Государственное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 2360 ЮВАО
Конспект урока окружающего мира
«Цветик — семицветик»
подготовила учитель-логопед
высшей категории
Сидорова Ульяна Митрофановна
Москва 2011 г.
Конспект занятия по формированию лексико — грамматических категорий в подготовительной группе для детей с ОНР.
Тема: «Цветик – семицветик»
Цель: закрепление лексико-грамматических категорий и развитие просодической стороны речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: закрепление навыка практического употребления в речи предлогов, формирование навыка ориентировки в пространстве, согласно схеме своего тела, закрепление навыка построения предложений из 4-5 слов, закрепление навыка различения и называния гласных и согласных звуков, формирование слоговой структуры слова и навыка словообразования.
Коррекционно-развивающие: формирование навыка классификации и обобщения, развитие речеслухового внимания, памяти.
Коррекционно-воспитательные: формирование межличностных отношений, бережное отношение к природе.
Оборудование: предметные картинки с изображением цветов, цветик — семицветик (отрывные лепестки), схемы предлогов.
Игрушка «мельница» — цветовое обозначение звуков, «звуковая дорожка» — кирпичики синего и красного цвета.
Обруч с бабочками для выработки силы воздушной струи, наклейки с изображением бабочек, текст пальчиковой гимнастики «Здравствуй солнце золотое», текст логопедической ритмики «Пришла весна».
Предварительная работа: изучение пальчиковой гимнастики, изучение логопедической ритмики, коррекционная работа в течение года.
Словарная работа: предварительное проговаривание слов: «первоцвет», «приветствуем», «гладиолус». Объяснение значения слов: «приветствуем», «первоцвет».
Ход занятия
1.Организационный момент:
Игровое упражнение «Бабочка взлетела» — выработка воздушной струи.
(Дети входят в группу через ворота и дуют на бабочек, привязанных на нитках)
Инструкция логопеда: Ребята, чтобы оказаться на поляне, нужно сильно подуть на бабочку.
Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, солнце золотое».
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, легкий ветерок!
Здравствуй, солнечный денек!
Мы живем в родном краю,
Всех я Вас приветствую.
Логопед обращает внимание на гостей и предлагает поздороваться с ними. (Проговаривание слова «приветствуем» по слогам). В случае затрудненного проговаривания — предлагаю отхлопать слово по слогам.
2. Основная часть.
Логопед обращает внимание детей на необычный цветок: цветик – семицветик и предлагает оторвать первый лепесток.
(Сопряженное проговаривание):
Лети, лети лепесток,
Через Запад на Восток,
Через Север, через Юг —
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли.
Быть по-нашему вели.
Вели привести нас в страну «Настроения».
2.1 Дидактическая игра «Комплименты» — образование превосходной степени прилагательных.
Дети, обращаясь, друг к другу, передают мяч со словами: «Аня, ты сегодня такая красивая».
«А ты еще красивее» — отвечает Лена.
2.2 Мимическая гимнастика «Мы не скажем, а покажем». Логопед называет состояние, а дети изображают грусть, радость, удивление, разочарование, задумчивость.
2.3 Логопед: «Красный лепесток отрываем, в «Страну маленьких слов» попадаем».
Игровое упражнение «Волшебные схемы» — закрепление пространственного отношения предлогов по схемам.
Вопрос логопеда: «Что за рисунки на доске?»
Дети: «Маленькие слова».
Логопед: «Зачем мы используем в предложении « маленькие слова»?»
Дети: «Чтобы словечки между собой подружились».
«Чтобы красиво и грамотно говорить».
«Чтобы слова нашли свое место в предложении».
2.4 Дидактическая игра «Бабочка-путешественница» — составление предложений из 4-5 слов с предлогами по демонстрируемому действию с помощью бабочки.
2.5 Дидактическая игра «Живые слова» — закрепление схемы предложения, определение количества слов в предложении.
Описание игры:
Ранее придуманное предложение ребята «разбирают» на слова. Каждый ребенок запоминает свое слово. Логопед предлагает детям разбежаться, а потом построиться в предложение. Каждый ребенок называет свое слово. Если ребенок неправильно занял свое место – предложение не получится. После того, как ребята хорошо усвоят последовательность слов в предложении, можно попросить кого-нибудь преднамеренно ошибочно занять свое место, а потом исправить. Данная игра позволяет закрепить последовательность слов в предложении и их количество.
2.6 Логопед: «Желтый лепесток отрываем, в «Страну движенья попадаем».
Логопедическая ритмика «Пришла весна».
Улыбаются все люди — (Дети поднимают руки над головой)
Весна, весна, весна! (Ритмично хлопают в ладоши)
Она везде, она повсюду — (Делают ритмичные повороты туловища)
Красна, красна, красна.
По лугу, лесу и поляне
Идет, идет, идет. (Ритмично шагают на месте)
На солнышке скорей погреться
Зовет, зовет, зовет. (Машут обеими руками к себе)
И в ручейке лесном задорно
Звенит, звенит, звенит. (Ритмично щелкают пальцами рук)
По камушкам в реке широкой
Журчит, журчит, журчит. (Потирают ладоши)
Разносит запахи повсюду
Цветов, цветов, цветов. (Делают из пальцев «бутон», ритмично
И все живое сразу слышит сжимают и разжимают их)
Весенний зов.
2.7 Логопед: «Синий лепесток отрываем, в «Страну трудных слов попадаем».
Дидактическая игра «Прошагай слова» — формирование слоговой структуры слова.
( Ребята идут по кругу, деля слова на слоги и называя части слов).
2.8 Логопед: «Оранжевый лепесток отрываем, в «Страну умников и умниц» попадаем».
Дидактическая игра «Посади цветы» — классификация цветов по месту произрастания — луговые, полевые, садовые.
Логопед вывешивает картинки с изображением клумбы, луга, поля и предлагает посадить цветы с учетом их места произрастания в природе.
3. Заключительная часть:
Логопед: «Зеленый лепесток отрываем, в «Страну звуков» попадаем».
3.1 Дидактическая игра «Мельница» — закрепление навыка различения гласных и согласных звуков с помощью цвета, развитие речеслухового внимания.
3.2 Дидактическая игра «Звуковая дорожка» — запоминание гласных и согласных звуков и называние их.
С помощью кирпичей синего и красного цвета составляем «звуковую» дорожку. Ребенок, наступая на красный кирпич, называет гласный звук, на синий — согласный.
3.3 Дидактическая игра «Мы со звуками играем» — формирование фонематического восприятия.
Логопед предлагает ребенку назвать слово на заданный звук и поощряет его наклейкой-бабочкой за правильно придуманное слово.
3.4. Итог.
Дети прощаются и покидают волшебную поляну через ворота, предварительно подув на бабочку.
Список использованной литературы
1. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. — М.: ТЦ «Сфера», 2004г.
2.Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения.
— М.: ТЦ «Сфера», 2005 г.
3.Сидорова У.М. Задания по развитию речи для детей средней группы ДОУ-М.: ТЦ «Сфера», 2010 г.
Автор и источник заимствования пальчиковой гимнастики неизвестен.