муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 241
«Детский сад комбинированного вида»
Конспект урока окружающего мира
«Путешествие в подводный мир»
Составила:
воспитатель высшей квалификационной категории
Демакова Ольга Васильевна
Кемерово 2011
Цель: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста путем развития диалогической речи.
Задачи:
1.Уточнять и расширять представление детей об обитателях вод – морских рыбах.
2.Развивать речь, умение наблюдать и анализировать, учить делать выводы, выражать их в речи;
3.Активизировать словарь (рыбы, море, песок, водоросли, краб, волны, ракушки, морской конек)
4.Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
5.Воспитывать уважение и умение взаимодействовать друг с другом.
Предварительная работа: беседа о среде обитания рыб, чтение художественной литературы, заучивание стихов, речедвигательных, пальчиковых игр.
Оборудование: рыбы, водоросли, ракушки, камешки, тоннель из модулей, кораллы, нарисованный корабль, гимнастические дорожки.
В: Здравствуйте дети, сегодня мы снова отправимся в путешествие. А вот куда нам предстоит отправиться мы сейчас и узнаем (достаю из волшебного короба один из рисунков). Посмотрите, здесь нарисовано море, рыбы, водоросли. Догадались, куда мы отправимся? (ответы детей). Правильно, отправляемся путешествовать под водой, а что нам для этого надо?
Д: специальный костюм, акваланг и ласты.
В. Правильно! Ну, что же отправляемся. (выходим из группы). А еще нам надо сказать волшебные слова, повторяйте за мной:
кара-бара-тара- тук,
посмотри скорей вокруг,
улыбнись, повернись
под водою окажись!
Звучит аудио запись шума моря. Входим в музыкальный зал. Посмотрите, дети у нас все получилось, мы оказались в подводном царстве, какая же вокруг красота! Дети, вам здесь нравится? А какими словами мы можем описать подводный мир? Я буду задавать вопрос, а вы отвечать на него. Какой подводный мир?
Дети. Красивы, чистый, уютный, необычный, яркий, красочный.
В. молодцы, красивыми словами описали подводный мир.
Ой, посмотрите, что я нашла? Интересно, на что это похоже? Как вы думаете?
Дети. Это часть от корабля.
В. Интересно, что же это за корабль был. Обратите внимание, здесь что – то написано.
Задание внимательно читай,
и все о чём там говорится — выполняй.
Слова находятся везде,
На суше, в небе и в воде,
Ты вокруг посмотри и слова назови.
Как слово с клешней ты назовешь, там осколок от корабля и найдешь.
Посмотрите вокруг, и, начиная с Сони, называйте слова, которые нашли под водой.
Д: Рыбы, водоросли, ракушки, камешки, морские звёзды, кораллы, черепахи, раки, крабы.
В: Молодцы, нашли все слова.
А какое слово у нас с клешней?
Д: Краб!
В: Правильно, ищем краба. Вот краб, а вот и часть от корабля с заданием.
Найди тоннель жемчужный ты,
там звуки спрятались внутри,
ты в него пролезай,
предметы со звуком [A] доставай.
Дети проползая через тоннель достают предметы.
В:Молодцы, правильно! Справились с заданием. Скажите, где находится звук [А] в слове раки? Ну, что поплыли дальше.
А теперь давайте погуляем по морским волнам.
По морским волнам пройдем и немного отдохнём.
Давайте идти, плавно, легко.
В:Посмотрите, ребята, какие рыбы попались в сеть. Давайте поможем им спастись и заодно я вам расскажу, как эти рыбы называются. Вот это рыба клоун… У нее такое интересное название из-за ее окраса. Эта рыба красного цвета с белыми полосками.
Эта рыбка получила своё название из-за своих полосок. А какое животное на суше тоже имеет такие полоски.
Д: Зебра!
В: Правильно, и эта рыбка получила такое название рыба-зебра.
Отпускаем рыбок, пусть плывут себе в море.
А что здесь еще запуталось в сетке? Это еще один фрагмент нашего корабля.
А вот и задание.
Рыбок многих знаешь ты,
Кто где живет — скорей скажи.
В: Скажите дети, а все рыбы живут в море?
Д: Нет, не все. Рыбы живут в речке, в озере, в аквариуме.
З.Р.Правильно. А как называют рыб, которые живут в море?
Д: морские
В: Рыбы, которые живут в реке?
Д: Речные
В: Рыбы, которые живут в озере?
Д: Озерные
В: Рыбы, которые живут в аквариуме?
Д: Аквариумные
В:Умницы! Посмотрите, какая красивая ракушка, такие ракушки хранят музыку моря. А вот и последний фрагмент нашего корабля спрятан в ракушке.
Вспомни рыб красивых ты и по схеме их опиши.
Как только картинка сложится у вас
корабль вы увидите тотчас.
В: А теперь я проверю, каких морских рыбок вы запомнили. Соня, какую рыбку ты запомнила. Возьми эту рыбку и опиши нам ее.
В: Молодцы все справились с заданиями, давайте составлять нашу картинку.
Корабль готов.
В: Вы сегодня просто молодцы! Соня сегодня нашла много слов под водой. Агата была самой внимательной, Сергей – самым смелым, Коля – самым ловким. Ангелина запомнила больше всех названий рыб…
Список литературы:
1.Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет / Л.М. Козырева. – М.: У-Фактория, 2005. – 224 с. – (Психология детства: Практикум).
2. Османова Г. А., Позднякова Л. А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков 5-6 лет
3.Шевцова Е.Е. Развитие речи ребенка от одного года до семи лет / Е.Е. Шевцова, Е.В. Воробьева. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96 с. – (Библиотека журнала «Логопед»).