Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Детский сад №12» г. Усинска
Конспект урока окружающего мира на тему
«Путешествие по зимнему лесу»
подготовила
воспитатель
Смирнова Ирина Алексеевна
г. Усинск
2013 г.
Цель: Развитие интереса к объектам природы, расширение кругозора и представлений детей об изменениях в жизни животных зимой.
Задачи:
Развивать познавательный интерес к зимним явлениям в неживой природе.
Продолжать воспитывать бережное и целостное отношение к природе; устойчивое внимание, наблюдательность.
Уточнить и расширить представление детей о зимних явлениях. Учить анализировать, делать выводы. Закрепить умение видеть характеризовать особенности внешнего вида животных, учить устанавливать зависимость их жизни от изменений в неживой природе.
Закрепить умение употреблять слова, обозначающие качества, действия предметов.
Организовывать полилоговое общение.
Предварительная работа:
Рассматривание картин, иллюстраций; ежедневные наблюдения на прогулке за живой и неживой природой. Чтение художественной литературы: Е.Трутева «Первый снег», В.Зотов «Заяц-беляк», К.Бальмонт «Снежинка», С.Маршак «Времена года», М.Садовский «Снегопад», Покровский «Волк», В.Кондратьев «Метель», В.Бианки «Снежная книга». Беседы, экологические игры: «Кто где живет», «Назови и сравни». Составление описательных рассказов, решение речевых логических задач.
Области интеграции: коммуникация, социализация, познание.
Материалы к НОД: мягкая заводная игрушка мышки, елки, игрушки: волк, белка, зайчик; схемы для описания животных, снежинки на каждого ребёнка,
Ход НОД:
— Ребята, отгадайте загадку:
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (Зимой)
-Да, конечно и сегодня мы отправимся в путешествие по зимнему лесу. Слышите, кто-то шуршит и скребётся под дверью? Кто бы это мог быть? Давайте, я посмотрю. (Выйти за дверь и принести за ушко заводную мышку, которая пищит и перебирает лапками). Да что ты пищишь всё время, что случилось? Оказывается, ребята, это сказочная мышка и у неё в сказке всегда лето, а её очень бы хотелось узнать, что такое зима и как живут звери в лесу.
-Мышка, тебе повезло, мы как раз собираемся в путешествие по зимнему лесу и возьмём тебя с собой.
— Пока мы с вами подходим к лесу, скажите, какие зимние месяца вы знаете? (Декабрь, январь, февраль).
— А какая бывает зима? Передавайте друг другу «снежок» и называйте слова. (Холодная, снежная, ледяная, морозная, долгая, ветреная, колючая, злая, белоснежная, весёлая).
-У зимы бывает разное настроение. Расскажите, какая бывает погода, когда зима радуется, что происходит тогда в природе? (Светит солнышко, падает снег, бывает тихая морозная погода).
А что происходит в природе, когда зима злится? (Сильные метели, вьюги, сильные морозы).
-Ой, ребята, посмотрите, кто это под ёлочкой сидит? (Волк).
-Давайте присядем и расскажем, как зимует волк, а схемы нам помогут.
(У волка к зиме отрастает густая шерсть, он становится серым. Пушистым хвостом укрывает лапы и нос, когда спит. Ноги волка кормят. Он быстро бегает. Чтобы поймать добычу. Ест он мясо других животных и называется хищником. Живёт зимой в стае, потому что вместе легче прокормиться).
— Ну что ж, пойдёмте дальше. Посмотрите, какие красивые снежинки, возьмите каждый по снежинке и скажите, какие они бывают? (Прозрачные, ажурные, блестящие, пушистые, белые, холодные, лёгкие, воздушные, резные и пр.)
-А вот мышка спрашивает, что умеют делать снежинки? (Кружиться, сверкать, искриться, летать, падать, таять, сиять).
-А на что снежинка похожа? (На звёздочку, на солнышко, на цветок и пр.)
— Ребята, как называется такое природное явление, когда на землю падает много снежинок? (Снегопад).
-Слой за слоем ложиться снег на землю, но сначала он бывает рыхлым. Почему? (Потому что между снежинками много воздуха).
— А почему снег хрустит под ногами? (Потому что под тяжестью человеческого тела у снежинок ломаются лучики)
— Пока мы с вами шли и разговаривали, под другой ёлочкой кто-то спрятался. Кто это? (Зайчик).
— Давайте мышке и про зайчика расскажем, как он зимует. Присаживайтесь. (Зайчик поменял шубку с серой на белую, чтобы его не было видно на снегу. Шубка у него не прочная и когда волк зубами схватит зайчика, он дёрнется посильней и в зубах у волка остаётся только клок шерсти, а сам зайчик убегает.
Лапами он достаёт из-под снега корм. Глаза у зайца косые и он видит и впереди, и с боку и сзади. Уши очень чуткие, слышат каждый шорох.
Заяц травоядное животное, он ест траву, веточки молодых деревьев, кору.
— А вот мышка заметила за деревом на пенёчке белочку, знаете ли вы, как она зимует? (Меняет шубку с рыжей на серую. Хвост е неё серебристый, пушистый, густой.
Утепляет своё дупло мхом, перьями, соломой. Запасает много корма: шишки, ягоды, грибы, орехи.
Белка-грызун. Она грызёт всё подряд как мышка и корешки, и орешки и пр.)
— Ай, да молодцы! Давайте, теперь поиграем! (2 команды «хорошо», «плохо». За каждый правильный ответ команда получает по снежинке).
Хорошо Плохо
«Зима пришла» — Можно кататься на санках, — Холодно, из-за сильных
лыжах, коньках. морозов не погуляешь.
— Дед Мороз приносит подарки — Животным трудно
Прокормиться.
«Снегопад» — Красиво. – Трудно идти.
— Будет тепло деревьям. – Плохо видно.
— Можно делать всякие снежные постройки.
«Гололёд» — Легко катятся санки. – Можно поскользнуться
— Можно скользит.
— Вот мы и вышли из леса, и пришли в группу, скажите, ребята, о чём мы сегодня с вами говорили? (О зиме, о животных).
— Как вы думаете, мышка теперь много узнала о зиме? Что она запомнила? (Запомнила, как зимует зайчик, волк, белка, каким бывает снег и что такое зима).
Мышка: — Спасибо вам, благодаря Саше, я узнала о снеге, а Оля мне помогла понять, что такое зима, Катя хорошо рассказала о том, как зимует зайчик. Я теперь всегда буду приходить к вам за помощью.
Используемая литература:
1. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» СПб.. «Детство-Пресс» 2003
2. Л.М. Маневцева «Мир природы и ребёнок» СПб., «Детство – Пресс» 2003