Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 «Ромашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей»
города Шарыпово Красноярского края
Конспект урока окружающего мира
«Загадки весны»
подготовили воспитатели первой квалификационной категории
Похомова Людмила Гавриловна
Агеева Светлана Валентиновна
Г. Шарыпово
2011г.
Цель: закрепить и обобщить знания детей старшего возраста, предусмотренные программой под редакцией Васильевой М. А. и др.
Задачи: закреплять умения:
— подбирать к существительному несколько прилагательных,
— рассказывать по картине,
— определять место звука в слове,
— устанавливать простейшие причинно следственные связи,
— сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (опираясь на наглядность), устанавливать, какое число больше (меньше) другого, уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавления единиц),
закреплять:
— название родного города, страны, ее главного города,
— текущий день недели,
— последовательность частей суток,
— счет в пределах 10,
— количественный и порядковый счет,
— название геометрических фигур,
— представление о зимующих и перелетных птицах, узнавать их.
Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве.
Материал: весенняя веточка; диск с музыкой Чайковского «Времена года», картина о весне; опорная схема для составления описательных рассказов – Времена года; мяч; картина с изображением сплошного забора (10досок), изображения птиц (зимующие и перелетные) на одну меньше, чем досок в заборе; картинка с изображением птицы из геометрических фигур, картинка с изображением девочки из геометрических фигур; сладкие призы по количеству детей в группе.
Ход занятия
Дети входят в группу и встают в круг.
Ритуал начала занятия:
Здравствуй правая рука, движения по тексту.
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш общий круг!
Звучит музыка Чайковского «Времена года».
Воспитатель: кто-то к нам идет. Отгадайте загадку, тогда узнаете кто это.
Она приходит с ласкою,
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет.
Дети: весна.
Входит Весна.
Весна: здравствуйте ребята! Я очень рада встретиться с вами. Расскажите обо
мне. Какая я бываю?
1/Игра в кругу: «Какая бывает весна?».
Воспитатель: мы будем передавать веточку, и говорить какая бывает весна.
Дети: теплая, солнечная, яркая, и т.д.
Весна: какие вы молодцы. А что вы еще умеете.
Воспитатель: дети умеют составлять рассказ по картине. Послушай весна наших детей.
2. Рассматривание и рассказ по картине.
Рассказывает один ребенок, другие дополняют.
Весна: как мне понравился ваш рассказ. Молодцы!
Воспитатель: а сейчас давайте вместе с весной поиграем.
3. Игра: «Будь внимателен?».
Хлопните в ладоши, если слово начинается со звука «З»:
ЗЕЛЕНАЯ; ВЕСНА; ДОЖДИК; ЗОНТИК; ЗЕРКАЛО/
Присядьте, если звук «З» слышится в середине слова:
КОРЗИНА; МАЛИНА; БЕРЕЗА; СОЛНЦЕ; МОЗАЙКА.
Подпрыгните, если звук «З» слышится в конце слова:
ПАРАВОЗ; АРБУЗ; ЗВЕНИТ; СОСУЛЬКА; МОРОЗ.
4. Блиц-турнир с мячом:
Весна: а хотите со мной поиграть? Я буду кидать мяч, и задать вопрос, а вы возвращать мне мяч и говорить ответ.
Весна: какое время года наступает после зимы?
Ребенок: весна.
Весна: как называются первые участки земли?
Ребенок; проталины.
Весна: где быстрее тает снег в поле или в лесу?
Ребенок: в поле.
Весна: что весной свисает с крыш?
Ребенок: сосульки.
Весна: какой сегодня день недели?
Ребенок: пятница.
Весна: как называется город, в котором ты живешь?
Ребенок: Шарыпово.
Весна: как называется страна, в которой мы живем?
Ребенок: Россия.
Весна: как называется столица нашей Родины?
Ребенок: Москва.
Весна: какие молодцы, на все вопросы ответили правильно. А сейчас поиграем.
Физминутка «Части суток»:
Утром солнышко встает, Руки через стороны вверх.
Деток завтракать зовет, «Поманить» кистями рук.
Днем ребята занимаются, Правой рукой «пишем» на левой руке.
Обедать собираются, Гладят рукой живот, по кругу.
Вечером играют, Маршируют.
Ужин ожидают,
Ну, а ночью детвора, Ладошки сложить вмести, под голову.
Спит до самого утра. Присесть.
Весна: а вы умеете считать?
Дети: да.
Весна: сейчас проверим.
5. «Птички на заборе».
Весна: у меня есть вот такая картина (10 досок забора, на досках по 1 птице, последняя доска без птицы)
Весна: сколько всего птиц на заборе?
Ребенок: всего 9 птиц на заборе.
Весна: посчитай слева, направо птиц.
Ребенок считает: один, два, и т.д.
Весна: сколько всего досок в заборе?
Ребенок: всего 10 досок в заборе.
Весна: посчитай, слева на право доски в заборе.
Ребенок считает: один, два, и т.д.
Весна: чего больше досок забора или птиц?
Ребенок: досок забора больше, чем птиц.
Весна: на сколько больше досок?
Ребенок: на одну доску больше.
Весна: что надо сделать, чтобы птиц и досок было поровну?
Ребенок: надо добавить одну птицу.
Весна: на какой по счету доске забора сидит воробей (синица, голубь…)?
Ребенок: на пятой по счету (на седьмой, на второй по счету).
Весна: воробей (соловей, ворон…), зимующая или перелетная птица?
Ребенок: воробей зимующая птица (соловей перелетная птица, ворон зимующая птица).
Весна: а теперь разминка.
Физминутка «Любопытная Варвара».
Любопытная Варвара, Движения по тексту.
Смотрит влево,
Смотрит вправо,
Смотрит вверх,
Смотрит вниз,
Чуть присела на карниз,
А потом упала вниз. Присесть на корточки.
6. «Из каких геометрических фигур состоит предмет».
Весна: мои помощники сделали вот такую птицу. Из каких геометрических фигур она состоит?
Ребенок: голова круг; туловище овал; клюв, крылья и хвост – треугольники.
Весна: сколько всего геометрических фигур.
Ребенок: всего 8 геометрических фигур.
Весна: а еще они сделали девочку. Из каких геометрических фигур она состоит?
Ребенок: голова – круг; платье – четырехугольник; рукава – треугольники; ноги – прямоугольники, ладони – овал.
Весна: сколько всего геометрических фигур.
Ребенок: всего 10 геометрических фигур
Весна: а сейчас давайте встанем в круг. Вы сегодня такие молодцы, хорошо рассказывали, угадывали звуки в слове, знаете какая я, умеете считать, знаете геометрические фигуры, хорошо играли. Теперь закройте глаза, у меня есть для вас сюрприз. Открывайте, я дарю вам эти весенние цветы, чтобы у вас всегда было хорошее настроение.
Список использованной литературы
Варенцова Н. С. Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3 – 7 лет. Мозаика – Синтез, 2009.
Колесникова Е. В. Математика для дошкольников 5-6 лет. Сценарий занятий по развитию математических представлений. – М.: Сфера, 2003.
Новикова В. П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. М.: Мозаика – Синтез, 2000.
Петрова Т. И. Петрова Е. С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Кн.2. Ст. гр. – М.: Школьная пресса, 2006.
Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М. А Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Мозаика – Синтез, 2006.
Шалимова Т. «Времена в этюдах», журнал «Обруч» №6 2006г.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
Чайковский «Времена года» CD, 2007 г.
Опорная схема для составления описательных рассказов – Времена года. Автор не известен.