МДОУ « Детский сад №178»
Г.Саратов
Конспект урока окружающего мира
«Птички – невелички»
Воспитатель: Гусева
Татьяна Александровна
Программное содержание:
-. Закрепить знания детей о признаках весны, о жизни птиц в весенний период, об особенностях внешнего вида, повадках.
-Продолжать расширять представление, как птицы устраивают свои гнезда (различные виды гнезд).
-Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и память детей.
-Учить понимать образный смысл загадок.
-Воспитывать чувство любви к родной природе; доброе, бережное отношение к пернатым друзьям;
Активизировать в речи детей слова: грач, ласточка, солнечная, радостная , звонкая, гнездо, скворечник, чирикают, щебечут.
Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулок, чтение художественной литературы: С. Городецкий «Как птицы учились строить гнезда», А. Шевченко «Гнезда», Т. Нужина «Воробьи», «Ласточка» и др.
Загадывание загадок, рассматривание книжных иллюстраций,
дидактический материал.
Подвижные игры Воробушки и кот», дидактические игры «Назови птичку, которой не стало», «Угадай, какой наш дом», «Угадай по описанию», «Чьи детки» и др.
.
Оборудование и наглядные пособия:
Плоскостные фигурки птиц.
. Шапочки с изображением птиц для подвижной игры.
Макеты птичьих гнезд
Организация и методика проведения занятия
-Дети сидят на стульях полукругом. Раздается стук в дверь. Входит воспитатель в костюме Матрешки.
Матрешка. Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Кто я?
Загадка:
Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Матрешка: Правильно! Я – Матрешка.
Сегодня я проснулась от веселого перезвона капели за окном и птичьего концерта. Расчирикались, расщебетались на солнышке птицы. А как вы думаете, о чем поют птицы?
Дети: О весне, о солнышке.
Матрешка: Весна. Какая она?
Дети: Солнечная, теплая, радостная, звонкая.
Матрешка: что за чудеса происходят весной, когда пригреет солнышко?
Дети: тает снег, бегут ручьи, прилетают птицы, расцветают цветы.
Матрешка: — А чем пахнет весна?
Дети: цветами, талым снегом.
Матрешка: Какие звуки у весны?
Дети: журчание ручья, капель, щебет птиц.
Матрешка: Весной все оживает, просыпается вокруг. Но самое главное чудо, которое происходит в природе весной — это то, что
именно весной к нам из теплых стран прилетают пернатые
друзья. Самыми первыми прилетают грачи (показывает картинку). Это крупные, черные птицы с длинным клювом. Ходят важно, длинными носами землю ковыряют: червяков ищут. Кричат: «Крак! Крак! Весна! Весна!». Есть еще такая примета: » Если грач на горе, то весна во дворе».
Матрешка: Ребята, я принесла вам волшебную шкатулку. Если правильно отгадать загадку, то в шкатулке появится птичка. Хотите проверить? Тогда внимательно слушайте.
1.Вот вещунья — белобока,
А зовут её:
Дети: сорока
Матрешка: — Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
Дети: ласточка
Матрешка:- Не ворона, не синица
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку
Раздалось вокруг «ку-ку»
Дети: кукушка.
Матрешка: -Кто присел на толстый сук
И стучит «Тук-тук, тук-тук»
Дети: дятел
Матрешка:- На шесте дворец.
Во дворце певец,
Как зовут его?
Дети: скворец
После каждой правильно отгаданной загадки, Матрешка вынимает фигурку птицы соответствующей отгадке и прикрепляет её на магнитную доску.
Матрешка: Какие вы молодцы. Все загадки отгадали правильно.
-Ребята, обратите внимание, какой красивой получилась весенняя картинка.
Давайте еще раз назовем птиц, которых вы здесь видите.
Дети перечисляют птиц: сорока, воробей, дятел, ласточка, скворец, кукушка, грач.
Матрешка: Ребята, сейчас я хочу поиграть с вами в игру: «Какая птица улетела». Вы закройте глаза, я уберу одну из птиц. А теперь откройте глаза, внимательно посмотрите и назовите ту птицу, которой не стало.
Проводится игра: «Какая птица улетела»
Матрешка: Ребята, а вы сами хотели бы стать птичками?
Ответы детей: Да
Матрешка: Для этого вам нужно взять волшебные шапочки, одеть их и произнести волшебные слова.
. Повторяйте за мной:
Раз, два, три
(хлопают в ладоши)
Повернись
(поворачиваются вокруг себя)
Быстро в птичку превратись!
Матрешка: Назовите, в какую птичку вы превратились (название птицы должно соответствовать изображению на шапочке).
Вы знаете, сколько у птички лапок? А глаз, крыльев?
Давайте посчитаем:
Лапка, раз! (выдвигают вперед одну ногу).
Лапка, два! (выдвигают другую ногу).
Скок-скок-скок! (скачут на обеих ногах).
Крылышко, раз! (одну руку в сторону).
Крылышко, два! (другую руку в сторону).
Хлоп, хлоп, хлоп! (хлопают крыльями).
Глазик, раз! (закрывают один глаз).
Глазик, два! (закрывают другой глаз).
А теперь ребята расправьте свои крылья и полетайте как птички.
Дети: бегают, машут крылышками, чирикают, пищат.
Матрешка сопровождает движения детей словами:
Прилетали птички,
Птички — невелички.
Весело скакали
Зернышки клевали
И быстро улетали.
Матрешка: Как вы думаете, куда могли полететь птички?
Ответы детей: В домик
Матрешка: Правильно, в свой домик. А как называется дом птицы?
Дети: гнездо
Матрешка: вы знаете, что гнезда у птиц бывают разные..
Где строит свое гнездо дятел, сорока?
Дети: на дереве.
Матрешка: А где живет скворец?
Дети: В скворечнике.
Матрешка: где строит свое гнездо ласточка?
Дети: под крышей дома.
Матрешка: Оглянитесь вокруг. Посмотрите сколько у нас гнезд для птиц.
Давайте поиграем с вами в игру « Найди свое гнездышко»
Под веселую музыку птички летают, с окончанием музыки летят в свое гнездышко.
Раз, два, три
Птичка в гнездышко лети.
Дети – «птички» должны найти свое гнездышко.
Детям предлагается изображения 4 гнезд.( гнездо ласточки, дятла, скворца, сороки). Каждый ребенок занимает свое гнездо.
Матрешка: Вот и подошло к концу наше занятие. Вам понравилось? Вы все ребята молодцы, быстро, правильно справлялись со всеми заданиями. Ну а теперь нам пора прощаться.
Литература:
1.О.А.Соломенникова « Занятия по формированию элементарных экологических представлений во 2 мл.группе».
2. Популярное пособие для родителей и педагогов « 1000 загадок», составители Н.В.Ёлкина, Т.И.Тарабарина.