МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 4 «СНЕГУРОЧКА»
КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»
Конспект урока окружающего мира
«Путешествие в тундру»
Воспитатель подготовительной группы № 2 «Кораблик»
Шихова А.Ф.
Салехард, 2011 г.
«Путешествие в тундру»
Задачи:
Закрепить знания детей о диких животных Севера, о месте их обитания, о пользе их для человека.
Учить детей с помощью мимики и жестов, изображать диких животных Севера.
Расширить представления детей о значении и роли оленей для человека, о жизни и быте народов Севера.
Воспитывать отзывчивость, доброжелательное и заботливое отношение к животным Севера.
Учить детей проводить опыты с песком и водой.
Закрепить знания детей о свойствах песка.
Словарь: активизировать в речи детей прилагательные.
Грамматика: совершенствовать структуру и грамматическую правильность предложений в речи детей, добиваться полного ответа детей на вопросы.
Материалы к занятию:
Игрушки животных, макет тундры, макет чума, кукла Хомани, подарки для животных (ягель, морковь, брусника, мёд, зерно), узоры народов Севера.
для экспериментальной деятельности: фартуки, колбочки, воронки, песок, стаканы.
Предварительная работа:
Чтение рассказов, сказок о Севере; проведение национальных игр; заучивание стихотворений; знакомство с основными промыслами (охота, рыболовство, оленеводство); знакомство с орнаментами народов Севера.
Ход занятия.
Воспитатель: ребята сегодня к нам пришли гости поздоровайтесь с гостями. Посмотрите, к нам пришла еще одна гостья с тундры. Это Хомани. Она приглашает нас на прогулку в тундру.
Посмотрите на глобус и покажите, где мы с вами живём. Скажите, как называется наш округ?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: скажите, чем богат Ямал?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: правильно это нефть и газ, а сейчас мы вместе с Хомани отправимся в интересное путешествие в тундру.
А как вы думаете, какой основной вид транспорта у народов Севера?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: а почему? Почему мы с вами не сможем передвигаться по тундре на машине?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: правильно, машина застрянет в снегу, тогда мы с вами отправимся в путешествие на оленях. Хомани предлагает нам взять с собой гостинцы для лесных жителей.
Все взяли?
Воспитатель: ну, тогда поехали, где же наш быстрый олень? (звучит музыка)
Воспитатель: вот мы с вами и оказались в белоснежной тундре. Закройте глазки и послушайте, как хрустит снег под ногами (крахмал) Скажите, в какую погоду хрустит снег?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: но тише мы ведь с вами в гостях у тундры, а тундра любит тишину и покой. Поэтому давайте мы с вами тихо пойдём дальше. Ведь даже хруст снега, может напугать её жителей.
Воспитатель: а каких животных мы можем встретить в тундре?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: а теперь давайте поиграем в игру «Угадай, какой я зверь?» (на спинку ребенка прикрепить картинку с животным, дети мимикой, жестами изображают, каким он зверем оказался, и ребенок должен угадать)
Воспитатель: ну, давайте пойдем дальше. Ой, посмотрите, здесь под елочкой кто-то спрятался. Попробуйте отгадать загадку:
Комочек пуха,
Длинное ухо.
Прыгает ловко,
Любит морковку (заяц).
Воспитатель: молодцы вы догадались это заяц. Кто из вас может рассказать про зайца (о его внешнем виде, чем питается).
Дети: ответы детей.
Воспитатель: скажите, а кого боится заяц в тундре?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: давайте мы с вами угостим зайца морковкой, спрячем его от волка и пойдем дальше.
Воспитатель: смотрите, а это кто спит в берлоге
Не стучите в эти двери
Спят уже давно все звери.
Если будете стучать
Медведи могут зарычать.
Кто нам может рассказать про медведя?
Давайте не будем его будить, оставим для него угощение и пойдем дальше.
Воспитатель: ребята смотрите, а это кто?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: мы с вами поговорим о северном олене. Как называют маму олененка?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: кто расскажет про важенку.
Дети: у важенки, как и у оленя, есть рога, белая или серая густая теплая шерсть, крепкие сильные ноги на ногах копыта. Копытами важенка разгребает снег, находя корм для себя и своего олененка.
Воспитатель: чем питаются олени?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: правильно олени питаются ягелем ,они помогают своим хозяевам выжить в тундре. Помогают перевозить груз, дрова, возят охотников на охоту. Олень очень трудолюбивое животное и очень красивое.
Кто мне расскажет стихотворение об олене.
Олень. (Леонид Лапцуй)
Он в тундре живёт с незапамятных пор,
И Север представить нельзя без оленя.
Олень – это тундры пятнистый ковёр,
Её вдохновенье, её откровеньё…
А сколько интересных игр есть у детей Севера. Хочу познакомить с игрой “Важенка и оленята”. Важенка — это мама — олениха, ею буду я. Нужно выбрать волка (ребенок), он сидит в своем доме (стульчик). Здесь сделаем домик важенки и оленят (черта из веревки). Будем говорить слова:
Бродит в тундре важенка, с нею оленята,
Объясняет каждому, все что непонятно.
Топают по лужам оленята малые,
Терпеливо слушают наставленья мамины.
Под музыку оленята бегают, резвятся, на слова «Волк идет»- быстро убегают за черту (в домик).
А теперь давайте оставим корм для оленя и пойдем дальше.
Воспитатель: дети, когда человек приходит в лес или в тундру, он должен оберегать животных и природу, а не уничтожать.
Воспитатель: вот мы с вами дошли и до чума. Ребята в нашем Северном крае живут народы ханты и ненцы. Скажите, а чем они занимаются?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: правильно народы Севера занимаются рыболовством, оленеводством, охотой. Женщины шьют одежду, меховую обувь, украшают её орнаментом.
Здесь вы видите образцы некоторых орнаментов. Орнаменты не только радуют нас своей красотой. Они рассказывают о жизни тундры. Каждый орнамент имеет свое название.
Попробуйте эти названия угадать.
1. Черная птица меня не боится,
Моргнет удивленно и каркнет … (ворона)
2. Наступил мой каблучок
На березовый … (сучок)
3. Всех зверей она хитрей,
Шуба рыжая на ней,
Пышный хвост её краса
Это хитрая …(лиса)
Воспитатель: молодцы ребята, отгадали все загадки.
Воспитатель: ребята, скажите, в каком жилище живут ханты, ненцы?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: а какой формы чум?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: правильно чум имеет форму конуса, а как вы думаете не холодно ли людям жить в таком жилище?
Дети: нет, шкура оленя согревает жилище.
Воспитатель: а какую одежду и обувь они носят?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: ребята народности Севера очень гостеприимный народ. Они встречают дорогих гостей и обязательно угощают. Вот и вам они отправили в подарок
бруснику. Она не только вкусная, но и полезная. Попробуйте.
Воспитатель: а теперь давайте мы с вами оставим Хомани дома и пойдем дальше.
Вот мы с вами оказались на берегу самой длинной реки по всей России. Как же она называется?
Дети: это река Обь.
Воспитатель: да это полноводная Обь. В Обь впадают многочисленные речушки. В озерах, реках и в самой Оби живет разная рыба
Восп: какая же рыба водится в наших реках?
Дети: муксун, щука, щекур, нельма, осетр, налим, язь, окунь и т.д.
Воспитатель: ребята посмотрите, а это что за рыба? Мне кажется, она нам хочет что-то сказать. Давайте послушаем.
Воспитатель: рыба сказала, что река загрязнилась и рыбам нечем дышать. Как же мы сможем рыбам помочь?
Давайте, попробуем очистить воду, но для этого нам надо оказаться детском саду в лаборатории.
Давайте вызовем быстрых оленей и поедем (музыка).
Воспитатель: вот мы и оказались в лаборатории быстро надевайте халаты и садитесь за столы. У вас на столах воронки, стаканы, песок.
Ребята, а вы знаете, что песок является природным фильтром. Давайте мы с вами попробуем при помощи песка очистить воду.
Насыпаем в воронку песок (что сделали? Значит песок, какое вещество?)
Дети: сыпучее
А теперь сверху нальем грязную воду. И понаблюдаем. Песок пропускает воду.
Воспитатель: ребята смотрите, вода очистилась. Как вы думаете, смогли ли мы помочь рыбам.
Дети: да.
Воспитатель: ребята на следующем занятии мы с вами поговорим об очистке воды более подробно.
Воспитатель: ребята скажите, где мы с вами сегодня побывали?
Кого мы встретили в тундре?
Что мы узнали о животных Севера?
Что нового мы узнали о быте народов Севера?
Кому мы помогли на занятии?
Как мы помогли рыбам? Понравилось вам?
Список использованной литературы
1. Песня «Увезу тебя я в тундру» слова М. Пляцковского, музыка М. Фрадкина.
2. М.С. Приходько, О.Б.Приходько «Хомани», С-Петербург.2002г.
3. «Узоры северного сияния», С-Петербург.2003г.
4. П.Н.Богун «Игра как основа национальных видов спорта »,С-Петербург.2004г.
5. Л. Лапцуй «Песни мои детям», М. 2001 г.