Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме: «Болото и его обитатели»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

ЛИЦЕЙ №9

имени заслуженного учителя школы Российской Федерации А.Н.Неверова

Дзержинского района г. Волгограда





Конспект урока окружающего мира в

3 классе по теме: «Болото и его обитатели»












Подготовила учитель начальных классов

Баркалова Надежда Михайловна




Окружающий мир

3 класс


Тема: «Болото и его обитатели».


Цель урока: познакомить учащихся с животными и растениями болот, их «профессиями» в экосистеме, ролью болот в жизни человека.

Оборудование: иллюстрации обитателей болот, книги о растениях и животных.


Ход урока.


  1. Организация класса.

  2. Проверка домашнего задания.

а) Беседа.

— Что такое экосистема?

— С какой экосистемой познакомились на прошлом уроке?

— Что такое озеро?(Слайд 2)


— Какие бывают озёра?

— Кто обитает в озёрах?

-Какие растения можно встретить в экосистеме озера?

— Составьте цепи питания.

б)Работа со схемой из № 1 (Слайд 3)


— Посмотрите на схему. Что обозначают зелёные стрелки?

— Что обозначает коричневая стрелка?

— О чём свидетельствует чёрная стрелка?

( В это время группа учащихся выполняет индивидуальные задания на компьютере:

Определите « профессию» живого организма и поставьте плюс в соответствующем столбце.


Производители

Потребители

Разрушители

Рак




Карась




Рогоз




Одноклеточные водоросли




Щука




Кувшинка




Беззубка




Мотыль





3.Работа над новым материалом.

1) Работа с рисунком из задания №4. с.40.(Слайд 4).Картинки появляются по очереди)


— Перед вами бессточное озеро. Мы знаем, что круговорот веществ в озере замкнут не полностью. А что это значит? (Некоторые вещества не используются живыми организмами. Они накапливаются.)

— К чему это приводит?

— Как будут меняться условия жизни в таком озере?

— Так получается «не море, не земля – корабли не плавают, и ходить нельзя».

— Что это такое?

2)Сообщение темы и задач урока.

— Тема урока «Болото и его обитатели». Наша задача – изучить условия жизни в экосистеме болота, познакомиться с его обитателями, узнать о роли болот в природе и жизни человека. (Слайд 5)


3)Объяснение нового материала.

а) Болота в природе.

— Итак, вода в бессточном озере застаивается, так как течения нет, все частицы почвы оседают на дно, вследствие чего образуется ил. Остатки умерших растений и животных перемешиваются с илом и остаются на дне. Разрастающиеся растения покрывают не только берега и дно, но и поверхность озера, образуя зыбкий, пружинящий и чавкающий под ногами растительный слой, ходить по которому очень опасно – можно провалиться и увязнуть.

В тёмные осенние ночи над болотами иногда появляются какие – то огни, которые перебегают с места на место, пропадают и вновь появляются. Издавна люди связывали это с нечистой силой. А суть в том, что на дне болот гниёт много остатков погибших животных и растений. При этом образуются разные газы, в том числе и болотный. Когда он вырывается из глубины на поверхность, то от соприкосновения с воздухом вспыхивает – самовозгорается. А находятся огни все время в движении потому, что следуют малейшему колебанию воздуха.

б) Растительный мир болот.

— Деревья – хилые, чахлые, низкорослые, мало видов: сосна, ольха, береза.

— Почему? (Слишком много влаги, многие минеральные вещества вымываются, корни растений в воде вымокают, задыхаются без воздуха, создать надёжную опору они в этих условиях не могут).(Слайд 6)


— Кустарники – редкие, низкие, мало видов: багульник, голубика, черника. (причины те же) (Слайд 7)


Растут деревья и кустарники очень медленно. Корни – стелющиеся по верху, вглубь не идут.

— Почему?

— Зато в таких условиях пышными подушками разрастается мохсфагнум – особый вид влаголюбивой растительности. (Слайд 8)


Это растение обладает удивительной способностью впитывать в себя лишнюю воду. Всего 10г мха (а это вес 1 спичечного коробка) может «выпить» целый стакан воды. Ещё одно интересное свойство сфагнума – лечебное. Это растение может убивать микробов. Поэтому высушенный сфагнум используют вместо бинтов и ваты. Мхи уходят стеблями вглубь, но зелёные части видны лишь у поверхности. Ниже остаются белёсые отмершие части сфагнума. Ещё ниже видны бурые остатки погибших оснований тех же растений.

