КОНСПЕКТЫ ОТКРЫТЫХ УРОКОВ
Конспект урока окружающего мира на тему: «Лесные опасности», 2 класс
Цель: выяснить какую опасность несут ядовитые грибы, некоторые насекомые и разработать правила безопасного поведения в лесу.
Задачи:1.Систематизировать и обогатить знания детей о съедобных несъедобных грибах и растениях.
2.Создавать условия для развития: -наблюдательности на основе работы с наглядными пособиями, иллюстрациями; -логического мышления на основе отработки логических операций (анализа, сравнения, группировки); -самостоятельности и работы в группах; -умение работать с дополнительной литературой, энциклопедия
3.Содействовать воспитанию ответственности за свое здоровье, бережного отношения к природе, грамотного поведения в лесу.
Ход урока:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
-Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам, за неведомой птицей
Другое – пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкой скок в ручеек.
«Что» мышью шнырят под листьями в норах.
«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит «отчего» на зеленом листе,
«Куда» полетело верхом на жуке,
«Зачем» вслед за ящеркой влезло в на пень,
Вопрос за вопросом и так целый день.
Сегодня на уроке я предлагаю вам отправиться в экспедицию. Как вы думаете ,зачем?
-Но прежде, чем мы начнем исследование, необходимо узнать, куда же мы отправимся?
2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ. (определение темы урока) -Хорошая погода будет помощником в нашей экспедиции. А где мы будем проводить исследования, вы скажите сами, прослушав стихотворение С. Никулиной «Русский лес»
-Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить-
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться-
И видно все до дна,
Течет вода-водица,
Вкусна и холодна.
Нас ждет в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану-
Присяду на пенек.
Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
— Где-же вам предстоит побывать?
-В лесу.
-Какие чувства вызывают это стихотворение?
-радости, гордости.
-О каких отношениях рассказывается в стихотворении.
-об отношениях между человеком и лесом
-Чем является лес для человека?
-местом отдыха, лес человека кормит, дает ему топливо.
-Может ли такая красота таить в себе опасность?
-да, может
-И тема сегодняшнего урока…
(вывешиваю на доску : «Лесные опасности»
-Как вы думаете, какие опасности могут подстерегать вас в лесу?
-лесные ягоды, грибы, насекомые, животные.
-На какие вопросы вам бы хотелось найти ответы?
-…
(задачи урока)
-Во первых, мы узнаем, где же кроются лесные опасности, и какие они. Нам необходимо не только познакомиться с этими опасностями, но и разработать правила безопасного поведения в лесу.
-Как вы думаете, зачем нам необходимо найти ответы на эти вопросы?
-чтобы применять эти знания в жизни, расширить свой кругозор.
-Вы готовы к открытиям? Отправляемся в лес!
Первая встреча в лесу Кто это?
В ступе летаю,
Детей похищаю.
В избе на куриной
Ноге проживаю,
Красавица златокудрая,
А зовут меня…
Василиса Премудрая (Баба-Яга)
Чтение стихотворения «Вкусный суп»
Ведьма суп варить решила.
Змей сушеных покрошила.
Развела большой костер
И поставила котел.
Между сосен и полянок
Собрала ведро поганок,
Поскакала за бугор-
Отыскала мухомор.
Для приправы – бузины,
Для отравы – белены,
Волчьих ягод полкорзины
И отличной свежей тины.
Супчик вышел – то что надо
Целых двадцать литров яда!
-Хотелось ли вам попробовать этого супчика? Яга считает себя хозяйкой леса и все лесные опасности дело её рук. А настоящий хозяин леса- Лесовик, он нам будет хорошим помощником в экспедиции.
Остановка «Грибная поляна»
-Закройте глаза и представьте грибную поляну. Какая красота вокруг!
-Вспомните, как вы с родителями собирали грибы.
(Дети вспоминают о своем опыте сборагрибов)
-А все ли грибы являються нашими друзьями?
-Посмотри, какой хороший!
Шляпка красная в горошек,
Кружевной воротничок
Он в лесу не новичок (Мухомор)
Дети: Мухомор очень красив, но в нем содержиться яд, который опасен не только для насекомых, но и для человека.
-Есть старуха вредная,
На ней шляпа бледная,
А нога в ботинке,
На чулке пестринки.(Бледная поганка)
-Почему она вредная?
-Она смертельно ядовитая. Человек съевший этот гриб, получает тяжелое отравление, нередки случаи смерти. Таких грибов надо опасаться.
-На этой поляне вырос богатый урожай грибов. Определите, какие ядовитые, а какие съедобные? Какие положите в корзинку Бабы-Яги, а какие в корзину Лесовика? (Дети распределяют грибы)
3.ОБОБЩЕНИЕ.
-Не все грибы -наши друзья. Есть и злейшие враги, ядовитые грибы. И если человек съест их, у него наступает тяжелое отравление, иногда и смерть. В нашей стране около 200 видов грибов, грибники собирают 15-20 видов
-Что надо сделать если вы сомневаетесь, съедобный гриб или ядовитый?
-Спросить у взрослых.
-А если вы не выяснили, ядовитый гриб или нет, как надо с ним поступать?
-Не срывать незнакомый гриб.
5.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
-Наша экспедиция продолжается. Мы направляемся к пункту.
«Неопознанные растения»
Из этих растений Яга варит зелье. Вам предстоит выяснить, какие растения она собирает и почему?
Работа в группах:
1 группа -вороний глаз (сообщение)
2 группа – белена (сообщение)
3 группа – волчье лыко (сообщение)
4 группа –дурман (сообщение)
ВЫВОД: У этих растений ядовиты не только ягоды, но и листья, стебли и кора.
-Продолжаем изучать лесные опасности. А Яга никак не успокоится. Но Лесовик пришел к нам на помощь, он предупреждает: «Осторожно, злые насекомые!»
-Как вы думаете, о ком идет речь?
-Это осы, пчелы, шмели, шершни, клещи.
-Их называют жалящими насекомыми. Почему?
-Уних есть жало.
-Обычно эти насекомые просто так не нападают на человека. Они жалят для самозащиты. Как можно защитить себя от укусов насекомого?
-…
-Какие правила безопасного поведения с жалящими, кровососущими насекомыми, какие правила обращения с грибами, лесными растениями вы бы рассказали своим младшим товарищам?
6.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
(работа в группах)
Дети разрабатывают правила поведения в лесу.
Группа 1.
Правила обращения с опасными грибами.
1).Собирай только знакомые тебе грибы.
2).Ни в коем случае не пробуй незнакомые грибы!
3).Спрашивай взрослых о незнакомых грибах.
4).Старайся запомнить, какие грибы съедобные ,а какие- нет.
Группа 2.
Правила обращения с ядовитыми грибами.
1).Не срывай незнакомые тебе ягоды.
2).Не бери в рот ягоду, если не знаешь, как она называется.
3).Не разбивать костер в местах произрастания и цветения ядовитых растений.
4).Обязательно мой руки вернувшись из леса.
Группа 3.
Опасные насекомые
1).Держитесь подальше от гнезд жалящих насекомых.
2).Старайся их не тревожить.
3).Не разоряй гнезд ос, пчел, шершней.
4).Если жалящее насекомое залетело в комнату, не гоняйся за ним, открой форточку по шире и подожди, пока насекомое улетит.
5).Осы часто забираются в варенье, мед, ползают по фруктам. Будьте осторожны , когда едите или пьете, чтобы оса не ужалили вас в язык или губу.
Группа 4.
Осторожно, змеи!
1).Если заметили змею, дайте ей возможность уйти.
2),В лес необходимо надевать одежду из плотной ткани, а также сапоги или высокие ботинки. Увидев змею или услышав её шипение, надо тихо отойти в сторону и сообщите взрослому.
3).Не пытайтесь ловить змей и играть с ними.
7. РАБОТА В ТЕТРАДЯХ
-Сейчас проверим, как вы запомнили ядовитые растения и грибы. Откройте тетради на с.15. Нужно из вкладыша на с.65 наклеить соответствующую иллюстрацию на надпись.
8.ИТОГ.
-Наша экспедиция завершается.
-Какие правила безопасного поведения в лесу вы усвоили?
-Выполнили ли мы задачи урока?
8.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
-Нарисовать на альбомном листе предупреждающие знаки лесных опасностей.
9.РЕФЛЕКСИЯ
-Встаньте и изобразите собой шкалу успеха. Покажите насколько вы:
1)Были успешными на уроке и чувствовали себя комфортно
2)Разобрались с темой урока
3)Умеете применять свои знания
(Сидят за партой- плохо; просто стоят – хорошо; стоят, руки вверх – отлично)
Тест: «Лесные опасности»
1.Найди ядовитый гриб.
Лисичка
Мухомор
Масленок
2.Найди группу, в которой названы только ядовитые грибы?
Груздь, подосиновик, мухомор
Бледная поганка, ложный опенок, желчный гриб
Опенок, белый гриб, сыроежка
3.Какие грибы нельзя есть
Вымытые
Вареные
Жареные
4.Какое насекомое может ужалить?
Комар
Шмель
Муха
5.Где нельзя собирать грибы?
В лесу
У дороги
В парке
6.Найди ядовитый кустарник?
Волчье лыко
Облепиха
Шиповник
7.Какое из жалящих насекомых самое крупное?
Пчела
Оса
Шершень
8.Как надо поступить, увидев в лесу незнакомое растение?
Попробовать на вкус
Сорвать и принести домой
Не трогать растение
9.Найди ядовитое растение?
Подорожник
Тимофеевка
Вороний глаз
10.Какой гриб не имеет ядовитых двойников?
Сыроежка
Опенок
Белый гриб