Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 50»
города Калуги
Конспект урока окружающего мира
в 1 классе
«Радуга»
подготовила
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 50» г. Калуги
Биндич Тамара Николаевна
г. Калуга
2013
Я никогда не скандалю. Скандал — это когда ты не права. А я всегда права.
Тема урока «Радуга»
Цель урока: формировать первоначальные представления о свете и цвете, о причинах возникновения радуги, закрепить знания цветов радуги. Воспитание бережного отношения к окружающей природе.
Ход урока:
Орг. момент. Приветствие учащихся:
Придумано кем – то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
«Доброе утро!» Солнцу и птицам!
«Доброе утро!» — Улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера.
Актуализация знаний. Звучит фонограмма со звуками птиц.
— Кого мы слышим? (Птиц)
— Трудно приходится птицам зимой?
— Как вы помогаете птицам зимой?
— Что вы услышали? (Пение птиц)
— Что они издают? (Звуки)
— Какая тема была на прошлом уроке? («Почему звенит звонок?»)
— Рассказать, что вы знаете о звуках?
Проверка домашнего задания
Звучит фонограмма дождя.
— Что вы слышите? ( Дождь)
— Что бывает после дождя? (Радуга)
— Это и есть тема нашего урока: « Радуга». (Слайд №1. Тема урока:
« Радуга».)
— Что мы знаем о радуге? ( Знаем цвета радуги, подсказку, которая помогает запомнить цвета, последовательность цветов).
( На слайде №2 появляется надпись «Что мы знаем»).
1.Радуга имеет 7 цветов.
2.Цвета радуги : красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
3.Подсказка: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
— Как вы думаете, все ли мы знаем про радугу?
— Что мы не знаем? (На слайде № 2 появляется надпись «Мы не знаем»)
Фиксируем затруднение
— Почему же радуга разноцветная?
— Так какая же цель нашего урока?
— Узнать, почему радуга разноцветная.
— Выскажите свои предположения, почему радуга разноцветная. (Слушаются предположения учеников).
— Может вам в этом поможет рисунок на странице 40? ( Ученики отвечают на вопрос. Читают объяснение Мудрой Черепахи на с.41).
— На что попадают в небе солнечные лучи? (На капельки дождя).
— Что происходит с солнечными лучами? (Распадаются на разноцветные лучики).
— Что тогда образуется? (Радуга)
Опыт с призмой.
Сообщение заранее подготовленного ученика. Радуга появляется если одновременно идет дождь и светит солнце. Чтобы увидеть радугу, необходимо находиться строго между солнцем (оно должно быть перед сзади) и дождем (он должен быть перед нами). Лучше всего наблюдать радугу рано утром или к вечеру. Когда солнце стоит высоко в небе, радуга небольшая. Когда мы смотрим на радугу с земли, она нам кажется дугой. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом. Редко, но все – таки случается, что на небе можно наблюдать одновременно две, три или даже четыре радуги.
— Так почему же радуга разноцветная?
— А было у нас такое предположение?
Со слайда № 2 убирается « не» из сочетания слов «мы не знаем».
— Почему «не» ушло? (Потому, что мы теперь знаем, почему радуга разноцветная).
Физкультминутка:
В небе радуга – дуга
Замыкает берега.
Расцветая все ясней,
Чудо – краски светят в ней!
Пусть ответит
Тот, кто знает
Или сможет сосчитать, Сколько красок
В ней играют, Озаряя моря гладь?
— Сколько цветов в радуге?
Применение знаний на практике
Из приложения на с.57 рабочей тетради заранее вырезаны цветные полоски.
Работа в парах. 1 вариант собирает радугу с ошибкой. 2 вариант находит эту ошибку и исправляет ее.
— Придумайте сказочную историю про Мудрую Черепаху и Муравьишку по рисунку на с.41 учебника. (Заслушиваются две – три сказки.)
Рефлексия
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с.41, в рамке).)
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
Подведение итогов урока
— Какая была цель урока?
— Кто знает ответ на этот вопрос?
— Достигли ли мы цели?
Домашнее задание: страница 40 – 41правило
Список использованной литературы
Плешаков А.А. Окружающий мир.1 класс: Рабочая тетрадь.2 ч. М.: Просвещение, 2011. с.57
Плешаков А.А. Окружающий мир.1 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений.2 ч. М.: Просвещение, 2011.
Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас – определитель для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2011.
4.Красильникова Н. Стихи. – М.: Книга, 2008.