Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №147 «Улыбка» комбинированного вида»
города Чебоксары Чувашской Республики
Конспект урока окружающего мира
« Жизнь диких животных осенью»
Подготовила:
воспитатель Симакова Татьяна Леонидовна
Программное содержание:
Продолжать знакомить детей с дикими животными, их детенышами, Углубить знания детей о жизни белок в лесу.
Уточнить и закрепить знания о явлениях осенней природы.
Совершенствовать умение детей мыслить системно, видеть настоящее, прошлое объекта через использование метода системного анализа ( ТРИЗ- теория решения изобретательских задач)
Учить детей анализировать, делать выводы. Развивать внимание, сообразительность.
Обучать детей умению находить противоречия в окружающей действительности.
Развивать связную, монологическую речь, умение грамотно строить предложения.
Воспитывать экологическую культуру, интерес к жизни диких животных.
Развивать интерес к здоровому образу жизни.
Словарная работа : ввести в пассивный словарь детей слова : животные хищные, травоядные, всеядные.
Индивидуальная работа : Закрепить С Жорой К., Игорем Т. названия детенышей диких животных. Закрепить с Егором П., Кириллом Ш. умение составлять разрезную картинку из 8 частей.
Предварительная работа : Чтение Шорыгиной Т.А. « Какие звери в лесу», чтение русских народных сказок о животных; проведение дидактических игр « Цепочка слов», «Хорошо-плохо», « Кто что ест?»,» Найди пару», « Составь картинку»
Материал демонстрационный : пособие к игре « Цепочка слов», пособие к методу системного анализа, корзина с еловыми шишками, фланелеграфе, магнитофон, сенсорные коврики, осенние листья( вырезанные из бумаги), елочка, конверт с письмом Осени, фрагмент фильма о жизни диких животных в лесу, ноутбук, аудиозапись «Звуки природы»; картинки диких животных на фланели ; модели-карточки, обозначающие животных травоядных, хищных, всеядных, наборное полотно.
Материал раздаточный : еловая шишка, разрезные картинки детенышей диких животных
Ход занятия
В.: Ребята, какое сейчас время года?
Д.: Осень. Поздняя осень.
В.: Осень какая?
Игра на РТВ( развитие творческого воображения) «Цепочка слов»
Воспитатель выставляет изображение паровозик а- это слово «осень»,а затем с ответами детей ставит к нему вагончики- это слова-определения к слову «осень».
Д.: Красивая, урожайная, листопадная, холодная, дождливая, долгожданная, богатая, любимая , разноцветная и т.п.
В.: Ребята, сегодня к нам в группу почтальон принес письмо. Это письмо прислала нам Осень. Хотите узнать, что там написано?
Воспитатель зачитывает письмо, в котором Осень пишет, что у диких зверей случилась беда- потерялись их детеныши и дикие звери просят помощи у детей.
В.: Поможем диким зверям?
Д.: Да.
В..: Для этого нам надо отправиться в лес. Предлагаю встать на «лесную тропинку», которая поможет нам прийти на лесную полянку.
Воспитатель комментирует, дети идут по «лесной тропинке», выполняя соответствующие движения. На полу разложены сенсорные коврики.
В.: Ребята, идем по мягкой траве, переступаем через пеньки, идем по шишкам, подлезаем под ветками деревьев, прыгаем с кочки на кочку, идем через мостик и оказываемся на лесной полянке.
На ковре разбрасываются листья, ставится елочка, корзинка с еловыми шишками, карточки-модели: животные травоядные, всеядные, хищные; карточки диких животных на фланелеграфе, конверты с разрезными картинками, ноутбук.
В.: Ребята, посмотрите, здесь стоит корзинка, а ней записка. « Дорогие ребята, если вы быстро выполните задание, то детеныши животных найдутся»
Ребята, нам нужно собрать разрезные картинки.Кто из детенышей потерялся мы узнаем, когда вы соберете картинки.
Игра « Собери картинку»
Самостоятельная работа детей. Дети собирают разрезанные на 8 частей картинки «Детеныши диких животных»; говорят, детеныша какого животного они « нашли» (собрали).
В.: Жора, детеныша какого животного ты «нашел»?
Жора: Я «нашел» детеныша волка- волчонка.
Дети по желанию отвечают, кого они « нашли».
В.: Молодцы ребята, вы быстро справились с заданием. Дикие животные вас благодарят и теперь могут пойти друг к другу в гости, подружиться. К кому они могут пойти? Объедините их, чтобы они не съели друг друга.
Игра «Найди пару»
Дети берут картинки диких животных и объединяют их по признаку : травоядные, всеядные, хищные.
В.: Ребята, почему вы объединили вместе лису и волка?
Д.: Потому что лиса и волк — хищные животные.
В.: Почему у вас вместе заяц, олень и лось?
Д.: Потому что заяц, олень и лось- травоядные животные, они питаются травой, ветками деревьев.
В.: Что объединяет белку, ежика, медведя?
Д.: Это все животные- всеядные.
В.: Молодцы.
В.: Ребята, посмотрите, в корзинке есть еще шишки, кто же их мог оставить?
Д.: Белка. Птицы.
В.: Правильно, их собрала белка. Белка очень любит семена еловых шишек.
Метод системного анализа.ТРИЗ
Ставится девятиэкранка к методу системного анализа и карточки. Заполнение девятиэкранки.
В.: Что есть у белки?
Воспитатель ставит карточку , на которой изображена белка.
Д.: Туловище, голова, глаза, рот, уши, лапы, хвост.
Ставится карточка с изображением частей туловища белки.
В.: Где белка живет?
Д.: Белка живет в лесу.
Ставится карточка с изображением леса.
В.: Кем белка была раньше?
Д.: Бельчонком.
Ставится карточка с изображением бельчонка.
В.:Из каких частей состоит туловище бельчонка?
Д.: Головка, глазки, ротик, ушки, лапки, хвостик.
Ставится карточка с изображением частей туловища бельчонка .
В.: Где живет бельчонок?
Д.: Бельчонок живет в лесу в дупле с белкой.
Ставится карточка с изображением дерева и дупла.
Воспитатель дает новые знания о белке, как она строит гнездо.
В.: Ребята, хотите посмотреть, как живет белка в лесу и готовится к зиме? В этом нам поможет волшебный экран.
Просмотр по ноутбуку небольшого отрывка о жизни белок в лесу. Педагог комментирует отрывок .
В.: Ребята, а вы знаете, что можно сделать с шишками?
Д.: Можно сделать поделку, игрушку; повесить на елку.
В.: А еще можно сделать массаж. Я научу вас упражнениям с шишками, они очень полезны для здоровья.
Массаж с шишками
В.: Повторяйте за мной
шишку положите между ладонями и начинаем ее катать;
удерживаем шишку между пальцами, сначала в одной руке, потом также во второй;
кладем шишку на верхнюю тыльную сторону руки и начинаем ее катать;
кладем шишку на бедро и начинаем ее катать;
сильно сжимаем шишку и крутим ее между ладонями.
В.: Какими горячими стали наши ладошки . Подуем на них холодным ветерком.
Ребята, белочка дарит нам эти шишки, чтобы мы смогли и дальше делать массаж и закаляться.
Игра «Хорошо-плохо» -ТРИЗ
В.: Ребята, понравилось вам гулять в лесу?
В лесу гулять — это хорошо, почему?
Д.:- Можно собирать грибы, ягоды.
— Можно слушать пение птиц.
— В лесу чистый свежий воздух.
-Можно понаблюдать за животными : белкой, ежом и т.п.
В лесу гулять- плохо. Почему?
Д.:- Можно наступить на змею.
— Можно заблудиться.
— Если дождик или гроза начнется, домой быстро не придешь и промокнешь.
— Может клещ укусить и т.п.
В.: Ребята, понравилось вам в осеннем лесу? Жители леса любят, когда к ним приходят в гости, ведь лес – их дом. Поэтому мы должны быть внимательными в лесу, Что нельзя делать в лесу?
Д.: Нельзя трогать руками гнезда птиц.
— Нельзя ломать ветки деревьев.
— Нельзя рвать много цветов.
— Нельзя топтать грибы, даже ядовитые.
— Нельзя оставлять после себя мусор и т.д.
В. Молодцы. Нам пора возвращаться в детский сад. Слышите, что-то журчит в лесу?
( включается аудиозапись – журчание ручейка)
В.: Как вы думаете, что это может быть?
Д.: Так шумит вода.
В.: Правильно, это шумит вода. Предлагаю поиграть в ручеек. Встаньте за мной, побежали рядом с ручейком, он нас выведет из леса.
Побежал ручеек между деревьями питать землю, деревья, кустарники. И так незаметно вместе с ручейком мы вышли из леса и оказались в детском саду.
Анализ занятия
В.: Ребята, где мы сегодня с вами были?
-Что вам больше всего понравилось?
Список использованной литературы
1.Никитин А.И. ,Страунинг А. Системный подход в ознакомлении с окружающим и развитие фантазии. Ростов – на –Дону , 1992г
2..Страунинг А.М. Страунинг М.А. Игры на развитие творческого воображения по книге Дж. Родари «Грамматика фантазии».Ростов-на-Дону, 1992г.