Конспект урока окружающего мира
«Викторина о Москве»
Составила:
воспитатель Соломина Елена Евгеньевна
ГОУ детский сад №1927
30 марта 2011
Москва
Программное содержание: расширять, углублять знания детей об истории и культуре Москвы, продолжать знакомить детей с достопримечательностями города. Воспитывать у детей гордость, любовь и уважение к родному городу.
Предварительная работа: чтение книг о Москве, разучивание стихов, танца, рассматривание иллюстраций, посещение театров, музеев, выставок, цирка, парков, других достопримечательностей Москвы родителей с детьми и всей группы. Выставка фотографий «Мое любимое место в Москве».
Материал, оборудование: эмблемы на всех участников, иллюстрации Москвы на магнитной доске, фотографии с видами Москвы и других городов мира, карта Москвы, на стенах рисунки, нарисованные в разной технике детьми на занятиях: «Я гуляю по Москве», «Кремль», «Праздничный салют», «Московский зоопарк», «В цирке», флаг Москвы, герб. Подарки для детей — книги, медали на ленточках. Текст песни «Мы поем о Москве» написан на больших листах (для родителей).
Музыкальный репертуар: гимн Москвы И. Дунаевский, слова М. Лисянского, О. Газманов «Москва», «Мы поем о Москве», слова и музыка Жанны Колмагоровой.
Словарная работа: столица, достопримечательности, площади, скверы, куранты, герб, гимн, флаг, метро, баржи, речной трамвайчик, Ю. Долгорукий, основатель, златоглавая, белокаменная, рубиновые, старинный; обогащать словарь русскими пословицами и поговорками, активизировать словарь названиями улиц, парков, музеев, других достопримечательностей города.
Ход занятия:
Дети входят под музыку О. Газманова «Москва» в зал, в руках ленточки, танцуют, проходят в марше по залу, перестраиваются по двое, по четверо, проходят четверками. Садятся на стульчики.
Воспитатель читает стихи:
Люблю я Москва, когда ясной весною
Запахнут душистой сиренью ветра
Как хочется слиться с тобою столица
И петь тебе песни
Всю ночь до утра!
Люблю я Москва твою раннюю осень,
В червонных уборах бульвары твои
Над кронами сосен — сентябрьская осень
А в сердце, как в мае поют соловьи!
Люблю я Москва, когда зимнею сказкой
Сияет твой звездный рубиновый свет
А с площади Красной куранты на Спасской
Шлют людям земли
Московский привет!
(В. Гудимов)
— Вам понравилось это стихотворение? О чем оно? Правильно, эти стихи о нашей столице, о Москве. Ребята, о Москве написано много стихов, песен, снято фильмов. Москва — столица нашей родины, самый главный город страны.
И мы с вами сегодня будем много говорить о Москве, читать стихи, сегодня у нас Викторина, посвященная нашей любимой столице. Нужно разделиться на две команды, но сначала выбрать капитанов (выбираются два капитана), которые сами набирают себе команду, и раздают эмблемы для всех детей.
Воспитатель помогает, советует. Дети рассаживаются за два стола.
-Первая команда называется « Звездочка», вторая «Солнышко». У нас есть жюри, которое будет оценивать ваши ответы. За каждый правильный ответ будут даваться фишки, какая команды наберет больше фишек, та и победила.
Итак, начинаем нашу Викторину! (Звучат фанфары).
Первый конкурс называется «Загадки».
Дается задание команде «Звездочка»
— Есть площадь большая, красивая, родная,
Парады там часто бываю, и люди по ней гуляют…(Красная площадь)
Дается задание команде «Солнышко»
— Много парков в Москве, много скверов, садов.
А этот парк большой, зеленый, там есть веселые аттракционы… (парк Горького)
Первой команде — Под дорогой, под домами чудо светится огнями,
Чудо – лестница ползет, всех под землю увезет…(Метро)
Второй команде- В самом центре есть река, она длина и глубока,
По ней плывут речные трамваи, и тяжелые баржи идут, берега ее в бетоне,
И вдоль нее деревья растут, сады цветут…(Москва-река)
Первой команде — Смотрит в небо, как ракета, но всего лишь башня это!
Вся Москва с нее видна, но не простая ведь она,
Настроит телевизор вам на передачи всех программ (Останкинская башня)
2 команде
— Во всех театрах артисты играют, а в этом театре куклы выступают, очень большие, почти, как живые…(Театр кукол)
Подведение итогов жюри (взрослые и родители — гости викторины)
— Начинаем второй конкурс. Он называется «Узнай по картинке», у нас на магнитной доске — есть картинки для одной и другой команды, я предлагаю командам подойти к ним и рассказать, что же изображен на картинках. Детям дается 1 минута, посовещавшись они могут отвечать, за каждый правильный ответ дается фишка. На картинках иллюстрации: Цирк, Зоопарк, Большой театр, Храм Христа Спасителя, Поклонная гора, Спасская башня Кремля, Парк им. Горького, Пушкинская площадь, памятник Юрию Долгорукому, Останкинская башня, мост Багратион, Красная площадь, стадион Лужники.
— Третий конкурс – конкурс капитанов — нужно выразительно прочитать стихотворение, которое вы учили заранее.
Все мы гордимся нашей Москвой,
наша столица-город-герой,
Красные звезды горят над тобой,
город родной, город-герой,
Смело с врагами битву вела и победила наша Москва!
Есть на свете город всем нам дорогой,
Башнями резными встал он над рекой,
А на башнях звезды светят в синеве
И поют ребята о родной Москве
Бой часов кремлевских слышен всей земле
И поют ребята о родной Москве!
— Наши капитаны не подвели свои команды, молодцы, обе команды получают по 1 фишке.
Следующий конкурс называется «Пословицы и поговорки», нужно назвать как можно больше пословиц о Москве, повторять ответы нельзя!
«Кто в Москве не бывал — красоты не видал», «Москвой столицей весь народ гордиться», «Москва — всем городам мать», «Все реки текут в море, а все дороги ведут в Москву», «Москва-сердце России», «Москва стоит на семи холмах, а человек на своих ногах», «Матушка Москва белокаменная, златоглавая, хлебосольная, словоохотливая». Жюри подводит итог конкурса, раздает фишки.
Пятый конкурс — я раздам вам разрезные картинки, нужно их собрать и рассказать, что там изображено. Вам дается одна минута (включается музыка, после окончания конкурса жюри подходит к столам и оценивает то, как дети выполнили задание).
Шестой конкурс — «Убери лишние фото (города мира)», дети убирают лишнюю картинку. На магнитной доске помещаются 4 картинки Москвы и одна лишняя (другой город).
Седьмой конкурс называется «Блиц». Какая команда быстрее ответит на вопросы:
Назовите башни Кремля? (Спасская, Сенатская, Никольская, Водовзводная башня, Никольская, Кутафья, Троицкая, Набатная, Арсенальная)
На какой башне находятся куранты? Кто основал Москву? В каком году? Назовите театры Москвы? (Большой театр, Малый театр, Кукольный театр, Театр сатиры, Театр Оперетты, Театр Кошек).
Реки Москвы? ( Москва, Неглинка, Яуза, Сетунь, Битца, Сходня. Раменка, Очаковка).
Назовите музеи Москвы? (Третьяковская галерея, Политехнический музей, Алмазный фонд, Бородинская панорама, Оружейная палата, Исторический музей, Музей воды, Музей игрушки, Усадьба Коломенское, Усадьба Царицино…)
— Ребята, вот и подошла к концу наша викторина, посвященная Москве, вы очень старались, так много знаете, и конечно, узнали что-то новое! Я предоставляю слово жюри. (После подсчета количества фишек, объявляются победители, проходит награждение победителей – книги о Москве, и сладкие подарки- медальки на ленточках).
— Какие вы все радостные, довольные, счастливые, я знаю, что вы очень любите наш город, нашу Москву и выучили песенку о Москве. Давайте ее споем, вместе с гостями, родителями! (Слова написаны на больших листах, как караоке).
(«Мы поем о Москве», слова и музыка Жанны Колмагоровой).
Литература:
1. Л.А. Кондрыкинская. Патриотическое воспитание дошкольников. Москва, 1996
2. О.В. Кубасова. Жители Москвы. М: Радуга, 2000
3. Л.М. Кузьмина. Сказание о Москве. М:»ОЛМА Медиа Групп», 2007
4. Стихи о Москве. М: Детская литература ,2008
5. И. Г. Сухин. Москва в стихах для детей М.: Антиква, 1997
6. https://kolmagorova.ru/index.php?option=com_akobook&Itemid=219
7. https://www.gazmanov.ru/