Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 г.Козьмодемьянска» Республики Марий Эл
Древние рептилии. Динозавры.
подготовила
Краснощёкова Анна Михайловна
учитель начальных классов
2012
Тема урока: Древние рептилии. Динозавры.
Образовательные: формировать представления детей о далеком прошлом Земли; пополнить знания учащихся об эпохе динозавров; познакомить с видами удивительных животных прошлого – динозаврами; узнать, как ведется изучение этих древних животных; познакомить с причинами вымирания;
Воспитательные: формировать основы экологической культуры;
Развивающие: развивать речь, мышление, наблюдательность, память учащихся;
Познавательная задача: узнать, чем пресмыкающиеся отличаются от других животных.
Учебная задача: учиться обобщать полученные знания.
Ход урока:
Орг. момент.
Повторение пройденного. Актуализация знаний.
Работа в парах. Учащиеся сравнивают изображённых рептилий с другими животными, находят сходства и различия. На первом рисунке крокодил сравнивается со страусом: и тот и другой выводят детёнышей из яиц. На втором рисунке сравниваем мышь и ящерицу, обращаем внимание на то, что некоторые рептилии имеют четыре ноги и хвост, как и млекопитающие. Сходство с рыбами представлено рисунком, изображающим змею и угря (предложите детям узнать, где кто, и обратите внимание детей на чешую у рыб и чешуйки у змей). Некоторые рептилии имеют панцирь, как и ракообразные (крабы).
Отгадайте загадки.
1. Вот что-то серенькое мчится, Прохожих не боится.
На хвост лишь наступите – Оставит под ногой:
– Пожалуйста, возьмите, Найду себе другой! (Ящерица)
2. Мы с ужом ужасно схожи. Оба мы черней угля.
Уж весь вьётся. Я вьюсь тоже. Отгадайте-ка, кто я? (Угорь)
3. Огромная змея, достигающая в длину более 10 м. Обитает в Индии, Китае и в других тропических странах. (Удав)
4. Ящерица, которая может изменять окраску своего тела. Может смотреть одним глазом вперёд, другим назад. (Хамелеон)
5. Земноводное, похожее на ящерицу. Живёт в Европе. Северной Америке и в Азии. Встречается в Карпатах и в Закавказье. (Саламандра)
6. Большая ядовитая змея, длина которой может достигать 5,5 м. Обитает в Южной и Юго-Восточной Азии, встречается в Туркмении, Узбекистане, Таджикистане. Укус её опасен для человека. (Кобра)
7. Крупная ящерица жарких стран. Длина ее – около 1,5 м. Встречается в песчаных и каменистых пустынях. (Варан)
8. Полезное для садов и огородов земноводное. (Жаба)
9. Пресмыкающееся, тело которого покрыто роговым панцирем. Некоторые виды его живут только в море, другие – лишь на суше. По земле передвигается плохо. (Черепаха)
На какие две группы можно разделить всех этих животных. Как иначе называются земноводные? (амфибии) А пресмыкающиеся? (рептилии)
Змеи тоже приносят пользу человеку своим ядом, из которого делают лечебные препараты. В тех местах, где водятся гадюки, надо быть осторожным. Прежде чем сорвать ягоду или гриб, прощупайте траву палкой. И если обнаружили змею, не путайтесь, а дайте ей отползти в сторону. Что же делать, если гадюка все же успела укусить? Надо срочно доставить пострадавшего в медицинский пункт, где ему введут сыворотку и сделают переливание крови. Не следует перетягивать конечность, разрезать ранку, прижигать чем-нибудь.
Проблемная ситуация. Определение темы урока.
Сегодня мы продолжим вести разговор о пресмыкающихся. Вы на уроках часто говорите о том, что надо охранять природу, животных, которые живут на Земле, но ведь чтобы охранять природу, нужно знать историю планеты, животных, которые на ней жили, и некоторые из них почему – то исчезли. Итак, как вы думаете, какая тема нашего урока? (мы будем говорить о динозаврах) Правильно! Молодцы, вы сами узнали тему нашего урока.
Составление плана.
На какие вопросы вы бы хотели сегодня найти ответ?
Предлагаю разобрать многое о динозаврах. План работы следующий:
— Кто такие динозавры?
— Когда жили динозавры?
— Чем питались?
— Почему исчезли?
— Как мы узнали о динозаврах?
— Почему у динозавров такие сложные названия?
— Можем ли мы исчезнуть с лица Земли, как динозавры?
Чтобы ответить на эти вопросы, надо хорошо потрудиться, прикоснуться к эпохе того далекого времени. И так, давайте разбираться! Я помогу вам перенестись в то давнее время.
5. Работа по плану.
Кто такие динозавры?
Что означает слово «динозавр»? Слово «динозавр» обозначает «ужасный ящер». При раскопках ученые были потрясены, когда обнаружили огромные кости этих животных. Однако потом оказалось, что не все динозавры огромны, есть и динозавры размером с лошадь и даже с кошку.
Итак, кто же такие динозавры?
Ребята, а кто из вас видел динозавра? (нет). Почему? (они не живут в наше время)
Вы знаете, когда они жили? (много тысяч лет назад, миллионы лет назад). Правильно, а как мы назовем это время? То, что было давно? (прошлое). А то, что происходит с нами сейчас? (настоящее). Смогли бы динозавры жить в наше время? Почему? (природа не та, места мало, да и человек вместе с динозавром не ужился бы. Он стал бы его изолировать, изучать). А то, что будет, происходит с нами в дальнейшем? (будущее) Молодцы!
Действительно, ребята, греческое слово «динозавр» в переводе означает «ужасная ящерица» или «ужасный ящер». Это название было придумано в 1842 году знаменитым учёным Ричардом Оуэном. Вероятно, археологи были потрясены, когда обнаружили при раскопках громадные кости динозавров.
А теперь уточним и расширим понятие «динозавр», обратимся к Толковому словарю русского языка Ожегова. Динозавр — вымершее крупное пресмыкающееся.
Науке известно более 600 видов динозавров. Однако учёные предполагают, что их могло быть в 2 раза больше. Всех динозавров условно делят на 3 основные группы: наземных или сухопутных, плавающих и летающих.
Давайте, ответим на второй наш вопрос. Когда жили динозавры?
(Динозавры жили в прошлом, когда не было человека).
Мы с вами разобрались уже, кто такие динозавры, когда жили. А теперь узнаем, чем они питались?
Чем могут питаться животные? (Животные могут питаться травой и мясом) Динозавров, которые питались травой, как называют? (травоядными). Кроме этих мирных гигантов были динозавры – хищники. Чем они питались? (мясом).
Среди динозавров выделяют хищных и растительноядных.
— И сейчас я предлагаю заслушать сообщения ребят о некоторых из них.
ДИПЛОДОК – самый длинный, растительноядный динозавр. Длина – 27 метров. Вес – 10 тонн. По земле он бродил медленно, опираясь на 4 массивных ноги, но становился более проворным в излюбленной среде обитания – болотах и мутных речках, где он и проводил большую часть времени в поисках нежной зелени. Диплодок часто становился лёгкой добычей для свирепых хищников.
ПЛЕЗИОЗАВР – самый крупный плавающий динозавр. Часто выныривал на поверхность, чтобы вдохнуть воздух. Длина — до 15 метров. Вес – до 240 килограммов. У плезиозавра были чрезвычайно длинные шея и хвост и короткое, бочкообразное туловище. У плезиозавра было два ряда острых зубов и четыре плавника, крепившихся к телу мощными мышцами.
ПТЕРОДАКТИЛЬ – летающий динозавр. Размах крыла – от нескольких сантиметров до 8 метров. Питался мелкими морскими животными и рыбой.
А теперь немного пофантазируем и представим, что вы ученые, которые ведут раскопки. Вам удалось найти зуб динозавра. Так вот, всего лишь по одному зубу можно определить, принадлежал ли динозавр к хищникам или травоядным.
— Как вы думаете, какие зубы были у травоядных, а какие у хищников?
(Длинные острые зубы принадлежат хищникам, им нужно было схватить, удержать, а потом рвать свою жертву. Мелкие плоские зубы принадлежат травоядному динозавру)
5.Физкультминутка
Молодцы! Продолжаем путешествовать. Следующий вопрос. Почему исчезли?
Нам предстоит разгадать историю исчезновения динозавров. Как вы думаете, почему исчезли динозавры? Ученые до сих пор не знают, почему 65 миллионов лет назад исчезли динозавры. Некоторые ученые считают, что с Землей столкнулся огромный метеорит, произошел взрыв, поднялось много пыли, стало холодно, солнце не пробивалось сквозь толстый слой пыли.
Ребята, когда наступают холода, какие изменения в природе происходят? (становится холодно, исчезает растительность, улетают птицы…)
Сначала исчезла растительность, в то давнее время. А если нет растений, значит, нет пищи для каких видов динозавров? (травоядных). Исчезают травоядные. Нет травоядных, нет кого? (хищников). Почему? (так как им нечем было питаться.)
В древние времена это произошло не по вине человека.
А как мы узнали о динозаврах, если не было тогда еще человека?
То, что было давно, ученые изучают с помощью документов и различных сохранившихся предметов. В Земле сохранились останки динозавров: кости, зубы, иногда даже целые скелеты. По скелету ученые могут восстановить облик животного и даже сказать, чем оно питалось. Существуют палеонтологические музеи, в которых хранятся и отдельные кости, окаменевшие зубы и даже следы животных, оставленные на поверхности грязи или глины.
