Конспект урока окружающего мира
Задачи:
активизировать умственную деятельность детей
учить детей отвечать на вопросы по пейзажной картине, замечать её красоту, выражать словами своё отношение к картине
развивать логическое мышление
обобщать представления детей о жизни зверей в зимнее время года.
Подготовка к занятию: предварительное чтение книги С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Ежедневное наблюдение на участке — природа зимой. Рассматривание иллюстраций, фотографий «Зимний лес». Рассматривание картин «Дикие животные наших лесов». Изготовление атрибутов: шапочки для месяцев, накидки, эмблемы — «звёздочки-снежинки», конверт с письмом, бандероль с картинками.
Ход занятия: Дети сидят полукругом вокруг ковра.
Воспитатель: Дети, послушайте о чём говориться в стихотворении?
Тёмный лес, что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко непробудно…
Дети:
О лесе, о том, что он спит зимой.
Воспитатель: Так поэт Суриков описывает лес зимой. А теперь послушайте отрывок из сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».
«Вот и лес. Тут уже совсем темно… Молодые у самого огня сидят, а старшие поодаль» Кого встретила девочка в лесу?
Дети: Месяцы года.
Воспитатель: Правильно, она встретила в лесу все 12 месяцев. Вспомните и назовите зимние месяцы.
Дети: Декабрь, январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришли зимние месяцы.
Выводит трёх детей, одетых в костюмы. На головах серебристые шапочки, на плечах голубые накидки. Называет месяцы и сажает их на три украшенных стульчика в стороне от детей, но на виду.
Воспитатель: К нам в гости пришли зимние месяцы. Каждый из них принёс нам свои секреты и загадки. А мы обещаем всё разгадать. За правильные ответы месяцы будут награждать нас «лесными снежинками». Сейчас вступит в свои права месяц «Декабрь». Выходи, Декабрь»
Выходит первый ребёнок.
Воспитатель: Декабрь поднимет свою волшебную накидку, а все дети закроют глаза.
За это время воспитатель ставит картинку-загадку на видное место. Дети открывают глаза, а месяц отходит в сторону. (Картина И. Грабаря «Зимний пейзаж»)
Воспитатель: Месяц Декабрь принёс нам свою картину-загадку. Сумеем ли мы рассказать о ней? Какое время года изобразил художник?
Дети: Зиму.
Воспитатель: Что хотел нам показать художник своей картиной?
Дети: Что зимой морозно, красиво, тихо в лесу, везде лежит снег, деревья стоят голые.
За лучшие ответы месяц Декабрь вручает поощрения «снежинки».
Воспитатель: Месяц Декабрь принёс ещё одну загадку. Декабрь поднимет ещё раз свою волшебную накидку. Дети закроют глаза.
Воспитатель включает проигрыватель с записью зимнего этюда из альбома Чайковского. Дети открывают глаза. Месяц отходит в сторону. Идёт прослушивание музыки.
Воспитатель: Декабрь принёс нам загадочную музыку. Какая музыка прозвучала?
Дети: Красивая, громкая, загадочная.
Воспитатель: О чём она нам рассказала?
Дети: Как холодно зимой, как красиво вокруг , как летают снежинки.
Лучшие ответы поощряются звёздочками-снежинками.
Воспитатель: А теперь настала пора вступить в свои права Январю месяцу. Выходи, Январь! Подними свою волшебную накидку. Все дети закроют глаза.
Выходит второй ребёнок. Воспитатель вынимает из карманчика накидки письмо (оформлено красиво зимним орнаментом). Показывает детям. Воспитатель: Январь месяц просит прочесть это загадочное письмо: «Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь как гладкие чистые страницы какой-то огромной книги. Днём идёт снег. Кончится — страницы чистые. Утром придёшь — белые страницы покрыты множеством таинственных знаков, чёрточек, точек, запятых». Как вы думаете, что это такое?
Дети: Это следы!
Воспитатель: Кто нарисовал эти следы?
Дети: воробей, волки, зайцы, лиса, вороны.
Воспитатель: Как всех можно назвать одним словом?
Дети: животные.
Воспитатель: А можно увидеть на снегу следы медведя, ежа? Почему?
Дети: Нельзя. Эти животные зимой спят.
Воспитатель: Почему некоторых зверей трудно увидеть на белом снегу? Дети: Зимой многие звери меняют свою пёструю шубку на белую, поэтому их трудно увидеть на белом снегу.
Лучшие ответы поощряются звёздочками-снежинками.
Воспитатель: А теперь наступило время последнего зимнего месяца — февраля. Февраль, выходи! Подними свою волшебную накидку, а дети закроют глаза.
Выходит третий ребёнок. Воспитатель достаёт большой пакет — бандероль.
Воспитатель: Смотрите, дети, февраль нам принёс целую бандероль. Наверное тоже загадочную.
Воспитатель открывает бандероль, вытаскивает картины «Дома зверей» (5 карточек).
Воспитатель: (первая картинка)Как называется дом? (нора) Кто в нём живёт? (лиса) , (вторая картинка) Как называется дом? (дупло) Кто в нём живёт? (белка), (третья картинка) Как называется дом? (берлога) Кто в нём живёт? (медведь), (четвёртая картинка) Как называется дом? (логово) Кто в нём живёт? (волк), (пятая картинка) Как называется дом? (кустик) Кто в нём живёт? (заяц).
Ответы детей поощряются снежинками.
Воспитатель: Месяц февраль просит, чтобы мы поиграли в его любимую игру «Лесные домики». Давайте поиграем. Все выходите на поляну. Домики поместим в разные стороны лесной поляны. Вы будете звери, кто каким хочет. По вашим движениям месяц февраль угадает, кого вы изображаете. А как только услышите слово «по домам» — постарайтесь занять правильно дома и не перепутать, вбежать в свой дом.
Поощряем детей, правильно двигающихся и верно находящих свой дом. Февраль месяц раздаёт поощрительные знаки-снежинки.
В конце занятия воспитатель предлагает собрать «снежинки» все вместе и посчитать.
Воспитатель: Как хорошо дети все вместе поработали! Зимние месяцы посовещались и решили — всех наших детей пригласить в гости в свой зимний лес, потому что вы любите лес и хорошо знаете его секреты.
Список литературы:
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантической теме «Зима» в подготовительной к школе группе — М.:«Издательство ГНОМ и Д», 2006.
Ёлкина Н.В. 1000 загадок. Ярославль «Академия Холдин», 2002.
Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-6 лет. -М.: «Вентана-граф», 2010.