Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №39 г.Арзамаса
Конспект урока окружающего мира
«Лесная прогулка»
подготовила
воспитатель логопедической группы
Кривоногова Татьяна Ивановна
г Арзамас
2012
Цель: закрепление знаний детей о сезонных изменениях, о весеннем пробуждении, о движении в природе и в жизни людей.
Задачи:
Образовательные
1.закреплять правильную посадку детей на мяче;
2.контролировать осанку, функцию равновесия и вестибулярного аппарата;
3.совершенствовать различные виды ходьбы и бега;
4.расширять знания детей о характерных признаках весны, активизировать словарь по теме;
5.закреплять способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения.
Развивающие
1. развивать координацию движений и глазомер, внимание, ориентировку в пространстве;
2. укреплять различные группы мышц;
3. развивать гибкость и подвижность суставов;
4.развивать образное мышление, познавательный интерес и речевую активность детей;
5.развивать основы музыкального мышления, активизируя мыслительную деятельность и долговременную память во время слушания музыки.
Оздоровительные
1.способствовать улучшению эмоционально-психического состояния детей;
2.способствовать укреплению правильной осанки;
3.развивать мышечную систему путём выполнения упражнений на фитболах.
Воспитательные
1.воспитывать личностные качества: уверенность в своих силах, любознательность, чувство товарищества;
2.вызвать интерес к занятиям с фитболами, эмоционально-положительное отношение к занятиям физической культурой;
3.воспитывать интерес и бережное отношение к природе;
4.воспитывать творческие музыкально-слуховые представления, передавая через пластику движений образы прослушанного музыкального произведения.
Коррекционные
1.развивать чувство ритма, артикуляционную и мелкую моторику;
2.развивать слуховое и зрительное внимание;
3.развивать музыкально- двигательную память детей, умение согласовывать слова с движением.
Оборудование: бруски, стойки, гимнастическая скамейка, фитболы.
Наглядность: схемы, маски, атрибуты для украшения зала.
Предварительная работа: повторение правил поведения в природе, чтение произведений о весне, отгадывание и толкование загадок, наблюдения и знакомство с приметами, поговорки о весне, прослушивание музыкальных произведений, подвижные игры, общеразвивающие упражнения на фитболах.
Методы и приёмы организации занятия:
1. методы мотивации (приглашение в гости; использование средств ТСО при прослушивании музыкальных произведений; появление сказочного персонажа Лесовичка).
2. методы образовательного процесса (подвижные игры и упражнения, наглядные пособия и спортивное оборудование, задания на развитие музыкально-двигательной памяти детей).
3. методы контроля (беседа, зрительная опора, помощь при необходимости).
4. методы стимулирования (сюрпризный момент, поощрение)
Индивидуально — дифференцированный подход:
1.использование приёма совместного проговаривания, исправление речевых ошибок, повторение правильных вариантов ответов (Дима С., Аксинья.).
2.дополнительная помощь и объяснения при выполнении индивидуальных заданий (Артём А., Ксюша П.).
Ход занятия
Вводная часть
Воспитатель:
Дорогие ребята! Сегодня нас пригласили в гости! А хотите знать, куда и к кому мы пойдем?
(Ответы детей – Да, хотим.)
Воспитатель: А идем мы с вами в весенний лес к доброму старику-лесовику. Он хочет узнать, знаем ли мы, какие изменения происходят в лесу весной и умеем ли мы правильно вести себя в лесу. Итак, отправляемся в путь, а чтобы попасть в лес быстрее надо закрыть глаза и сказать волшебные слова:
Лес, тропинка и пенек,
Здесь живет Лесовичок.
Добрый дедушка лесной
В гости нас позвал весной.
(Дети закрывают глаза и хором повторяют вместе с воспитателем.)
( Звучит музыка. Входит Лесовичок.)
Лесовичок:
Здравствуйте, дорогие гости! Я рад нашей встрече. Сорока на хвосте принесла весть, что ко мне в гости спешат друзья природы, они знают правила поведения в лесу и всегда их выполняют. Вот я и хочу послушать, что же нельзя делать в нашем лесу?
Дети называют правила безопасного поведения в лесу:
1.В лес нельзя ходить одному.
2.В лесу нельзя разжигать костёр.
3.В лесу нельзя бросать мусор.
4.Нельзя шуметь, чтобы не пугать животных и птиц, живущих в лесу.
5.Нельзя брать в рот незнакомые грибы и ягоды.
6.Нельзя разорять гнёзда птиц.
7.Нельзя трогать и брать домой животных, которые живут в лесу.
Лесовичок:
Ну что же, молодцы! Я думаю, вам смело можно идти в лес. А приглашаю я вас на лесную полянку, там нас с вами ждет сюрприз. Но путь предстоит непростой. Справимся?
Основная часть.
Упражнения с Лесовичком.
Ходьба с высоким поднятием колена | |
Вот пенечки впереди, Змейкой ты их обходи. Ждет овраг нас на пути, По мосточку ты пройди. | Ходьба «змейкой» между предметами Ходьба с перешагиванием гимнастической скамейки. |
Мы доходим до опушки, Мы нашли тропинку. Голосов чудесных пенье Улучшает настроенье! | Легкий бег со сменой направления и дыхательные упражнения в конце |
Воспитатель:
Смотрите, какая красивая полянка! Встанем в круг и покажем, как крепко мы можем держаться за руки
Кинезиологическое упражнение «Запястье».
Цель: развивать самоконтроль, мелкую моторику, внимание.
(Дети обхватывают запястье левой руки правой рукой и слегка массируют.)
Воспитатель:
А теперь возьмемся за руки и поиграем. Мы так рады весне!
Психогимнастика.
Цель: на преодоление двигательного автоматизма, развивая координацию речи и движения.
Идут по кругу, взявшись за руки. Бегут по кругу. Бегут и машут руками. Садятся медленно. Медленно встают.
|
(Звучит отрывок из произведения А.Вивальди «Времена года». Выходит музыкальный руководитель.)
Музыкальный руководитель:
Мир волшебный, мир цветов,
Тайный шёпот лепестков.
Нет названья тем цветам
Сказка оживает там.
(Дети под музыку выполняют пластические движения. Музыкальный руководитель комментирует и показывает варианты возможных движений.)
Музыкальный руководитель:
1.Сначала цветы испугались, и Дети приседают, закрывают,
очень заволновались. закрывают голову руками.
2.Потом цветы потянулись, Поднимаются на носочки,
и солнышку улыбнулись. руки вверх, улыбаются.
3.С ветерком поиграли, Стоят, руки вверху, наклоны
весенний привет посылали. в стороны, машут ладошками.
Музыкальная голосилка на гласные звуки «Эхо».
Цель: развивать способность чувствовать характер музыкального произведения, передавать настроение произведения во время пения.
(Дети вместе с музыкальным руководителем пропевают предлагаемую мелодию.)
Музыкальный руководитель:
А хотите ещё поиграть на этой красивой полянке.
(Ответы детей — Да!).
Музыкальный руководитель:
Тогда пригласим поиграть с нами и Лесовичка, и быстрее встаём в круг.
Песня –инсценировка с элементами логоритмики «Весенняя полька».(музыка и слова З.Роот.)
Цель: развивать слуховое внимание, двигательную память.
(Дети надевают маски и выполняют движения в соответствии со словами песни.)
Воспитатель:
Посмотрите, а здесь что-то спрятано. Хотите посмотреть, что там?
(Ответы детей — Да!) (Открывают полог.)
Так вот какой сюрприз приготовил для нас Лесовичок!
Лесовичок:
Это мячи, очень похожие на солнышко! Но это не простые мячи, а
очень полезные – фитболы. Берите фитболы и располагайтесь на лесной полянке.
ОРУ на фитболах.
«Лисята»
И.П. – сидя на мяче, стопы на полу, руки на поясе, спина прямая
1-2 – перекаты на стопах с пятки на носок и обратно – 15 раз
«Совушка»
И.П. – сидя на мяче, стопы на полу, руки на поясе, спина прямая
В. – повороты головы влево-вправо (выполнить 6-8 раз)
«Ежик»
И.П. – лежа на животе, на мяче с опорой на стопы и ладони
В. – поднять прямую правую ногу, вернуться в и.п. , то же левой ногой (выполнить 6-8 раз)
«Бобрята плавают»
И.П. – стоя на коленях перед мячом, опираясь на него грудной клеткой, выполнять руками плавательные движения (выполнить 6-8 раз).
«Медвежата играют»
И.П. – сидя на полу с опорой руками за спиной, фитбол между ног.
В. – попробовать поднять мяч ногами, вернуться в и.п. (выполнить 6-8 раз)
«Зайчата»
И.П. — сидя на мяче, руки на бедрах.
В. – прыжки на мяче. Выполнить 2 подхода по 20с.
Лесовичок:
Вот как хорошо мы поиграли с лесными жителями!
Воспитатель:
Ребята, а Лесовичок хочет послушать, знаем ли мы, что происходит весной в лесу:
Солнце пригревает теплее.
Дни становятся длиннее, а ночи короче.
На деревьях набухают почки и появляются первые листочки.
Звери меняют зимние шкурки на летние.
Птицы возвращаются домой, и строят гнезда для птенцов.
Небо голубое, ясное, высокое.
Появляются первые цветы.
Просыпается после зимней спячки медведь.
Воспитатель: Молодцы! Рассказали Лесовичку о весне в лесу. А
хотите пригласить весну еще раз? Тогда приготовили пальчики.
Пальчиковая гимнастика, сидя на фитболах.
Цель: развивать мелкую моторику, координировать речь и движения.
Сжимают и разжимают кулачки обеих рук. Загибают пальчики обеих рук, начиная с мизинца. Разжимают кулачки и разводят руки |
Основные виды движений.
Лесовичок:
Ребята, а я приглашаю вас на другую лесную лужайку, где вы узнаете еще очень много интересного. Путь наш будет непростой, а примерно вот такой:
Прыжки через 6 брусков подряд на двух ногах. Подлезание под дуги левым и правым боком. |
Лесовичок:
Вот и дошли. А сейчас я с вами поиграю.
Подвижная игра «Птицы в гнездах».
Цель: развивать быстроту реакции, умение реагировать на изменение сигнала, упражнять в беге врассыпную.
Под музыку дети легко бегают по залу, изображая птиц. На полу лежат обручи, имитирующие гнёзда. Обручей меньше, чем играющих. Как только заканчивается музыка, дети запрыгивают в обручи-гнёзда. Тот, кому не хватило гнезда, считается проигравшим и выбывает из игры. По ходу игры воспитатель постепенно убирает по одному обручу до тех пор, пока не останется один обруч и двое играющих. Выигрывает тот, кто первым попадёт в обруч.
Лесовичок:
Так хорошо в лесу весной! Не хочется расставаться с вами. А хотите, я научу вас еще одной игре?
Игра малой подвижности
«Весна, весна красна».
Цель: развивать координацию движений, внимание, умение выполнять движения в соответствие с текстом.
Идут по кругу, взявшись за руки. Идут в противоположную сторону. Останавливаются, поднимают руки вверх. Приседают, опускают руки вниз. Взявшись за руки, идут по кругу.
|
Лесовичок: Понравилась вам наша прогулка? Давайте теперь прощаться. Чтобы вам не заблудиться, я буду подсказывать вам дорогу.
Заключительная часть
Ходьба по залу друг за другом с выполнением дыхательных упражнений.
Лесовичок: До свидания, приходите ко мне в гости ещё. Я буду ждать вас.
А на память о нашей встрече я хочу подарить вам солнечные лучики, чтобы
они всегда согревали вас, не давали грустить, играли с вами.
(Лесовичок раздаёт детям маленькие зеркальца и дети пускают солнечных зайчиков.)
Используемая литература:
1.Формирование двигательной сферы детей 3-7 лет: фитбол-гимнастика: конспекты занятий/авт.-сост. Н.М. Соломенникова, Т.Н.Машина.-Волгоград: Учитель, 2011.
2. Нищева Н.В. Система коррекционно-развивающей работы логопедической группы детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). СПБ: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
3. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. – М.: Элизе — Трейдинг, ЦГЛ, 2004.
4. Тихонова А., Кузнецова В. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.