Конспект урока окружающего мира «Жизнь диких животных осенью»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №147 «Улыбка» комбинированного вида»

города Чебоксары Чувашской Республики















Конспект урока окружающего мира

« Жизнь диких животных осенью»











Подготовила:

воспитатель Симакова Татьяна Леонидовна













Программное содержание:

  • Продолжать знакомить детей с дикими животными, их детенышами, Углубить знания детей о жизни белок в лесу.

  • Уточнить и закрепить знания о явлениях осенней природы.

  • Совершенствовать умение детей мыслить системно, видеть настоящее, прошлое объекта через использование метода системного анализа ( ТРИЗ- теория решения изобретательских задач)

  • Учить детей анализировать, делать выводы. Развивать внимание, сообразительность.

  • Обучать детей умению находить противоречия в окружающей действительности.

  • Развивать связную, монологическую речь, умение грамотно строить предложения.

  • Воспитывать экологическую культуру, интерес к жизни диких животных.

  • Развивать интерес к здоровому образу жизни.

  • Словарная работа : ввести в пассивный словарь детей слова : животные хищные, травоядные, всеядные.

Индивидуальная работа : Закрепить С Жорой К., Игорем Т. названия детенышей диких животных. Закрепить с Егором П., Кириллом Ш. умение составлять разрезную картинку из 8 частей.

Предварительная работа : Чтение Шорыгиной Т.А. « Какие звери в лесу», чтение русских народных сказок о животных; проведение дидактических игр « Цепочка слов», «Хорошо-плохо», « Кто что ест?»,» Найди пару», « Составь картинку»

Материал демонстрационный : пособие к игре « Цепочка слов», пособие к методу системного анализа, корзина с еловыми шишками, фланелеграфе, магнитофон, сенсорные коврики, осенние листья( вырезанные из бумаги), елочка, конверт с письмом Осени, фрагмент фильма о жизни диких животных в лесу, ноутбук, аудиозапись «Звуки природы»; картинки диких животных на фланели ; модели-карточки, обозначающие животных травоядных, хищных, всеядных, наборное полотно.

Материал раздаточный : еловая шишка, разрезные картинки детенышей диких животных



Ход занятия

В.: Ребята, какое сейчас время года?

Д.: Осень. Поздняя осень.

В.: Осень какая?

  • Игра на РТВ( развитие творческого воображения) «Цепочка слов»

Воспитатель выставляет изображение паровозик а- это слово «осень»,а затем с ответами детей ставит к нему вагончики- это слова-определения к слову «осень».

Д.: Красивая, урожайная, листопадная, холодная, дождливая, долгожданная, богатая, любимая , разноцветная и т.п.

В.: Ребята, сегодня к нам в группу почтальон принес письмо. Это письмо прислала нам Осень. Хотите узнать, что там написано?

Воспитатель зачитывает письмо, в котором Осень пишет, что у диких зверей случилась беда- потерялись их детеныши и дикие звери просят помощи у детей.

В.: Поможем диким зверям?

Д.: Да.

В..: Для этого нам надо отправиться в лес. Предлагаю встать на «лесную тропинку», которая поможет нам прийти на лесную полянку.

Воспитатель комментирует, дети идут по «лесной тропинке», выполняя соответствующие движения. На полу разложены сенсорные коврики.

В.: Ребята, идем по мягкой траве, переступаем через пеньки, идем по шишкам, подлезаем под ветками деревьев, прыгаем с кочки на кочку, идем через мостик и оказываемся на лесной полянке.

На ковре разбрасываются листья, ставится елочка, корзинка с еловыми шишками, карточки-модели: животные травоядные, всеядные, хищные; карточки диких животных на фланелеграфе, конверты с разрезными картинками, ноутбук.

В.: Ребята, посмотрите, здесь стоит корзинка, а ней записка. « Дорогие ребята, если вы быстро выполните задание, то детеныши животных найдутся»

Ребята, нам нужно собрать разрезные картинки.Кто из детенышей потерялся мы узнаем, когда вы соберете картинки.





  • Игра « Собери картинку»

Самостоятельная работа детей. Дети собирают разрезанные на 8 частей картинки «Детеныши диких животных»; говорят, детеныша какого животного они « нашли» (собрали).

В.: Жора, детеныша какого животного ты «нашел»?

Жора: Я «нашел» детеныша волка- волчонка.

Дети по желанию отвечают, кого они « нашли».

В.: Молодцы ребята, вы быстро справились с заданием. Дикие животные вас благодарят и теперь могут пойти друг к другу в гости, подружиться. К кому они могут пойти? Объедините их, чтобы они не съели друг друга.

  • Игра «Найди пару»

Дети берут картинки диких животных и объединяют их по признаку : травоядные, всеядные, хищные.

В.: Ребята, почему вы объединили вместе лису и волка?

Д.: Потому что лиса и волк — хищные животные.

В.: Почему у вас вместе заяц, олень и лось?

Д.: Потому что заяц, олень и лось- травоядные животные, они питаются травой, ветками деревьев.

В.: Что объединяет белку, ежика, медведя?

Д.: Это все животные- всеядные.

В.: Молодцы.

В.: Ребята, посмотрите, в корзинке есть еще шишки, кто же их мог оставить?

Д.: Белка. Птицы.

В.: Правильно, их собрала белка. Белка очень любит семена еловых шишек.

  • Метод системного анализа.ТРИЗ

Ставится девятиэкранка к методу системного анализа и карточки. Заполнение девятиэкранки.

В.: Что есть у белки?

Воспитатель ставит карточку , на которой изображена белка.

Д.: Туловище, голова, глаза, рот, уши, лапы, хвост.

Ставится карточка с изображением частей туловища белки.

В.: Где белка живет?

Д.: Белка живет в лесу.

Ставится карточка с изображением леса.

В.: Кем белка была раньше?

Д.: Бельчонком.

Ставится карточка с изображением бельчонка.

В.:Из каких частей состоит туловище бельчонка?

Д.: Головка, глазки, ротик, ушки, лапки, хвостик.

Ставится карточка с изображением частей туловища бельчонка .

В.: Где живет бельчонок?

Д.: Бельчонок живет в лесу в дупле с белкой.

Ставится карточка с изображением дерева и дупла.

Воспитатель дает новые знания о белке, как она строит гнездо.

В.: Ребята, хотите посмотреть, как живет белка в лесу и готовится к зиме? В этом нам поможет волшебный экран.

Просмотр по ноутбуку небольшого отрывка о жизни белок в лесу. Педагог комментирует отрывок .

В.: Ребята, а вы знаете, что можно сделать с шишками?

Д.: Можно сделать поделку, игрушку; повесить на елку.

В.: А еще можно сделать массаж. Я научу вас упражнениям с шишками, они очень полезны для здоровья.

  • Массаж с шишками

В.: Повторяйте за мной

    • шишку положите между ладонями и начинаем ее катать;

    • удерживаем шишку между пальцами, сначала в одной руке, потом также во второй;

    • кладем шишку на верхнюю тыльную сторону руки и начинаем ее катать;

    • кладем шишку на бедро и начинаем ее катать;

    • сильно сжимаем шишку и крутим ее между ладонями.

В.: Какими горячими стали наши ладошки . Подуем на них холодным ветерком.

Ребята, белочка дарит нам эти шишки, чтобы мы смогли и дальше делать массаж и закаляться.

  • Игра «Хорошо-плохо» -ТРИЗ

В.: Ребята, понравилось вам гулять в лесу?

В лесу гулять — это хорошо, почему?

Д.:- Можно собирать грибы, ягоды.

— Можно слушать пение птиц.

— В лесу чистый свежий воздух.

-Можно понаблюдать за животными : белкой, ежом и т.п.

В лесу гулять- плохо. Почему?

Д.:- Можно наступить на змею.

— Можно заблудиться.

— Если дождик или гроза начнется, домой быстро не придешь и промокнешь.

— Может клещ укусить и т.п.

В.: Ребята, понравилось вам в осеннем лесу? Жители леса любят, когда к ним приходят в гости, ведь лес – их дом. Поэтому мы должны быть внимательными в лесу, Что нельзя делать в лесу?

Д.: Нельзя трогать руками гнезда птиц.

— Нельзя ломать ветки деревьев.

— Нельзя рвать много цветов.

— Нельзя топтать грибы, даже ядовитые.

— Нельзя оставлять после себя мусор и т.д.

В. Молодцы. Нам пора возвращаться в детский сад. Слышите, что-то журчит в лесу?

( включается аудиозапись – журчание ручейка)

В.: Как вы думаете, что это может быть?



Д.: Так шумит вода.

В.: Правильно, это шумит вода. Предлагаю поиграть в ручеек. Встаньте за мной, побежали рядом с ручейком, он нас выведет из леса.

Побежал ручеек между деревьями питать землю, деревья, кустарники. И так незаметно вместе с ручейком мы вышли из леса и оказались в детском саду.

  • Анализ занятия

В.: Ребята, где мы сегодня с вами были?

-Что вам больше всего понравилось?











































Список использованной литературы

1.Никитин А.И. ,Страунинг А. Системный подход в ознакомлении с окружающим и развитие фантазии. Ростов – на –Дону , 1992г

2..Страунинг А.М. Страунинг М.А. Игры на развитие творческого воображения по книге Дж. Родари «Грамматика фантазии».Ростов-на-Дону, 1992г.







Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса «Где на Земле теплее?»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: