Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому направлению
развития детей №7 «Рябинушка»
Конспект урока окружающего мира на тему
«Дикие животные в лесу»
подготовила
воспитатель
Хабибуллина Лейсан Хальфиновна
г. Набережные Челны
2013
План-конспект занятия «Дикие животные в лесу»
Цели и задачи: 1) Дать детям представления о жизни диких животных зимой;
2) Формировать интерес к окружающей природе;
3) Воспитывать заботливое отношение к животным.
Предварительная работа с воспитанниками: 1) Беседы о диких животных;
2) Дидактические игры («Кто, чем питается», «Где
они живут»);
3) Чтение русских народных сказок о диких животных
(Корней Чуковский «Краденое солнце»)
4) Штрихование трафаретов диких животных;
5) Рассматривание серии картин «Дикие животные»
и фигуры животных.
Дидактическое обеспечение занятия: Для воспитателя: панорама сказочного леса, игрушки: дикие животные (зайчик, зайчиха-мама, ежик, белка).
Для детей: индивидуальный картинный материал.
Структура занятия: Вводная часть (2 мин.) Цель: создание эмоционального настроя к занятию, создание интереса к диким животным, которые живут в лесу. Обращение к индивидуальному и коллективному опыту детей, связанному со знаниями о диких животных.
Основная часть (15 мин.) цель: реализация поставленных целей и задач.
Заключительная часть (3 мин.) цель: подвести итог занятия.
Вводная часть
Раздается стук в дверь. В гости к детям приходит зайчик.
Зайчик: Здравствуйте, дети!
Воспитанники: Здравствуй, зайчик!
Зайчик: Я заблудился и очень хочу вернуться к своей маме-зайчихе, а как найти дорогу не знаю, помогите мне, пожалуйста.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем зайчику. Нам надо пойти в лес и помочь зайчику найти его маму.
Педагог с детьми отправляется в «сказочный лес»- идут к панораме сказочного леса.
Основная часть
Воспитатель: Ой, посмотрите, какой у нас сказочный лес! Сейчас я вам прочитаю стихотворение, которое называется «Лес осенью», слушайте внимательно:
Меж редеющих верхушек
Показалась синева
Зашумела у опушек
Ярко-желтая листва
Птиц не слышно. Треснет мелкий
Обломившийся сучок,
И хвостом мелькая, белка
Легкий делает прыжок.
Стала ель в лесу заметней
Бережет густую тень
Подосиновик последний
Сдвинул шапку набекрень.
Дети, какое сейчас время года?
Воспитанники: Осень.
Воспитатель: Почему вы думаете что осень?
Воспитанники: Потому что, листья на деревьях почти опали, на рябине висят красные ягоды.
Воспитатель: Молодцы, правильно. Зимой животные питаются этой ягодой, она для них очень полезна, содержит большое количество витаминов. Прислушайтесь, поют ли в лесу птицы?
Воспитанники: Нет, не поют (воробьи чирикают)
Воспитатель: Да, воробьи чирикают, но пение птиц не слышно. А как вы думаете, почему они не поют?
Воспитанники: Потому что многие птицы уже улетели в теплые края. Там им будет тепло.
Воспитатель: Правильно, ребята. Птицы улетели в теплые края, а те, которые будут зимовать в лесу, усиленно кормятся и делают запасы. Ой, кто же это шевелится в листве?
Воспитанники: Это же ежик!
Зайчик: Здравствуй, ежик, а ты не видел мою маму-зайчиху?
Ежик: Здравствуй, зайчик! Здравствуйте, дети! Нет, я не видел твою маму. У меня осенью много дел. Я готовлюсь к зиме.
Воспитатель: Ежик, мы не будем тебе мешать, пойдем дальше.
Ежик: До свидания, дети!
Воспитанники: До свидания, ежик!
Воспитатель: Дети, знаете ли вы, как ежик готовится к зиме?
Воспитанники: Да, знаем. К зиме ежик делает много запасов. Из листьев и травы он делает себе гнездо.
Воспитатель: Молодцы. Да, ежик готовит на зиму запасы для себя и когда будет холодно, он будет спать в своем гнезде. Дети, посмотрите, кто это прыгает с дерева на дерево?
Воспитанники: Белка.
Воспитатель: Правильно, белка.
Зайчик: Здравствуй, белка, а ты не видела мою маму?
Белка: Не видела, я сейчас очень занята, я готовлю запасы к зиме.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как белка готовится к зиме?
Воспитанники: На зиму она собирает орехи, ягоды и грибы.
Воспитатель: Да, зимой не будет орехов, ягод и грибов, поэтому она запасает их заранее. Зимой ее мех станет очень теплым. А если сильные морозы наступят, тогда она заберется в свое дупло и укроется своим пушистым хвостиком, как одеялом. Нам пора идти дальше на поиски мамы зайчика. До свидания, белка!
Белка: До свидания, дети, приходите еще в гости!
Воспитанники: До свидания, белка!
Воспитатель: Дети, а как вы думаете, кто еще живет в лесу?
Воспитанники: В лесу живут медведи, лисы, волки.
Воспитатель: Молодцы, правильно.
Зайчик: А я очень боюсь лисы, потому что она может меня съесть.
Воспитатель: Не бойся, мы не дадим тебя в обиду.
Зайчик: Смотрите, смотрите! А вон и моя мама! Мама! Мама! (выходит из-за дерева)
Зайчиха: Мой маленький зайчонок, как я рада тебя видеть. Дети, спасибо вам, что не бросили моего зайчонка в беде. Он еще совсем маленький и глупенький, заблудился в лесу.
Воспитатель: Зайчиха, а как вы готовитесь к зиме?
Зайчиха: Мы, зайцы, скоро поменяем серый мех на белый. Зимний мех теплее и гуще, и еще мы не так заметны будем на снегу. Ну вот, нам пора идти. Спасибо вам за помощь. До свидания, дети!
Воспитанники: До свидания.
Воспитатель: Дети, не ходите по левой дорожке, там медведь готовится к зимней спячке. Как вы думаете, как он готовится к зиме?
Воспитанники: Медведь строит себе берлогу и зимой в ней спит. Он любит ягоды и мед.
Воспитатель: Правильно, зимой он спит в своей берлоге, а еще мех медведя становится густым и теплым, поэтому он не мерзнет. Летом и осенью он много ест-запасается пищей до весны, наращивает жир.
А сейчас давайте мы с вами поиграем в игру, которая называется «Где они живут» (на мольберте картина с изображением леса)
-Ребята, на столе лежат картинки с изображением диких животных. Вы должны по одному подойти к столу, взять одну картинку и прикрепить животное к месту, где он живет. Например, я беру картинку ежика. Ежик — дикое животное, он живет в лесу в гнезде. Всем ясно?
Воспитанники: Да.
(Воспитатель по одному приглашает детей)
Воспитатель: Катя, подойди, пожалуйста, бери картинку. (Катя подходит) Что на ней?
Катя: Это лиса, она живет в лесу в норке. Она дикое животное.
Воспитатель: Молодец, Катя, правильно. Садись на свое место. А теперь сюда подходит Алеша. (Алеша подходит) Что на этой картинке?
Алеша: На этой картинке волк. Он живет в лесу в норке. И он тоже дикое животное.
Воспитатель: Правильно, молодец. Сейчас у нас подходит Кирилл. Кирилл, что на этой картинке?
Кирилл: На этой картинке медведь. Он тоже живет в лесу, но в берлоге. Он дикое животное.
Воспитатель: Молодец, садись на свое место. Ребята, значит медведь, волк и лиса живут в лесу. Медведь живет в берлоге, а волк и лиса в норках. В это время года лиса и волк тоже готовятся к зиме. А как они зимуют, можете ли вы сказать?
Воспитанники: Они зимой не спят, как медведь, они охотятся.
Воспитатель: Да, они не впадают в спячку. Мех у них меняется на более теплый. Под снегом они добывают себе пищу — различных грызунов. Теперь мы с вами знаем, что осенью животные готовятся к зиме, каждый занят своим делом, и мы не будем им мешать. Ой, ребята, кажется, мы с вами заблудились, как же нам теперь выбраться из леса?
Воспитанники: Нам надо идти по знакомым деревьям и тропинкам, которые мы видели, когда шли.
Воспитатель: Какие же вы молодцы, дети. Правильно, нам надо идти по той тропинке, по которой мы пришли. А как же мы ее узнаем? Конечно же, по нашим следам, которые мы оставили.(выходят из «сказочного леса»)
Заключительная часть
Воспитатель: Дети, вспомните, пожалуйста, кого мы сегодня встретили в лесу?
Воспитанники: Зайчика, ежика, белку, маму зайчика.
Воспитатель: Правильно, еще про кого мы с вами говорили?
Воспитанники: Про медведя, лису, волка.
Воспитатель: Молодцы, а какие эти животные?
Воспитанники: Дикие (лесные)
Воспитатель: Правильно, дикие. А почему вы так думаете?
Воспитанники: Потому что они живут в лесу.
Воспитатель: Да, они живут в лесу. Добывают себе пищу и заботятся о себе сами, как домашним животным им никто не помогает. Ребята, а вам понравилось занятие?
Воспитанники: Да.
Воспитатель: А что больше всего вам понравилось?
Воспитанники: Гулять по сказочному лесу (играть в игру, помогать зайчику искать его маму)
Воспитатель: Молодцы, ребята. На этом наше занятие заканчивается.
Список использованной литературы
1. Чуковский К.И. Краденое солнце. М.: Махаон, 2013.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы