Муниципальное общеобразовательное учреждение
ЛИЦЕЙ №9
имени заслуженного учителя школы Российской Федерации А.Н.Неверова
Дзержинского района г. Волгограда
Конспект урока окружающего мира в
3 классе по теме: «Болото и его обитатели»
Подготовила учитель начальных классов
Баркалова Надежда Михайловна
Окружающий мир
3 класс
Тема: «Болото и его обитатели».
Цель урока: познакомить учащихся с животными и растениями болот, их «профессиями» в экосистеме, ролью болот в жизни человека.
Оборудование: иллюстрации обитателей болот, книги о растениях и животных.
Ход урока.
Организация класса.
Проверка домашнего задания.
а) Беседа.
— Что такое экосистема?
— С какой экосистемой познакомились на прошлом уроке?
— Что такое озеро?(Слайд 2)
— Какие бывают озёра?
— Кто обитает в озёрах?
-Какие растения можно встретить в экосистеме озера?
— Составьте цепи питания.
б)Работа со схемой из № 1 (Слайд 3)
— Посмотрите на схему. Что обозначают зелёные стрелки?
— Что обозначает коричневая стрелка?
— О чём свидетельствует чёрная стрелка?
( В это время группа учащихся выполняет индивидуальные задания на компьютере:
Определите « профессию» живого организма и поставьте плюс в соответствующем столбце.
Производители | Потребители | Разрушители | |
Рак |
|
|
|
Карась |
|
|
|
Рогоз |
|
|
|
Одноклеточные водоросли |
|
|
|
Щука |
|
|
|
Кувшинка |
|
|
|
Беззубка |
|
|
|
Мотыль |
|
|
|
3.Работа над новым материалом.
1) Работа с рисунком из задания №4. с.40.(Слайд 4).Картинки появляются по очереди)
— Перед вами бессточное озеро. Мы знаем, что круговорот веществ в озере замкнут не полностью. А что это значит? (Некоторые вещества не используются живыми организмами. Они накапливаются.)
— К чему это приводит?
— Как будут меняться условия жизни в таком озере?
— Так получается «не море, не земля – корабли не плавают, и ходить нельзя».
— Что это такое?
2)Сообщение темы и задач урока.
— Тема урока «Болото и его обитатели». Наша задача – изучить условия жизни в экосистеме болота, познакомиться с его обитателями, узнать о роли болот в природе и жизни человека. (Слайд 5)
3)Объяснение нового материала.
а) Болота в природе.
— Итак, вода в бессточном озере застаивается, так как течения нет, все частицы почвы оседают на дно, вследствие чего образуется ил. Остатки умерших растений и животных перемешиваются с илом и остаются на дне. Разрастающиеся растения покрывают не только берега и дно, но и поверхность озера, образуя зыбкий, пружинящий и чавкающий под ногами растительный слой, ходить по которому очень опасно – можно провалиться и увязнуть.
В тёмные осенние ночи над болотами иногда появляются какие – то огни, которые перебегают с места на место, пропадают и вновь появляются. Издавна люди связывали это с нечистой силой. А суть в том, что на дне болот гниёт много остатков погибших животных и растений. При этом образуются разные газы, в том числе и болотный. Когда он вырывается из глубины на поверхность, то от соприкосновения с воздухом вспыхивает – самовозгорается. А находятся огни все время в движении потому, что следуют малейшему колебанию воздуха.
б) Растительный мир болот.
— Деревья – хилые, чахлые, низкорослые, мало видов: сосна, ольха, береза.
— Почему? (Слишком много влаги, многие минеральные вещества вымываются, корни растений в воде вымокают, задыхаются без воздуха, создать надёжную опору они в этих условиях не могут).(Слайд 6)
— Кустарники – редкие, низкие, мало видов: багульник, голубика, черника. (причины те же) (Слайд 7)
Растут деревья и кустарники очень медленно. Корни – стелющиеся по верху, вглубь не идут.
— Почему?
— Зато в таких условиях пышными подушками разрастается мох – сфагнум – особый вид влаголюбивой растительности. (Слайд 8)
Это растение обладает удивительной способностью впитывать в себя лишнюю воду. Всего 10г мха (а это вес 1 спичечного коробка) может «выпить» целый стакан воды. Ещё одно интересное свойство сфагнума – лечебное. Это растение может убивать микробов. Поэтому высушенный сфагнум используют вместо бинтов и ваты. Мхи уходят стеблями вглубь, но зелёные части видны лишь у поверхности. Ниже остаются белёсые отмершие части сфагнума. Ещё ниже видны бурые остатки погибших оснований тех же растений.
