Конспект урока окружающего мира в 1 классе
по теме «Кто такие звери?»
Климова Светлана Вячеславовна,
учитель начальных классов,
МБОУ гимназия № 7 города Чехова Московской области
Цель урока: научить младших школьников определять принадлежность животного к группе зверей.
Задачи урока:
а) образовательные – познакомить с разнообразием зверей, их внешним строением, раскрыть связь между строением животного и его образом жизни;
б) воспитательные – учить бережному отношению к природе, формировать интерес к учебному предмету, развивать личностные качества детей;
в) развивающие – развивать познавательные процессы, речь, эмоциональную сферу, творческие способности, формировать учебную деятельность.
Оборудование:
— учебники, рабочие тетради;
— рисунки с изображением героев учебника — муравья и черепахи;
— карточки с изображением насекомых, рыб и птиц;
— изображение жирафа;
— таблички с названиями частей тела зверей;
— таблички «Тело зверей покрыто шерстью» и «Звери выкармливают детенышей молоком»;
— рисунки медведя, лося, волка, лисы, зайца, белки и других лесных зверей;
— конверты с пучками шерсти;
— лупы;
— шишки и пластилин;
— картон для подставки.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Мотивация.
— Мы начинаем урок окружающего мира.
— А для чего мы изучаем этот учебный предмет? (чтобы больше узнать о природе, обо всем, что нас окружает)
— А как вы узнаете что-то новое для себя? (читаем, рассказывает учитель, спрашиваем у других людей)
— Конечно, если не задавать вопросы себе или другим, то ничего и не узнаешь…
Есть у нас шестерка слуг,
Проворных, удалых.
И все, что видим мы вокруг,
Все знаем мы от них.
Они по знаку нашему
Являются в нужде.
Зовут их: как и почему,
Кто, что, когда и где?
3. Актуализация знаний.
— Вспомните, а на какие вопросы мы уже ответили на предыдущих уроках? (кто такие насекомые, рыбы, птицы)
— А кто помогает нам отвечать на эти вопросы? (муравей Вопросик и Мудрая черепаха)
(на доске рисунки муравья и черепахи)
— Пригласил как-то муравей Вопросик к себе в гости разных животных и решил их рассадить по группам.
(рисунки на доске)
— Посмотрите на гостей. Как вы думаете, на какие группы их можно разделить?
(насекомые, рыбы, птицы)
— Давайте поможем Вопросику. Попросим это сделать троих ребят. А пока они рассаживают гостей, давайте вспомним, какие признаки помогают нам определить, кто есть кто.
— Вспомните, кто такие насекомые? (животные, у которых 6 ног)
— Как узнать рыб? (их тело покрыто чешуей)
— Кто такие птицы? (это животные, тело которых покрыто перьями)
— Проверим наших помощников. Назовите насекомых, рыб, птиц. Правильно ли ребята выполнили задание?
4. Постановка проблемы. Формулирование темы урока.
— А пока мы муравьишке помогали гостей принимать, вдруг еще один гость пожаловал.
— Кто же это был?
Он высокий и пятнистый,
С длинной-длинной шеей,
И питается он листьями –
Листьями деревьев. (жираф)
— Конечно, жираф. Позвал и его муравьишка за стол, а жираф и говорит: «За приглашение спасибо, только ни с кем из гостей я за стол не сяду, потому что я – зверь».
— Что это еще такое – зверь? – спросил муравей. Но жираф не ответил ему.
— Может быть, вы, ребята, поможете муравью Вопросику? Кто такие звери?
(ответы детей)
— Раз вы так хорошо это знаете, давайте попробуем найти зверя на странице 26.
— Как вы думаете, кто из этих животных зверь? (Ответы учащихся: мышь или крокодил.)
— Сумели ли мы выбрать зверя? (нет)
— Почему?
— На какой же вопрос мы попытаемся сегодня ответить? (Кто такие звери?)
(тема на доске)
— Итак, тема нашего урока «Кто такие звери?»
5. Решение проблемы. Изучение нового материала.
— Как же нам выяснить, кто такие звери? (ответы учащихся)
— А что мы с вами делали, чтобы узнать, кто такие насекомые, рыбы, птицы? (изучали строение)
— Какой способ решения новой проблемы вы можете предложить? (изучить строение)
— Изучим строение тела жирафа, выясним, из каких частей оно состоит. Работаем по рисунку в учебнике и на доске.
— Из каких частей состоит тело жирафа? (голова, шея, туловище, ноги, хвост)
— Найдите эти же части тела у кота и коровы. (работа в парах)
— Какой вывод сделаем? (строение одинаковое)
— А кто заметил еще какую-то особенность? (ответы учащихся)
— Чем покрыто тело рыб? Птиц? А тело зверей? (шерстью)
— Верно, тело зверей покрыто шерстью.
(табличка на доске)
Практическая работа.
— А теперь, ребята, я предлагаю вам поработать учеными. Хотите?
— У каждого из вас на парте лежит конверт. Выложите его содержимое на лист бумаги.
— Что это? (шерсть)
— Рассмотрите пучок шерсти. Потрогайте шерсть на ощупь. Какая она? (мягкая, жесткая, пушистая)
— Какого она цвета?
— Из чего состоит пучок? Чтобы это выяснить, возьмите лупу. (из волосков)
— Много ли волосков?
— Вот такими волосками и покрыто тело зверей.
— Отложите лупу, положите шерсть в конверт.
— Посмотрите, ребята, какой странный наряд надела Мудрая черепаха. Что это? (шерсть)
— Прочитайте, что хочет сообщить нам черепаха. (чтение вслух)
— Итак, звери – это животные, тело которых покрыто шерстью.
— Вернемся к рисунку в верхней части страницы. Теперь можете сказать, кто же зверь? (мышь) Объясните. (ее тело покрыто шерстью)
— Обрадовался муравьишка, побежал в лес зверей искать. Хотите тоже познакомиться с ними?
6. Физминутка.
— Тихо встали.
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Кто высоко так шагал-
Не споткнулся, не упал.
7. Продолжение работы. Формирование целостной системы знаний по теме урока.
— А звери-то и не показываются, хотят, чтоб мы загадки отгадали. (Дети отгадывают загадки и рассматривают иллюстрации с изображениями зверей.)
а) Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (медведь)
б) Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (лось)
в) На собаку он похож,
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (волк)
г) Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (лиса)
д) Зверька узнаешь ты легко
По двум простым приметам:
Он в шубке серенькой зимой
И в рыжей шубке летом. (белка)
е) Зимой беленький,
Летом серенький. (заяц)
— Посмотрите, как выглядит заяц зимой.
— Ребята, а вы запомнили, какие звери меняют окраску шерсти зимой? (белка, заяц)
— Устал муравей Вопросик по лесу бегать, решил вернуться домой, да не с пустыми руками, а с фотографиями зверей.
(оформлена доска)
— Кого из этих зверей вы найдете на рисунке на странице 27? (лось, заяц, белка, медведь)
— Какое время года на рисунке? (лето)
— Какого цвета шерсть зайца летом? А шерсть белки?
— Раскрасьте 1 – 2 зверьков.
Беседа о приспособленности зверей к жизни, к условиям обитания.
— Белка и заяц приспособились к жизни, меняя окраску шерсти. У других зверей – другие особенности.
— В низу страницы 27 нарисованы тоже звери. Давайте выясним, что необычного в их строении и с чем это связано.
— Чем летучая мышь отличается от других зверей? (есть крылья)
— Может быть, это птица? (ответы учащихся) Но тело летучей мыши покрыто шерстью. Есть, ребята, еще один признак, по которому можно отличить зверей от других животных. Дело в том, что все звери выкармливают детенышей молоком. (табличка на доске)
— Как вы думаете, а зачем летучей мыши крылья? (ответы учащихся)
— Это связано с ее образом жизни. Крылья заменяют ей передние лапы. Дело в том, что летучая мышь питается насекомыми, а насекомые летают. Охотиться на них легче в воздухе.
— О происхождении этого зверя даже басня написана. Хотите послушать?
«Когда-то давно шла война между птицами и полевыми мышами. Но летучая мышь проявляла осторожность. Когда побеждали птицы, летучая мышь весело летала с ними.
А когда побеждали звери, летучая мышь снимала крылья и бегала по земле, выдавая себя за мышку. А когда война закончилась, ни птицы, ни полевые мыши не захотели принять в свое общество летучих мышей. И им с позором пришлось уйти в пещеры, прятаться там от дневного света и выходить наружу только в темноте.» Но это, ребята, всего лишь сказка!
— Кто узнал следующего зверя? (ответы учащихся) Да, это крот. Посмотрите, какие у него широкие лапы, похожие на лопаты, крошечные глазки размером с маковое зернышко, ушей тоже совсем не видно.
— С чем связаны такие особенности его строения? (крот живет в земле)
— Верно, крот живет под землей. Широкими лапами роет он подземные ходы. В земле он находит себе пищу: насекомых, червяков. Наевшись, крот укладывается спать, а проснувшись, снова роет землю, ищет еду. Голода этот зверек не выносит. К зиме, когда насекомых мало, крот готовит «консервы из червяков». Крот откусывает им головки и прячет в своих норах. Без голов черви не погибают, но и уползти далеко не могут.
— А почему у крота маленькие глазки? (Под землей всегда темно, поэтому глаза кротам и не нужны. У некоторых кротов глаза даже зарастают тонкой пленкой. Потому и говорят, что кроты слепые.)
— Еще один зверь – кит. Что необычного в его строении? На кого он похож?
— В давние времена у предков китов была шерсть, но постепенно она исчезла. И все же на голове у кита есть немного волосков. С их помощью кит ночью может найти в воде мелких рачков, которыми он питается.
— Кит имеет такое строение, так как живет в воде, где может добывать себе пищу – рачков, других морских обитателей.
— Итак, мы увидели, что разные звери по-разному приспособились к жизни.
Работа в тетради.
— А теперь выполним задание в рабочей тетради на странице 12.
— Рассмотрите рисунок. Какие из этих зверей водятся в нашей стране? Закрасьте кружки зеленым карандашом. Если сомневаетесь, не закрашивайте кружок. (самостоятельная работа)
— Проверим. Назовите зверей, которых вы выбрали. (бобр, олень, кабан, хомяк, тигр)
— А кто живет только в дальних странах? (кенгуру, обезьяна, бегемот, слон, носорог)
8. Творческая работа.
— А теперь внимание – новое задание!
— Откройте коробочку. Что в ней? (шишка, пластилин)
— А зачем нам эти материалы на уроке окружающего мира?
— Догадайтесь, фигурку какого зверька мы можем сделать из этих материалов? (фигурку ежа)
— Для чего используем шишку? А пластилин? (Шишка – это колючее туловище, большой кусок пластилина – вытянутая мордочка, маленькие кусочки — ушки и ножки.)
— Почему у ежа шерсть колючая? (защита от врагов)
— Посадите готового ежа на зеленую подставку. Теперь у нас в классе будет жить целое семейство ежей. Зверьки напомнят нам об этом уроке.
9. Подведение итогов. Самооценка.
— Ребята, на какой вопрос мы с вами отвечали сегодня?
— Кто же такие звери?
— Каких зверей вы запомнили? Что нового о них узнали?
— Ребята, оцените свою работу на уроке. (символы и устные высказывания)
— Молодцы, вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо.
Литература.
1. Дмитриев Ю., Пожарицкая Н. Моя первая книга о животных. – М.: Дрофа, 1995.
2. Плешаков А.А. Зеленые страницы: Кн. для учащихся нач. кл. – М.: Просвещение, 1996.
3. Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А. Мир вокруг нас: Методическое пособие. 1 класс. – М.: Просвещение, 2002.