Ребята, а теперь, давайте посмотрим динозавров и попытаемся прочитать их название. Трудно читать?
Почему у динозавров такие сложные названия?
Ученые давали названия динозаврам на латинском языке. Эти названия можно перевести. Например, овираптор. Ови – яйца, раптор – вор, этот динозавр питался яйцами других динозавров. У этого динозавра даже не было зубов. Передними лапками он выхватывал несколько яиц из гнезда и бросался бежать, чтобы где-нибудь в укромном месте съесть свою добычу. Бегал он на двух лапах, а передние были специально приспособлены, чтобы хватать и удерживать яйца.
Трицератопс. Какое слово вам здесь знакомо? (три). Правильно! Три – три, це – рог, то есть трехрогий. У этого динозавра было три рога, два на лбу, а третий на носу. Рога ему помогали обороняться. На затылке у него был своеобразный костный воротник, который защищал шею от острых зубов хищника. Аллозавр – «странный ящер». Этот динозавр был одним из самых прожорливых хищников. Даже у только родившихся детенышей были острые зубы. Едва вылупившись из яйца, они начинали охотиться за насекомыми.
Почти все хищники бегали на задних лапах, чтобы иметь преимущество перед травоядными, так легче нападать. Травоядные передвигались на четырех лапах.
А теперь нам предстоит ответить на самый главный вопрос.
Можем ли мы исчезнуть с лица Земли, как динозавры?
Дети, а как вы думаете, а может ли человек исчезнуть с лица Земли как динозавр много лет назад?
При каких обстоятельствах, в каких ситуациях, это может произойти. Кто в этом может быть виновен? (землетрясение, извержение вулканов…)
А человек сам может стать причиной такой ситуации? В чем его вина, что он делает? Правильно!
А в наше время именно по вине человека Земля может превратиться в безжизненную пустыню. Именно человек виновен в том. Что засоряются реки, истребляются животные. Что может сделать каждый из вас, чтобы наша Земля не погибла. Чтобы не погибли животные, которые живут на Земле? ( Не ломать деревья, не рвать цветы, не разорять гнезда птиц, не бросать мусор).
— Молодцы! Если мы будем любить и охранять, беречь нашу природу. Она будет жить! Следовательно, продлиться жизнь человека. Будет жить планета – будет жить человек!!!!
6. Выставка книг.
-Хотите узнать больше о динозаврах? Обратите внимание на выставку книг, которую я подготовила для вас. Во всех этих энциклопедиях есть материал о динозаврах.
7. Проверочная работа.
А теперь проверим, как вы внимательно меня сегодня слушали на уроке. Если услышите правильное утверждение, то хлопаете в ладоши.
— Динозавры жили в прошлом.
— Во времена динозавров на Земле не было людей.
— Все динозавры были огромные.
— Животные, которые питались растениями, называют хищниками.
— У травоядных динозавров были маленькие плоские зубы.
— Хищники охотились на травоядных.
— Исчезают растения – исчезают животные.
— Будет жить планета – будет жить человек!
— Будем беречь природу!
Грозно щёлкая зубами
Очень крупного размера,
Стадо грустных динозавров
Выползало из пещеры.
Не умели звери эти
Улыбаться беззаботно
И бродили по планете,
Друг на друга скалясь злобно.
Время шло, их стало трое,
А затем — один стался.
Был всегда он недоволен,
Никогда не улыбался.
Погубили злость и ругань
Динозавров грустных этих,
И поэтому друг другу
Улыбайтесь чаще, дети!
Выходит, причиной гибели динозавров могли стать злость и ругань?
8. Итог урока.
Какой же напрашивается вывод? (И люди тоже вымрут, исчезнут, если будут злиться друг на друга и ссориться.) А поэтому улыбайтесь чаще, дети!
Молодцы! Ребята, спасибо, вам! Мне очень понравилось работать с такими добрыми, умными, активными, талантливыми детьми! Урок окончен!
9. РЕФЛЕКСИЯ
Продолжи фразу:
— Меня удивило, что…
— Для меня стало открытием…
— За что ты можешь похвалить себя, одноклассников, учителя?
— Что приобрёл, узнал?
10. Дома сделаете свой динопарк! (по выкройкам, которые даны в рабочей тетради).
Список литературы.
Детская энциклопедия динозавров, автор Сэм Тэплин, серия «Энциклопедии», издательство: « Росмэн-Пресс», 2007
Электронный толковый словарь Д.Н. Ушакова
Динозавры с анимацией, автор Анна Косалис, издательство: «Астрель», 1999
Плешаков А.А., Сонин И.И. Твои открытия, издательство «Дрофа», 1995