Конспект урока по окружающему миру в 1 классе
Зайтова Регина Изгаровна,
учитель начальных классов
первой категории
МБОУ Наримановского района
«СОШ №6»
Астраханской области
Тема урока: «Как помочь зимой птицам?»
Конспект урока «Окружающий мир» в 1 классе
Тема урока «Как помочь зимой птицам?» Урок «открытия» нового знания.
Цели:
Предметные: расширить знания о птицах, зимующих в наших краях,познакомить с устройством кормушек и видами корма;
Метапредметные:
Регулятивные: формировать действия самоконтроля и самооценки.
Коммуникативные: организовать систему по формированию коллективных и индивидуальных действий учащихся, учить преобразовывать практическую задачу в познавательную, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; самостоятельно выделять и формировать познавательную цель ,аргументировать свою позицию и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; проявлять любовь к животным, воспитывать чувство ответственности.
Познавательные: развивать память, логическое мышление и речь на языке предмета, развивать познавательный интерес, умение переносить новые знания в умения.
Планируемые результаты: научить распознавать зимующих птиц, изготавливать кормушки, выбирать корм для птиц.
Оборудование: различные виды кормушек, таблица « Зимующие птицы», словари « Птицы России», пакеты из-под кефира, ножницы, веревки , линейки, цветные карандаши, фишки.
Вопросы и задания, направленные на формирование УУД | Формирование универсальных учебных действий | |||||||||||||||
I.Мотива-ция к учебной деятельности. II. Актуализация знаний III. Самоопределение к деятельности IV. Этап освоения новых знаний V. Продолжение работы по теме VI. Этап проверки понимания усвоения материала. VII.Этап оценивания, итог. | -Доброе утро! Я рада вас видеть! -А сейчас мы проведем небольшую разминку .Игра « Третий лишний» (карточки у каждого на парте) -Я буду называть трех животных, одно из которых лишнее. Закройте фишкой кружок , который по счету соответствует названию «лишнего» животного. -корова, жираф, дятел. -кузнечик, синица ,бабочка. -ласточка, окунь, щука. -Наш Муравьишка как обычно не может обойтись без своих любимых загадок.
(дятел) (на доске карточки со словами) Гусь Воробей Скворец Дятел Грач — Кто это? — Как отличить птиц от других животных? — Каких вы еще знаете перелетных птиц? -Каких зимующих птиц знаете? -Чем они отличаются? — Какое сейчас время года? — Каково птицам зимой? -Вспомните, каких птиц вы видели в наших краях зимой? — Каково птицам зимой? -Сегодня мы будем говорить о том, как зимой помочь птицам. Работа с учебником. — Каких птиц вы видите? -Какие из них живут у нас круглый год? (синицы, воробьи, поползни) — Какие птицы прилетают на зиму? (свиристели, снегири) -Осенью многие птицы улетают на юг. Но большинство из них хорошо переносят зимы (т.е. холод), но т.к. зимой под снегом и льдом они не могут найти себе пищу, поэтому не холод, а голод заставляет их улетать в теплые края. Не все птицы улетают в теплые края. В родных местах остаются те, которые и зимой могут находить пропитание, такие птицы называются зимующие.(рассказ учителя сопровождается показом иллюстраций) Синицы круглый год живут в лесах, парках и садах. Зимой они собираются в стайки и перебираются к жилью человека. Когда нет насекомых, синицы едят семена деревьев и кустарников, любят хлеб и сало. Воробьи зимой тоже стараются держаться поближе к человеку. В сильные морозы им холодно ночевать под открытым небом, поэтому они забиваются на ночь в щели домов, под крыши сараев. Поползня вы могли и не видеть, но эта птичка живет у нас круглый год. Свое имя она получила от слова «ползать». Она действительно ползает по стволам деревьев, но ползает акробатически: и вверх головой, и вниз, и поворачивается на ходу, и припрыгивает. В это время птица работает – ищет насекомых в щелях дерева. Так бегать по дереву кроме поползня никто не умеет. Зимой, когда в лесу становится голодно, поползень вместе с синицами прилетает к человеческому жилью. Есть он будет все, что сможет найти. А если поползень найдет кормушку, куда люди положили семена, то он будет перетаскивать их и прятать, делать запасы. -Каких птиц вы видели на улице? В зимнее время вороны переселяются в ближайшие города и деревни. Здесь они кормятся остатками пищи и всякими отбросами, поэтому ворон можно увидеть на помойке или городской свалке. Ранней весной вороны снова разлетятся по лесам и рощам. На кормушке мы видим гостей которые прилетели к нам зимовать. Это – перелетные птицы. Свиристель – таёжный житель. Но к нам прилетает зимовать т.к. любит плоды рябины, калины, клюквы. Свиристель розовато-серого цвета, с рыжеватым хохолком на голове. Хохолок у птицы то поднимается, то опускается края крыльев и хвостика ярко-желтые. А когда она поёт, кажется, что кто-то на старинной дудочке свирели играет. Снегири прилетают из северных лесов. Появление снегиря всегда связано с первым снегом, отсюда и название этой птицы.
-Рассмотрите иллюстрации. Какие птицы изображены? Прочитайте задание, Что нужно сделать? -Выполните задание. 2) (показать кормушку из коробки) -Ребята, Муравьишка выполнил домашнее задание. Здесь и гам , и птичье пенье, Здесь есть даже угощенье: Крошки хлеба и пшено. Отгадайте , что это? (кормушка)
-Рассмотрим рисунки, какие кормушки могут быть?( учебник стр.74) 3) Практическая работа в парах. -Конечно, ребята, зимующие птицы приспособлены к жизни в суровых условиях. И все же птицы нередко голодают. Особенно трудно им приходится во время сильных морозов и снегопадов, -У кого есть во дворе кормушки для птиц? Какие птицы прилетают? -Сегодня мы изготовим кормушки из подручного материала. -Рассмотрим схему инструкцию в рабочей тетради. (выставка кормушек) 4) . Ребята, у каждого из вас на парте лежит листочек. Попробуйте вместе с соседом по парте составить меню для птичьих столовых. Потом мы составим одно общее меню (дети зачитывают, то что они написали, а учитель записывает на доске общее меню).
Меню Арбузные семечки Дынные семечки Семечки подсолнуха Просо Пшено Овес Кедровые орешки Ягоды рябины, бузины, черемухи Хлебные крошки Кусочки сала (несоленого)
-Работа со школьным словариком « Птицы России» Прочитайте информацию про зимующих птиц. (ребята делятся по группам каждая выбирает 1зимующую птицу, читающий ученик знакомит группу с текстом, кто-то готовит рассказ) Рефлексия. -Вернемся к учебной задаче урока .Вы научились различать птиц и узнавать их на картинке ? -Теперь вы сможете сделать кормушки для птиц и правильно подобрать корм? Учитель делает выводы по самооценке учеников, мотивирует свои выводы. | -Чему были посвящены наши предыдущие уроки? -Что узнали нового? -Сегодня мы на уроке не только узнаем много нового , но и выполним небольшую практическую работу. Как вы думаете , что будем делать? (Личностные УУД) формируются личностные ууд –мотивация к учебной деятельности (взаимопроверка) -Почему именно это животное вы выбрали? -Докажите правильность выполненного задания. Объясни своему товарищу. (Коммуникативные УУД) -Предположите ,о чем пойдет речь на уроке? -Где можно найти название темы? –Прочитайте в учебнике ,какие учебные задачи мы ставим перед собой? (Познавательные и личностные УУД) формируются личностные ууд — формулировка темы и цели работы на уроке самими обучающимися, принятие ими проблемных вопросов для их решения -Как вы думаете, почему эти слова я написала в 2 столбика? (В 1 столбике – перелетные птицы) — (Во 2 столбике – зимующие птицы) -Ребята, как вы думаете, а почему птицы улетают в теплые края? -А почему зимующие остаются с нами? (Коммуникативные УУД) (Познавательные УУД) получение новой информации (Личностные УУД) проявление интереса, познавательные – выделение общих признаков, классификация -Как будете выполнять? — Как вы думаете, для чего авторы учебника поместили это задание? (чтобы умели различать птиц) (Регулятивные УУД) удерживание цели деятельности до получения результата. -Предположите что это такое? Почему вы так думаете? (Регулятивные УУД) -Как думаете, в какой из них птице будет удобнее? Почему? Докажите! А что бы вы изменили в этих кормушках? (Познавательные и регулятивные УУД) формирование умения устанавливать причинно – следственные связи, учитывать чужое мнение, формулировать собственную позицию, получение новой информации -Что должны делать люди, чтобы помочь птицам зимой? (Личностные УУД) -Как будем выполнять работу? -Что нужно знать , чтобы справиться с заданием? -Расскажите ,в какой последовательности будете выполнять работу? (Регулятивные УУД) умение организовывать свою работу, оценивать правильность выполнения. -Что нужно вспомнить , чтобы выполнить это задание? (Познавательные УУД) — формировать умение самостоятельно находить значения отдельных слов, получение новой информации (Коммуникативные УУД) формировать умение сотрудничать для достижения цели. (Познавательные и коммуникативные УУД) – формировать умение сотрудничать для достижения цели. получение новой информации ,умение вычленять нужную информацию из общей информации. Как будете работать в группе? Как разделите обязанности? (Кто-то читает, кто-то слушает, кто-то потом рассказывает). -Что нового узнали? Поделитесь своими знаниями с одноклассниками из других групп. (Коммуникативные и регулятивные УУД) – умение контролировать действия партнера, высказывать свое мнение, выслушивать мнение партнера, оценивать уровень своих познаний, отвечая на вопрос: что я не знаю?, -Оцените свои достижения. На парте приготовлены розовый и желтый квадрат. -Кто может объяснить материал сегодняшнего урока товарищу -приклейте в тетрадь –розовый прямоугольник ,кто не совсем понял материал -желтый. (Личностные, коммуникативные, регулятивные УУД) формировать умение выполнения учебной деятельности, самостоятельной оценки правильности выполнения действий в соответствии с поставленной целью, способность вносить коррективы, адекватное восприятие оценки своей деятельности. |
Список использованной литературы:
Учебные пособия: УМК « Школа России»
А.А.Плешаков Окружающий мир 1 класс: Учебник в 2 частях, М: Просвещение, 2013
А.А.Плешаков Окружающий мир .1 класс: Рабочая тетрадь в 2 частях, М: Просвещение, 2013
Птицы России: Начальная школа /Сост. Т.Н. Ситникова ( Школьный словарик)М: Вако, 2009