно, друзья!

Любые ваши ответы

С удовольствием слушаю я.

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Снова в работу включайся, дружок!

2. Сообщение темы и цели урока.

Вам новое предстоит узнать

И друзьям потом об этом рассказать.

Сегодня мы отправимся туда,

Где пресная плещется вода.

Чтоб тему урока узнать.

Кроссворд вам надо разгадать. (слайд2)




2


4


6

7



3




1




5












































Вопросы к кроссворду:

    1. Форма поверхности, имеющая крутой осыпающийся склон.

    2. Место, где река берет свое начало.

    3. Нижняя часть горы, холма.

    4. Есть у оврага, холма, горы.

    5. Самое теплое море России.

    6. Форма поверхности.

    7. Вся территория земной поверхности разделена на природные…

Ответы: 1.Овраг. 2.Исток. 3.Подошва. 4.Склон. 5.Черное море. 6. Холм. 7.Зоны.

Ключевое слово: ВОДОЕМЫ

3.Работа над новой темой

Каким цветом обозначена вода на карте? (Синим.)

-Одинаковая ли вода на вкус? (Нет, вода бывает пресная и соленая.)

-Где вода соленая? (В морях, океанах, озерах.)

-Ребята, посмотрите все ли правильно записано? Найдите лишние слова.

(слайд 3)

(Овраг, океан, озеро, склон, река, пруд, балка, канал, водохранилище, море, ручей)

-Оставшиеся слова разделите на две группы по их происхождению.

(Естественные — водоемы созданные природой. Искусственные – водоемы созданные человеком.)

(слайд 4)

А что дает начало любой реке? (Родник)

-А куда же девается вода, которая вытекает из родника? Вода собирается в ручейки, ручейки стекаются в реки, маленькие реки собираются в большие. Маленькие реки, впадающие в большую реку, называются притоки. Чем больше у реки притоков, тем многоводнее река. Место, откуда вытекает река, называется исток, а место, куда впадает река – устье. Длина рек бывает разная, от 10 до 10000 км.

-А теперь давайте подумаем, на какой местности скорость реки будет больше: на равнинной или горной? Почему?

— Откуда еще, кроме родников, берется вода в реках?

— Очень много воды в реках весной. Почему? Как называется это явление природы?

-А зимой реки питаются за счет чего? ?(За счет подземных вод)

Работа с картой.

(слайд 5)

-Все крупные реки, которые есть у нас в стране, можно увидеть на карте.

-Как реки обозначаются на карте?

-Давайте найдем на карте реки: Волга, Ангара, Енисей, Лена и др.,

-Кроме рек вода собирается в озера. Озеро – это природное углубление, заполненное водой.

-Подумайте, чем отличаются озера от рек?

— Озера бывают пресные и соленые. В озера могут впадать реки. Из некоторых озер вытекают реки. Например, в Ладожское озеро впадает много рек, а вытекает только одна – Нева. А в озеро Байкал впадает 333 реки, а вытекает одна – Ангара.

— А какие озера вы знаете? Покажите их на карте.

-Зимой водоемы покрываются льдом. Почему опасно ходить по льду осенью? Весной ходить по льду тоже очень опасно. А летом нужно купаться в специальных местах под наблюдением взрослых.

-А сейчас поработаем с картой нашего края.

(слайд 6)

— Очень много рек и озер у нас в Алтайском крае. Наш край прорезан густой сетью многочисленных рек, речушек и ручьев.

-Давайте вместе их назовем и покажем на карте.

На Алтае преобладают реки длиной менее10 км., а наибольшими являются Обь, Бия, Катунь, Чарыш, Ануй, Алей.

(слайд 7)

Река Катунь вытекает из ледника Геблера ( в Горном Алтае) на высоте около 2000 метров и довольно заметным потоком устремляется вниз по долине.

В зависимости от уклона и характера русла река то грохочет меж камней и валунов, то спокойно струится по пологим участкам. Катунь в своих верховьях имеет много притоков, среди которых выделяется Кокса, Урсул, Аргут, Сумульта.

(слайд 8)

Река Ьия — вторая по водности река Алтая. Она берет начало из Телецкого озера. Верхняя часть реки порожиста, много водоворотов и перекатов.

С давних пор, Бия используется для сплава на плотах и лодках, в низовьях она судоходна. На всем протяжении от Телецкого озера до слияния с Катунью на Бие множество прекрасных мест для отдыха и рыбалки.

(слайд 9)

В бассейнах рек Алтайского края множество озер. Самое известное –Кулундинское.

Кулундинское озеро — самое большое среди всех озер Алтая (728 км. кв.) Его глубина не превышает 3 метров.

-Скажите, а какое озеро нашего района известно не только у нас, но и за пределами нашего края. (Озеро Уткуль)

(слайд 10)

  1. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Мы немного отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в сторону, вперед.

Мы на пляже,

Солнце жжет.

Побежим скорее в реку,

Окунемся, поплывем.

Ах, какая благодать!

Но и меру надо знать.

Мы вернемся быстро в класс,

Там дослушаем рассказ.

5.Продолжение изучения новой темы.

— О какой роли водоема была наша физкультминутка? Что мы делали? ( Отдыхали, значит, водоем-место отдыха.)

-А еще, что вы знаете о значении водоемов?

-Значение водоемов очень велико, потому что без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные.

Работа по учебнику.

-А вы знаете , как вести себя правильно у водоема? Прочитайте об этом в учебнике на стр.155-156.

-Как взрослые и дети должны охранять водоем? (Нельзя допускать, чтобы в водоемах мыли транспорт. Нельзя бросать мусор в воду и оставлять мусор на берегу. Надо следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи.)

6.Закрепление изученного.

1) Работа в парах.

-Сейчас работая в парах, вы составите памятку «Правила поведения у водоема».

( После прослушивания ответов составляется общая памятка.)

(слайд11)

ПАМЯТКА

1.НЕ БРОСАЙ МУСОР В ВОДУ.

2.НЕ ОСТАВЛЯЙ МУСОР НА БЕРЕГУ.

3.НЕ МОЙ ТРАНСПОРТ В ВОДОЕМЕ.

2) Задание «Подумай!» стр. 156.

-Какое значение в природе имеют водоемы?

(слайд12)

3) Тест « Водоемы нашего края»

1. Хранилищами воды называют…

а) низменности;

б) водоемы;

в) плато.

2. К естественным водоемам относятся…

а) пруд, озеро, канал;

б) ручей, море, река;

в) водохранилище, море, река.

3. Водоемы — это…

а) хранилища воды, место обитания животных и растений, место отдыха людей, транспортные магистрали, источник питьевой и хозяйственной воды;

б) место обитания животных и растений;

в)украшение земли.

4. Укажи реки нашего края.

а) Бия, Катунь, Обь;

б) Лена, Енисей, Волга;

в) Уткуль, Обь, Катунь.


7. Домашнее задание.

1) Ответы на вопросы «Проверь себя».

2) Выполнить задания 2, 3.

7. Итог урока. Рефлексия деятельности.

(слайд13)

-Что нового узнали?

-Где пригодятся эти знания?

-Кто из ребят больше всех нам помог?

-Кому помог ты?

-Как ты оцениваешь свою работу на уроке?

Литература.

1. Алтайский край. Сост. Г. М. Егоров. – М.: Профиздат, 1987. (Туристские районы СССР).

2. Алтынов П.И. Краткий справочник школьника. – М.: Просвещение, 1993.

3. Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по курсу « Окружающий мир». 4 класс.- М.: «ВАКО», 2006,- (В помощь школьному учителю).















Приложение

Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса "Петр первый. Реформы в Российском государстве"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: