Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме «Как помочь птицам зимой?»

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе

Зайтова Регина Изгаровна,

учитель начальных классов

первой категории

МБОУ Наримановского района

«СОШ №6»

Астраханской области






Тема урока: «Как помочь зимой птицам?»




































Конспект урока «Окружающий мир» в 1 классе

Тема урока «Как помочь зимой птицам?» Урок «открытия» нового знания.

Цели:

Предметные: расширить знания о птицах, зимующих в наших краях,познакомить с устройством кормушек и видами корма;

Метапредметные:

Регулятивные: формировать действия самоконтроля и самооценки.

Коммуникативные: организовать систему по формированию коллективных и индивидуальных действий учащихся, учить преобразовывать практическую задачу в познавательную, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; самостоятельно выделять и формировать познавательную цель ,аргументировать свою позицию и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; проявлять любовь к животным, воспитывать чувство ответственности.

Познавательные: развивать память, логическое мышление и речь на языке предмета, развивать познавательный интерес, умение переносить новые знания в умения.

Планируемые результаты: научить распознавать зимующих птиц, изготавливать кормушки, выбирать корм для птиц.

Оборудование: различные виды кормушек, таблица « Зимующие птицы», словари « Птицы России», пакеты из-под кефира, ножницы, веревки , линейки, цветные карандаши, фишки.




Этапы урока

Вопросы и задания, направленные на формирование УУД

Формирование универсальных учебных действий

I.Мотива-ция к учебной деятельности.







II. Актуализация знаний





















III.

Самоопределение к деятельности

































































































































































IV.

Этап освоения новых знаний















































































































































































V. Продолжение работы по теме

















































































































































VI.

Этап проверки понимания усвоения материала.

















VII.Этап оценивания, итог.

-Доброе утро! Я рада вас видеть!

















-А сейчас мы проведем небольшую разминку .Игра « Третий лишний»

(карточки у каждого на парте)



-Я буду называть трех животных, одно из которых лишнее. Закройте фишкой кружок , который по счету соответствует названию «лишнего» животного.



-корова, жираф, дятел.

-кузнечик, синица ,бабочка.

-ласточка, окунь, щука.



-Наш Муравьишка как обычно не может обойтись без своих любимых загадок.

1.

По лужку он важно бродит.

Из воды сухим выходит.

Носит красные ботинки.

Дарит мягкие перинки

(гусь)

 

 

 

 


2.

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крохи собирает.

(воробей)

                               

 

 


3.

На шесте – дворец.

Во дворце – певец.

А зовут его …..

(соловей)

 

                                        

 


4.

Всех перелётных птиц черней.

Чистит пашни он червей.

Взад – вперёд по пашне вскачь.

А зовется птица …..        (грач)                         

 

 

 

 


5.

Черный жилет,

Красный берет.

Нос, как топор,

Хвост, как упор

 

 

 

 

 (дятел)



(на доске карточки со словами)

Гусь                       Воробей

Скворец                Дятел

Грач

— Кто это?

— Как отличить птиц от других животных?

— Каких вы еще знаете перелетных птиц?

-Каких зимующих птиц знаете?

-Чем они отличаются?

— Какое сейчас время года?

— Каково птицам зимой?

-Вспомните, каких птиц вы видели в наших краях зимой?

— Каково птицам зимой?

-Сегодня мы будем говорить о том, как зимой помочь птицам.

Работа с учебником.

   Каких птиц вы видите?

    -Какие из них живут у нас круглый год? (синицы, воробьи, поползни)

   Какие птицы прилетают на зиму? (свиристели, снегири)

-Осенью многие птицы улетают на юг. Но большинство из них хорошо переносят зимы (т.е. холод), но т.к. зимой под снегом и льдом они не могут найти себе пищу, поэтому не холод, а голод заставляет их улетать в теплые края. Не все птицы улетают в теплые края. В родных местах остаются те, которые и зимой могут находить пропитание, такие птицы называются зимующие.(рассказ учителя сопровождается показом иллюстраций)

Синицы круглый год живут в лесах, парках и садах. Зимой они собираются в стайки и перебираются к жилью человека. Когда нет насекомых, синицы едят семена деревьев и кустарников, любят хлеб и сало.

Воробьи зимой тоже стараются держаться поближе к человеку. В сильные морозы им холодно ночевать под открытым небом, поэтому они забиваются на ночь в щели домов, под крыши сараев.

Поползня вы могли и не видеть, но эта птичка живет у нас круглый год. Свое имя она получила от слова «ползать». Она действительно ползает по стволам деревьев, но ползает акробатически: и вверх головой, и вниз, и поворачивается на ходу, и припрыгивает. В это время птица работает – ищет насекомых в щелях дерева.

Так бегать по дереву кроме поползня никто не умеет. Зимой, когда в лесу становится голодно, поползень вместе с синицами прилетает к человеческому жилью. Есть он будет все, что сможет найти. А если поползень найдет кормушку, куда люди положили семена, то он будет перетаскивать их и прятать, делать запасы.

-Каких птиц вы видели на улице?

В зимнее время вороны переселяются в ближайшие города и деревни. Здесь они кормятся остатками пищи и всякими отбросами, поэтому ворон можно увидеть на помойке или городской свалке. Ранней весной вороны снова разлетятся по лесам и рощам.

На кормушке мы видим гостей которые прилетели к нам зимовать. Это – перелетные птицы.

Свиристель – таёжный житель. Но к нам прилетает зимовать т.к. любит плоды рябины, калины, клюквы. Свиристель розовато-серого цвета, с рыжеватым хохолком на голове. Хохолок у птицы то поднимается, то опускается края крыльев и хвостика ярко-желтые. А когда она поёт, кажется, что кто-то на старинной дудочке свирели играет.

Снегири прилетают из северных лесов. Появление снегиря всегда связано с первым снегом, отсюда и название этой птицы.

  1. Работа в рабочей тетради:

-Рассмотрите иллюстрации. Какие птицы изображены? Прочитайте задание, Что нужно сделать?

-Выполните задание.



2) (показать кормушку из коробки)

-Ребята, Муравьишка выполнил домашнее задание.

Здесь и гам , и птичье пенье,

Здесь есть даже угощенье:

Крошки хлеба и пшено.

Отгадайте , что это?

(кормушка)

 

-Рассмотрим рисунки, какие кормушки могут быть?( учебник стр.74)





3) Практическая работа в парах.

-Конечно, ребята, зимующие птицы приспособлены к жизни в суровых условиях. И все же птицы нередко голодают. Особенно трудно им приходится во время сильных морозов и снегопадов,

-У кого есть во дворе кормушки для птиц? Какие птицы прилетают?

-Сегодня мы изготовим кормушки из подручного материала.

-Рассмотрим схему инструкцию в рабочей тетради.

(выставка кормушек)

4) . Ребята, у каждого из вас на парте лежит листочек. Попробуйте вместе с соседом по парте составить меню для птичьих столовых. Потом мы составим одно общее меню (дети зачитывают, то что они написали, а учитель записывает на доске общее меню).

 

Меню

Арбузные семечки

Дынные семечки

Семечки подсолнуха

Просо

Пшено

Овес

Кедровые орешки

Ягоды рябины, бузины, черемухи

Хлебные крошки

Кусочки сала (несоленого)

 



-Работа со школьным словариком « Птицы России»

Прочитайте информацию про зимующих птиц.

(ребята делятся по группам каждая выбирает 1зимующую птицу, читающий ученик знакомит группу с текстом, кто-то готовит рассказ)











Рефлексия.

-Вернемся к учебной задаче урока .Вы научились различать птиц и узнавать их на картинке ?

-Теперь вы сможете сделать кормушки для птиц и правильно подобрать корм?















































Учитель делает выводы по самооценке учеников, мотивирует свои выводы.

-Чему были посвящены наши предыдущие уроки? -Что узнали нового?

-Сегодня мы на уроке не только узнаем много нового , но и выполним небольшую практическую работу. Как вы думаете , что будем делать?

(Личностные УУД)



формируются личностные ууд –мотивация к учебной деятельности











(взаимопроверка)

-Почему именно это животное вы выбрали? -Докажите правильность выполненного задания.

Объясни своему товарищу.

(Коммуникативные УУД)

















































































-Предположите ,о чем пойдет речь на уроке?

-Где можно найти название темы? –Прочитайте в учебнике ,какие учебные задачи мы ставим перед собой?

(Познавательные и личностные УУД)

формируются личностные ууд —

формулировка темы и цели работы на уроке самими обучающимися, принятие ими проблемных вопросов для их решения

































-Как вы думаете, почему эти слова я написала в 2 столбика?



(В 1 столбике – перелетные  птицы)

— (Во 2 столбике – зимующие птицы)

-Ребята, как вы думаете, а почему птицы улетают в теплые края?

-А почему зимующие остаются с нами?

(Коммуникативные УУД)





(Познавательные УУД)

получение новой информации





(Личностные УУД)



проявление интереса, познавательные – выделение общих признаков, классификация





























































































































































-Как будете выполнять?



— Как вы думаете, для чего авторы учебника поместили это задание? (чтобы умели различать птиц)



(Регулятивные УУД)

удерживание цели деятельности до получения результата.



-Предположите что это такое? Почему вы так думаете?



(Регулятивные УУД)

















-Как думаете, в какой из них птице будет удобнее?

Почему? Докажите!

А что бы вы изменили в этих кормушках?

(Познавательные и регулятивные УУД)



формирование умения устанавливать причинно – следственные связи, учитывать чужое мнение, формулировать собственную позицию,

получение новой информации













-Что должны делать люди, чтобы помочь птицам зимой?

(Личностные УУД)







-Как будем выполнять работу?

-Что нужно знать , чтобы справиться с заданием?

-Расскажите ,в какой последовательности будете выполнять работу?

(Регулятивные УУД)

умение организовывать свою работу, оценивать правильность выполнения.



-Что нужно вспомнить , чтобы выполнить это задание?























(Познавательные УУД)

— формировать умение самостоятельно находить значения отдельных слов,

получение новой информации





(Коммуникативные УУД)



формировать умение сотрудничать для достижения цели.

























(Познавательные и коммуникативные УУД)

формировать умение сотрудничать для достижения цели.

получение новой информации ,умение вычленять нужную информацию из общей информации.









Как будете работать в группе? Как разделите обязанности?

(Кто-то читает, кто-то слушает, кто-то потом рассказывает).

-Что нового узнали? Поделитесь своими знаниями с одноклассниками из других групп.

(Коммуникативные и регулятивные УУД)

умение контролировать действия партнера, высказывать свое мнение, выслушивать мнение партнера,

оценивать уровень своих познаний, отвечая на вопрос: что я не знаю?,

-Оцените свои достижения. На парте приготовлены розовый и желтый квадрат.

-Кто может объяснить материал сегодняшнего урока товарищу -приклейте в тетрадь –розовый прямоугольник ,кто не совсем понял материал -желтый.

(Личностные, коммуникативные, регулятивные УУД)

формировать умение выполнения учебной деятельности, самостоятельной оценки правильности выполнения действий в соответствии с поставленной целью,

способность вносить коррективы, адекватное восприятие оценки своей деятельности.



















Список использованной литературы:

Учебные пособия: УМК « Школа России»

А.А.Плешаков Окружающий мир 1 класс: Учебник в 2 частях, М: Просвещение, 2013

А.А.Плешаков Окружающий мир .1 класс: Рабочая тетрадь в 2 частях, М: Просвещение, 2013

Птицы России: Начальная школа /Сост. Т.Н. Ситникова ( Школьный словарик)М: Вако, 2009




Свежие документы:  Конспект занятия для 1 класса «Зимующие птицы»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: