Конспект урока окружающего мира «Путешествие в тундру»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 4 «СНЕГУРОЧКА»

КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»










Конспект урока окружающего мира

«Путешествие в тундру»






Воспитатель подготовительной группы № 2 «Кораблик»

Шихова А.Ф.






Салехард, 2011 г.













«Путешествие в тундру»


Задачи:

  1. Закрепить знания детей о диких животных Севера, о месте их обитания, о пользе их для человека.

  2. Учить детей с помощью мимики и жестов, изображать диких животных Севера.

  3. Расширить представления детей о значении и роли оленей для человека, о жизни и быте народов Севера.

  4. Воспитывать отзывчивость, доброжелательное и заботливое отношение к животным Севера.

  5. Учить детей проводить опыты с песком и водой.

  6. Закрепить знания детей о свойствах песка.

Словарь: активизировать в речи детей прилагательные.

Грамматика: совершенствовать структуру и грамматическую правильность предложений в речи детей, добиваться полного ответа детей на вопросы.

Материалы к занятию:

Игрушки животных, макет тундры, макет чума, кукла Хомани, подарки для животных (ягель, морковь, брусника, мёд, зерно), узоры народов Севера.

для экспериментальной деятельности: фартуки, колбочки, воронки, песок, стаканы.

Предварительная работа:

Чтение рассказов, сказок о Севере; проведение национальных игр; заучивание стихотворений; знакомство с основными промыслами (охота, рыболовство, оленеводство); знакомство с орнаментами народов Севера.


Ход занятия.


Воспитатель: ребята сегодня к нам пришли гости поздоровайтесь с гостями. Посмотрите, к нам пришла еще одна гостья с тундры. Это Хомани. Она приглашает нас на прогулку в тундру.

Посмотрите на глобус и покажите, где мы с вами живём. Скажите, как называется наш округ?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: скажите, чем богат Ямал?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: правильно это нефть и газ, а сейчас мы вместе с Хомани отправимся в интересное путешествие в тундру.

А как вы думаете, какой основной вид транспорта у народов Севера?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: а почему? Почему мы с вами не сможем передвигаться по тундре на машине?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: правильно, машина застрянет в снегу, тогда мы с вами отправимся в путешествие на оленях. Хомани предлагает нам взять с собой гостинцы для лесных жителей.

Все взяли?

Воспитатель: ну, тогда поехали, где же наш быстрый олень? (звучит музыка)

Воспитатель: вот мы с вами и оказались в белоснежной тундре. Закройте глазки и послушайте, как хрустит снег под ногами (крахмал) Скажите, в какую погоду хрустит снег?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: но тише мы ведь с вами в гостях у тундры, а тундра любит тишину и покой. Поэтому давайте мы с вами тихо пойдём дальше. Ведь даже хруст снега, может напугать её жителей.

Воспитатель: а каких животных мы можем встретить в тундре?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: а теперь давайте поиграем в игру «Угадай, какой я зверь?» (на спинку ребенка прикрепить картинку с животным, дети мимикой, жестами изображают, каким он зверем оказался, и ребенок должен угадать)

Воспитатель: ну, давайте пойдем дальше. Ой, посмотрите, здесь под елочкой кто-то спрятался. Попробуйте отгадать загадку:

Комочек пуха,

Длинное ухо.

Прыгает ловко,

Любит морковку (заяц).

Воспитатель: молодцы вы догадались это заяц. Кто из вас может рассказать про зайца (о его внешнем виде, чем питается).

Дети: ответы детей.

Воспитатель: скажите, а кого боится заяц в тундре?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: давайте мы с вами угостим зайца морковкой, спрячем его от волка и пойдем дальше.

Воспитатель: смотрите, а это кто спит в берлоге

Не стучите в эти двери

Спят уже давно все звери.

Если будете стучать

Медведи могут зарычать.

Кто нам может рассказать про медведя?

Давайте не будем его будить, оставим для него угощение и пойдем дальше.

Воспитатель: ребята смотрите, а это кто?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: мы с вами поговорим о северном олене. Как называют маму олененка?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: кто расскажет про важенку.

Дети: у важенки, как и у оленя, есть рога, белая или серая густая теплая шерсть, крепкие сильные ноги на ногах копыта. Копытами важенка разгребает снег, находя корм для себя и своего олененка.

Воспитатель: чем питаются олени?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: правильно олени питаются ягелем ,они помогают своим хозяевам выжить в тундре. Помогают перевозить груз, дрова, возят охотников на охоту. Олень очень трудолюбивое животное и очень красивое.

Кто мне расскажет стихотворение об олене.

Олень. (Леонид Лапцуй)

Он в тундре живёт с незапамятных пор,

И Север представить нельзя без оленя.

Олень – это тундры пятнистый ковёр,

Её вдохновенье, её откровеньё…

А сколько интересных игр есть у детей Севера. Хочу познакомить с игрой “Важенка и оленята”. Важенка — это мама — олениха, ею буду я. Нужно выбрать волка (ребенок), он сидит в своем доме (стульчик). Здесь сделаем домик важенки и оленят (черта из веревки). Будем говорить слова:

Бродит в тундре важенка, с нею оленята,
Объясняет каждому, все что непонятно.
Топают по лужам оленята малые,
Терпеливо слушают наставленья мамины.

Под музыку оленята бегают, резвятся, на слова «Волк идет»- быстро убегают за черту (в домик).

А теперь давайте оставим корм для оленя и пойдем дальше.

Воспитатель: дети, когда человек приходит в лес или в тундру, он должен оберегать животных и природу, а не уничтожать.

Воспитатель: вот мы с вами дошли и до чума. Ребята в нашем Северном крае живут народы ханты и ненцы. Скажите, а чем они занимаются?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: правильно народы Севера занимаются рыболовством, оленеводством, охотой. Женщины шьют одежду, меховую обувь, украшают её орнаментом.

Здесь вы видите образцы некоторых орнаментов. Орнаменты не только радуют нас своей красотой. Они рассказывают о жизни тундры. Каждый орнамент имеет свое название.

Попробуйте эти названия угадать.

1. Черная птица меня не боится,

Моргнет удивленно и каркнет … (ворона)

2. Наступил мой каблучок

На березовый … (сучок)

3. Всех зверей она хитрей,

Шуба рыжая на ней,

Пышный хвост её краса

Это хитрая …(лиса)

Воспитатель: молодцы ребята, отгадали все загадки.

Воспитатель: ребята, скажите, в каком жилище живут ханты, ненцы?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: а какой формы чум?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: правильно чум имеет форму конуса, а как вы думаете не холодно ли людям жить в таком жилище?

Дети: нет, шкура оленя согревает жилище.

Воспитатель: а какую одежду и обувь они носят?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: ребята народности Севера очень гостеприимный народ. Они встречают дорогих гостей и обязательно угощают. Вот и вам они отправили в подарок

бруснику. Она не только вкусная, но и полезная. Попробуйте.

Воспитатель: а теперь давайте мы с вами оставим Хомани дома и пойдем дальше.

Вот мы с вами оказались на берегу самой длинной реки по всей России. Как же она называется?

Дети: это река Обь.

Воспитатель: да это полноводная Обь. В Обь впадают многочисленные речушки. В озерах, реках и в самой Оби живет разная рыба

Восп: какая же рыба водится в наших реках?

Дети: муксун, щука, щекур, нельма, осетр, налим, язь, окунь и т.д.

Воспитатель: ребята посмотрите, а это что за рыба? Мне кажется, она нам хочет что-то сказать. Давайте послушаем.

Воспитатель: рыба сказала, что река загрязнилась и рыбам нечем дышать. Как же мы сможем рыбам помочь?

Давайте, попробуем очистить воду, но для этого нам надо оказаться детском саду в лаборатории.

















Давайте вызовем быстрых оленей и поедем (музыка).

Воспитатель: вот мы и оказались в лаборатории быстро надевайте халаты и садитесь за столы. У вас на столах воронки, стаканы, песок.

Ребята, а вы знаете, что песок является природным фильтром. Давайте мы с вами попробуем при помощи песка очистить воду.

Насыпаем в воронку песок (что сделали? Значит песок, какое вещество?)

Дети: сыпучее

А теперь сверху нальем грязную воду. И понаблюдаем. Песок пропускает воду.

Воспитатель: ребята смотрите, вода очистилась. Как вы думаете, смогли ли мы помочь рыбам.

Дети: да.

Воспитатель: ребята на следующем занятии мы с вами поговорим об очистке воды более подробно.

Воспитатель: ребята скажите, где мы с вами сегодня побывали?

Кого мы встретили в тундре?

Что мы узнали о животных Севера?

Что нового мы узнали о быте народов Севера?

Кому мы помогли на занятии?

Как мы помогли рыбам? Понравилось вам?




























Список использованной литературы


1. Песня «Увезу тебя я в тундру» слова М. Пляцковского, музыка М. Фрадкина.

2. М.С. Приходько, О.Б.Приходько «Хомани», С-Петербург.2002г.

3. «Узоры северного сияния», С-Петербург.2003г.

4. П.Н.Богун «Игра как основа национальных видов спорта »,С-Петербург.2004г.

5. Л. Лапцуй «Песни мои детям», М. 2001 г.






Свежие документы:  Конспект урока по Окружающему миру "Красота родного города" 1 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: