МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА №26»
Конспект урока окружающего мира
«Воздух. Вода»
подготовила
воспитатель
Груздева Капиталина Александровна
г. Вологда.
2011г
Цель: Развитие интереса к исследовательской деятельности.
Задачи:
Формировать представления детей о воздухе (есть вокруг нас, мы его вдыхаем).
Формировать представления о свойствах воды — в твердом состоянии в виде льда. В жидком состоянии может растворять в себе некоторые вещества.
Развивать умение детей чередовать продолжительный, короткий плавный и резкий выдох.
Учить образовывать существительные при помощи суффиксов.
Учить детей построению сложносочиненного предложения с союзом а.
Оборудование:
полиэтиленовые пакеты,
бутылка с водой,
пустая бутылка,
краски, кисточки,
стаканы с водой,
коктейльные трубочки.
Ход занятия:
Чтение стихотворения
Воспитатель: Если нас, ребята, спросят,
Для чего же нужен носик;
Что мы будем отвечать?
Дети: Помогает нам дышать,
Аромат цветов вдыхать.
Воспитатель: А еще ведь так удобно
На носу очки держать.
Картинки
Воспитатель: Это нос
Как называется маленький нос?
Дети: Носик
Воспитатель: А большой нос?
Дети: Носище
Воспитатель: Давайте поиграем с носом
А) Найди свой нос
С закрытыми глазами найти свой нос и подергать его за кончик.
Б) Носик-шалунишка
Вдох. На выдохе ребенок постукивает указательными пальцами обеих рук по
крыльям носа и произносит «м-м-м».
В) «Носик радуется»- вдох через одну ноздрю, другая закрыта
указательным пальцем, выдох через другую ноздрю, закрыв пальцем первую
ноздрю.
Г) «Носик дышит» Закрыть рот. Сделать глубокий вдох и выдох
через нос.
Загадка
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый и все же
Без него мы жить не можем
(воздух)
Воспитатель: Что мы вдыхаем носом?
Дети: Носом мы вдыхаем воздух
Воспитатель: Мы воздух видим?
Дети: Нет, мы воздух не видим.
Воспитатель: Воздух мы не видим, но мы можем, задавая направление
воздуху, двигать предметы. «Дуем на снежинку»
Игра «Пузырь»
Раздувайся пузырь, раздувайся большой
Оставайся такой и не лопайся
Лопнул пузырь ф-ф-ф.
Игры с воздухом и водой.
Воспитатель: Воздух мы не видим, но можем его поймать.
Игра «поймай воздух»
(Дети полиэтиленовыми пакетами «ловят» воздух)
Воспитатель: Воздух, какой?
Дети: Прозрачный, легкий.
Внести в группу бутылку с водой и пустую бутылку, предложить
детям подержать бутылки и их сравнить.
Воспитатель: Вода, какая?
Дети: Вода прозрачная, тяжелая.
Воспитатель: А воздух, какой?
Дети: Воздух прозрачный, легкий.
Вывод: воздух легкий, а вода тяжелая.
Предложить детям кисточкой с краской покрасить воздух, а затем этой
кисточкой покрасить воду.
Воспитатель: Воздух можно покрасить краской?
Дети: Нет, воздух краской не покрасить.
Воспитатель: Воду можно покрасить краской?
Дети: Да, воду можно покрасить краской.
Воспитатель: Дети, какая по цвету получилась вода?
Дети: Вода красная, синяя, желтая, зеленая, разноцветная.
Вывод: воду можно покрасить краской, а воздух краской нельзя.
Накануне с детьми налить в формочки воду и поставить в морозилку, а
также поместить в морозилку пакет с воздухом.
Внести в группу лед и пакет с воздухом.
Предложить детям взять в руки пакет с воздухом.
Воспитатель: Воздух, какой?
Дети: Воздух холодный
Воспитатель: А вода во что превратилась?
Дети: Вода превратилась в лед.
Предложить детям взять в руку льдинку.
Воспитатель: Льдинка, какая?
Дети: Скользкая, холодная, твердая.
Воспитатель: Что происходит с льдинкой в тепле?
Дети: Льдинка в тепле тает.
Воспитатель: Во что превращается льдинка?
Дети: Льдинка превращается в воду.
Вывод: Вода замерзает, а воздух не замерзает, становится холодным.
Вода может быть жидкой и твердой.
Игра «Мыльные пузыри»
Дети делают глубокий вдох носом, а выдыхают ртом через коктейльную
трубочку в стакан с водой (в стакане появляются пузыри).
Воспитатель: Пузыри, какие?
Дети: Пузыри синие, красные, желтые, зеленые, разноцветные.
Вывод: 1. Воздух невидимый, а воду мы видим.
2. Воздух легкий, а вода тяжелая.
3. Воздух краской не покрасить, а воду краской покрасить можно.
4. Вода замерзает, а воздух не замерзает.
Список использованной литературы
Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5 – 6лет.
Изд. «Учитель» Воронеж, 2002г
Климова Н.Р. Организация экспериментальной деятельности дошкольников.
Методические рекомендации.
Москва, 2010г.
Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа», 1 часть. Москва, 2005г