Болотные травы: пушица, белокрыльник. Здесь же встречается удивительное хищное растение росянка. Её листья покрыты волосками, на концах которых блестят капельки клейкого сока, похожие на капельки росы. Это привлекает насекомых. Насекомое садится на лист и приклеивается. Лист закрывается, и насекомое переваривается в капельках сока. Так росянка получает дополнительное питание.(Слайд 9)


А вот стихи про знаменитые ягоды:

О, сколько бусинок багряных

Рассыпано – не сосчитать!

Мхи на болотистых полянах

Коврами кажутся опять.

П.Бровка

Конечно, речь идёт о клюкве. Ягоды этого растения вкусные и целебные. (Слайд 10 -11)

Попробуем найти общие черты у всех этих болотных растений.(Слайд 12)



Рост – небольшой, так как неустойчивая опора.

Корни – стелющиеся, так как на глубине много воды и дышать им трудно.

Листья – особой формы, чаще узкие, жёсткие, иногда покрыты блестящим «воском», защищающим листья от излишнего испарения воды и не в целях экономии, а от переохлаждения, а на болоте и так не жарко.

Итак, на болотах растут деревья, кустарники, травы, мхи. Хорошо растут особые виды травянистых растений, хорошо приспособившиеся к условиям болота.

в)Животный мир болот.

— Где в природе много бывает животных?(Где много пищи)

— Много ли подходящей пищи для зверей на болотах?

— Хотя много травянистых растений, но они грубые, невкусные, да и ходить по болоту трудно, поэтому зверей на болоте мало. Сюда изредка заходят лоси, с их длинными ногами болото не очень страшно.

— В болотах много насекомых: комары, мошки, водомерки, жукиплавунцы, слепни, стрекозы. Стрекоз и водомерок здесь рой – они хищники, питаются другими насекомыми.(Слайд 13)


Насекомыми питаются ужи, лягушки, земноводные животные. Для них здесь много пищи, поэтому их тоже здесь много.

Птицы болот: аист, журавль, цапля, кулик, чибис. (Слайд 14)


— Что общего во внешнем виде птиц?

Состав

Действия

Длинные ноги

Ходить по болоту

Длинный клюв

Доставать пищу


Хорошо летать


— Чем питаются?

— Есть на болоте интересная птица выпь.(Слайд 15)


Рыжевато-бурая. Её окраска отлично скрывает её в зарослях тростника и камыша, причём окраска не ровная, а полосатая, что совсем маскирует птицу. При появлении опасности она замирает, вытягивает вверх шею и … исчезает из вида, сливаясь с растительностью. Охотится ночью – подолгу неподвижно стоит у воды и наблюдает, как только мимо проплывёт малёк, рыба или головастик – молниеносный выпад и захват добычи клювом. Вечерами и утрами над болотом иногда несутся жуткие звуки – гулкие, протяжные, похожие на вой, наводящие страх. Это кричит выпь.

Иногда на болота заходят зайцы, олени, кабаны, а за ними и волки. Но постоянно не живут. (Слайд 16-17)

Животный мир своеобразен. Здесь много насекомых, земноводных, птиц.

г) Значение болот и их охрана.

— Болота – замечательные природные хранилища воды, в них берут начало многие реки. К тому же болота, словно огромные фильтры, очищают воду. Проходя через густые заросли мхов и трав, через толстый слой торфа, вода в болотах освобождается от пыли, вредных веществ, болезнетворных микробов. В реки из болот поступает чистейшая вода!

Болото – это место жизни многих видов растений и животных. Где болота осушили – обмелели речки, усохли дубравы, появились сыпучие пески, исчезли многие виды зверей и птиц.

— Почему?

д) Выполнение заданий из учебника № 8, 7, 9.

4. Итог урока.

— В чём сходство и отличие экосистем озера и болота?


Литература

1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др. Окружающий мир. 3 класс. («Обитатели Земли»). Учебник в 2 частях. Часть 1. – М.: Баласс, 2008.

2.Большая энциклопедия природы для детей. Пер. с фр. М.: Гриф-фонд, Межкнига, 1994.


Свежие документы:  Конспект урока «Подарок маме»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: