Государственное казенное учреждение
Детский дом-интернат
« Южное Бутово»
Конспект урока окружающего мира
«Прогулка по зоопарку»
подготовила воспитатель
Терешкина Светлана Васильевна
г. Москва 2012
Цель:
формировать представления о животных Севера и жарких стран, об образе жизни, познакомить с правилами поведения при наблюдении за животными.
Задачи:
Образовательные:
— расширять знания об обитателях зоопарка;
— учить устанавливать зависимость между внешним видом животного и средой обитания;
— уточнять знания условий для жизни разных животных, особенности питания;
— познакомить детей с правилами поведения при наблюдении за животными в зоопарке.
Коррекционно — развивающие:
— закреплять в активном словаре понятия «хищники», «травоядные»;
— развивать связную речь;
— способствовать развитию памяти, внимания, мышления.
Воспитательные:
— воспитывать чувство любви к природе;
— прививать бережное отношение к животным.
Предшествующая работа.
Экскурсия в зоопарк, рассматривания иллюстраций с животными Севера, жарких стран. Чтение книг о животных, стихов и загадок.
Наглядно — дидактический материал.
Карточки — иллюстраций животных (белый медведь, морж, тюлень, жираф, слон, зебра, обезьяна, волк, заяц, лиса);
Карточки — символы с нарисованной косточкой и травой.
Ход занятия
Воспитатель — Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет не совсем обычное занятие.
Воспитатель — Я хочу пригласить вас в одно очень интересное место. Хотите узнать куда?
Дети — Да, хотим.
Воспитатель — Догадайтесь сами, я буду давать вам подсказки.
В этом месте живет много разных животных, там можно увидеть сразу и животных Севера и животных жарких стран и животных наших лесов. Как называется это место в городе?
Дети — Зоопарк.
Воспитатель — Верно, зоопарк. Только в зоопарке мы можем увидеть сразу столько животных, которые живут в самых разных местах.
Воспитатель — Что же нужно знать о животных, чтобы поселить их в зоопарке?
Дети — Где они жили на Севере или жарких странах.
Воспитатель — Правильно, нужно знать, какие условия нужны для жизни, кто любит холод или тепло.
Воспитатель — Животные Севера живут в каких условиях?
Дети — Где всегда холодно или морозно.
Воспитатель — Каких животных Севера вы знаете?
Дети — Белый медведь, морж, тюлень.
Воспитатель — Хорошо будет этим животным в зоопарке летом? Что нужно для них сделать?
Дети — Летом им будет жарко.
Воспитатель — Для животных, которые любят холод, в зоопарке охлаждают воду и помещение. Зачем?
Дети — Они могут умереть от жары.
Воспитатель — Верно, животные могут перегреться, заболеть и даже умереть.
Воспитатель — А каких животных жарких стран вы знаете?
Дети — Жираф, слон, обезьяна.
Воспитатель — Какие условия нужно создавать в зоопарке для этих животных?
Дети — Зимой они должны жить в тепле.
Воспитатель — Этих животных зимой переводят в теплые, закрытые павильоны, чтобы они не замерзли .
Игра «Кто лишний»
(выкладываются карточки с животными Севера (жарких стран) и одно животное жарких стран (Севера). Дети должны найти и объяснить, кто тут лишний).
Воспитатель — Что еще нужно знать о животных, которые живут в зоопарке?
Дети — Кто чем питается.
Воспитатель — Правильно. Какие бывают животные? Чем они питаются?
Дети — Хищники, они питаются другими животными, мясом.
Воспитатель – Назовите, каких знаете хищников?
Дети — Белый медведь, тигр, лев, волк.
Воспитатель — Еще чем питаются животные, как их называют?
Дети — Травоядные, питаются растениями, ягодами, листьями, грибами, корой.
Воспитатель — Каких травоядных знаете?
Дети — Жираф, зебра, слон, заяц.
Игра «Накорми животное»
(берется две карточки — символы (косточка и трава), детям нужно разложить под этими символами карточки с животными, давая объяснения, почему положили это животное к «косточке» или «траве»).
Воспитатель — Ну вот мы разместили животных, накормили. Теперь можно прогуляться по зоопарку.
Физкультминутка «Зоопарк
По зоопарку мы шагаем, (маршируют на месте)
И медведя там встречаем.
Этот мишка косолапый (руки согнуты в локтях, ноги на ширине плеч;
Широко расставил лапы, переступание с ноги на ногу)
То одну, то обе вместе,
Долго топчется на месте.
Впереди, из — за куста, (прикладывают руку ко лбу, всматриваются
Смотрит хитрая лиса. вдаль в одну и другую сторону)
Мы лисичку обхитрим, (бег на месте на носках)
На носочках побежим.
Вот волчата спинку выгнули (наклониться вперед, прогнуть спину)
И легонечко подпрыгнули. (легкий прыжок вверх)
Подражаем мы зайчишке, (руки приставили к голове, подскоки)
Непоседе – шалунишке.
Но закончилась игра, (вернуться на места)
Возвращаться нам пора.
Воспитатель — Теперь мы поговорим, какие правила нужно соблюдать, когда приходим в зоопарк. Какую табличку мы видели около клеток с животными? Почему?
Дети — Не кормить животных!
Воспитатель — Ведь мы не всегда знаем, что животному можно, а что нельзя. Если все посетители будут целый день бросать еду животным, то они могут заболеть и даже умереть от этого. Поэтому в зоопарке вешают таблички «Животных кормить запрещается!».
Воспитатель – Еще одно правило «Нельзя близко подходить к клетке и просовывать руки в клетку». Почему?
Дети — Может укусить.
Воспитатель — Верно, это опасно, животное может не только укусить, но и откусить руку, если это хищник. Каждое животное защищает свой дом. Клетка для животного в зоопарке, это и есть дом животного.
Воспитатель – Следующее правило «Соблюдать чистоту и тишину». Что это значит?
Дети — Не сорить, не бросать мусор, не шуметь, не пугать животных.
Воспитатель — Ведь на воле звери жили в тишине, там не было столько народу, сколько в зоопарке.
Воспитатель — Ребята, давайте еще раз повторим правила поведения в зоопарке.
Дети — Не кормить животных! Нельзя близко подходить к клетке и просовывать руки в клетку! Соблюдать тишину и чистоту!
Воспитатель — Молодцы! Запомнили правила, думаю, когда мы поедим в настоящий зоопарк, обязательно будем выполнять эти правила.
Список литературы:
1.Бондаренко Т.М. – Экологические занятия с детьми 5-6 лет.- Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2009.
2.Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е. – Здравствуй мир! – М.: Баласс, 2006.
3.Нуждина Т.Д. – Мир животных и растений. Энциклопедия для малышей. – Ярославль: «Академия развития»,1997
4.Шорыгина Т.А. – Беседы о русском Севере. Методические рекомендации. – М.:
ТЦ Сфера, 2008.
5.Шорыгина Т.А. – Беседы о пустыне и полупустыне. Методические рекомендации. – М.:ТЦ Сфера, 2009.