Болотные травы: пушица, белокрыльник. Здесь же встречается удивительное хищное растение росянка. Её листья покрыты волосками, на концах которых блестят капельки клейкого сока, похожие на капельки росы. Это привлекает насекомых. Насекомое садится на лист и приклеивается. Лист закрывается, и насекомое переваривается в капельках сока. Так росянка получает дополнительное питание.(Слайд 9)
А вот стихи про знаменитые ягоды:
О, сколько бусинок багряных
Рассыпано – не сосчитать!
Мхи на болотистых полянах
Коврами кажутся опять.
П.Бровка
Конечно, речь идёт о клюкве. Ягоды этого растения вкусные и целебные. (Слайд 10 -11)
Попробуем найти общие черты у всех этих болотных растений.(Слайд 12)
Рост – небольшой, так как неустойчивая опора.
Корни – стелющиеся, так как на глубине много воды и дышать им трудно.
Листья – особой формы, чаще узкие, жёсткие, иногда покрыты блестящим «воском», защищающим листья от излишнего испарения воды и не в целях экономии, а от переохлаждения, а на болоте и так не жарко.
Итак, на болотах растут деревья, кустарники, травы, мхи. Хорошо растут особые виды травянистых растений, хорошо приспособившиеся к условиям болота.
в)Животный мир болот.
— Где в природе много бывает животных?(Где много пищи)
— Много ли подходящей пищи для зверей на болотах?
— Хотя много травянистых растений, но они грубые, невкусные, да и ходить по болоту трудно, поэтому зверей на болоте мало. Сюда изредка заходят лоси, с их длинными ногами болото не очень страшно.
— В болотах много насекомых: комары, мошки, водомерки, жуки—плавунцы, слепни, стрекозы. Стрекоз и водомерок здесь рой – они хищники, питаются другими насекомыми.(Слайд 13)
Насекомыми питаются ужи, лягушки, земноводные животные. Для них здесь много пищи, поэтому их тоже здесь много.
Птицы болот: аист, журавль, цапля, кулик, чибис. (Слайд 14)
— Что общего во внешнем виде птиц?
Действия | |
Длинные ноги | Ходить по болоту |
Длинный клюв | Доставать пищу |
| Хорошо летать |
— Чем питаются?
— Есть на болоте интересная птица выпь.(Слайд 15)
Рыжевато-бурая. Её окраска отлично скрывает её в зарослях тростника и камыша, причём окраска не ровная, а полосатая, что совсем маскирует птицу. При появлении опасности она замирает, вытягивает вверх шею и … исчезает из вида, сливаясь с растительностью. Охотится ночью – подолгу неподвижно стоит у воды и наблюдает, как только мимо проплывёт малёк, рыба или головастик – молниеносный выпад и захват добычи клювом. Вечерами и утрами над болотом иногда несутся жуткие звуки – гулкие, протяжные, похожие на вой, наводящие страх. Это кричит выпь.
Иногда на болота заходят зайцы, олени, кабаны, а за ними и волки. Но постоянно не живут. (Слайд 16-17)
Животный мир своеобразен. Здесь много насекомых, земноводных, птиц.
г) Значение болот и их охрана.
— Болота – замечательные природные хранилища воды, в них берут начало многие реки. К тому же болота, словно огромные фильтры, очищают воду. Проходя через густые заросли мхов и трав, через толстый слой торфа, вода в болотах освобождается от пыли, вредных веществ, болезнетворных микробов. В реки из болот поступает чистейшая вода!
Болото – это место жизни многих видов растений и животных. Где болота осушили – обмелели речки, усохли дубравы, появились сыпучие пески, исчезли многие виды зверей и птиц.
— Почему?
д) Выполнение заданий из учебника № 8, 7, 9.
4. Итог урока.
— В чём сходство и отличие экосистем озера и болота?
Литература
1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др. Окружающий мир. 3 класс. («Обитатели Земли»). Учебник в 2 частях. Часть 1. – М.: Баласс, 2008.
2.Большая энциклопедия природы для детей. Пер. с фр. М.: Гриф-фонд, Межкнига, 1994.