Конспект урока окружающий мир 2 класс система Л.Занкова тема: «Наука экология»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия № 22»

г.Белгорода











Конспект урока

окружающий мир

2 класс

система Л.Занкова

тема: «Наука экология»













подготовила

учитель начальных классов

Выгоренко Надежда Васильевна









г. Белгород

2013


Урок Наука экология. С. 52-54

Цели урока:

Образовательные: продолжить формирование понятия об «экологии», «экологической безопасности»; продолжить знакомство с Красной книгой; обогатить субъективный опыт учащихся об окружающей среде.

Развивающие: продолжить развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, высказывать своё мнение; на основе выявления индивидуальных особенностей учащихся развивать индивидуальность; индивидуальные способности, творческую активность.

Воспитательные: развивать интерес к познанию коммуникативной направленности личности; воспитывать бережное отношение к природе, к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Тип урока: изучение и первичное закреплений новых знаний и способов деятельности.

Оборудование:

— презентация по данному уроку;

-картинки для составления темы урока;

-словарь С.И.Ожегова


Технология проведения

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Слайд 2

Орг.момент

Психологический настрой

-Подарим улыбку и доброе настроение друг другу, согреем наши сердца теплотой и любовью

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.


Дарят друг другу улыбки

Слайд 3-12

Мотивация к учебной деятельности (психологический настрой на работу)

Цель:

— создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;


Отгадать загадки.

Слова-отгадки вывешиваются на доске.

Я и туча, и туман, и ручей, и океан,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу! (вода)

-Чудо-птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звёзд. (ракета)

-Дышит, растёт, а ходить не может (растение)

-Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (воздух)

Бурый, косолапый
По лесу бредёт.
Любит «одолжить» он
У лесных пчёл мёд.
(Медведь)


— Какое слово лишнее? Почему? (ракета)

— А оставшиеся слова можно разделить на две группы? (живая и неживая природа.)

А всё вместе- это окружающий нас мир.

-Что ещё относится к природе? (солнце, камни, небо…)

Организует работу

Читают загадки, отгадывают

Участвуют в диалоге.

Овладевают навыками общения.


Слайд 13

Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности

Цель:

-актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия. Обобщение, анализ.


Выводим тему урока

Слайды с одновременным чтением стихотворения + музыкальное оформление

Посмотри , мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Птицы, звери и леса,

Человек и время года,
Это всё вокруг….(природа)

-Какую вы природу сейчас увидели? Какие эмоции у вас возникли?

-Красота природы всегда вызывает положительные эмоции, воспитывает в нас доброту, заботу, любовь.

— Всё в природе взаимосвязано. Есть одна наука, которая неразрывно связана с изучением жизни природы.

На буквы у меня рассыпались, вам необходимо из них собрать слово, чтобы определить тему урока

Показывает картинку следующего этапа.



Читают стихотворение,




























Договаривают слово – природа.

— Мы увидели солнечную, теплую, светлую природу…

— Положительные…



















Собирают слово

(экология)

Слайд 13-14

Постановка проблемного вопроса, формирование новых знаний.

Цель:

организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость выведения определения, что такое экология и Красная книга.

Ребята, а кто попытается сформулировать, что такое экология и чем конкретно она занимается?

Чтение по словарю

С.907

Вы правы, экология – наука о природном доме, о взаимоотношениях живой и неживой природы.

— Мы живем на планете Земля, это есть наш общий дом. У нас над головой общая крыша – голубое небо. У нас под ногами общий пол – земная поверхность. У нас одна на всех лампа и печка – ласковое солнышко. У нас общий водопровод – это дождевые и снежные тучи. Нам только кажется, что Земля наша огромная и необъятная. А если взглянуть на нее из космоса, то не такая уж она и большая. Всего за полтора часа ее можно облететь на космическом корабле. Так что мы должны знать и беречь дом, в котором мы живем.

Знакомство с Красной книгой


Организует практическую деятельность

Демонстрация Красной книги.















































-Ребята, а ведь действительно, очень много животных вымирает по вине человека. Ученые мира создали Международный союз охраны природы, который стал изучать, каким растениям и животным надо помочь в первую очередь. Составили списки растений, которые исчезли или находятся под угрозой, издали в виде книги и назвали ее…?

-Подумайте, пожалуйста, почему так называется эта книга?










Практическая работа

Называют компоненты при сложении и вычитании (опора на таблицы)

Проговаривают правила нахождения неизвестного слагаемого, вычитаемого

— Экология – это наука о сохранении природы…

Читают по словарю на с.907 определение об экологии
































































Красная книга


— Наверное, как сигнал светофора, красный – стоп, нельзя идти, а в природе – уничтожать .

Сообщение:

-Эта книга называется так потому, что красный цвет – действительно означает сигнал опасности. Он заставляет своей яркостью всех обратить внимание на указанную опасность, в данном случае предостерегает людей о возможных тяжёлых последствиях, которые произойдут с гибелью целых видов растений и животных. Красная книга была учреждена Международным союзом охраны природы в 1966 году. Хранится в швейцарском городе Морже. В неё заносятся все данные о растениях и животных, которые срочно нуждаются в защите.

Слайды 16-22

Физминутка

Цель:

обеспечить  отдых организму в процессе учебной деятельности

слайды


Выполняют движения

Проектирование и фиксация нового знания


Ребята к нам пришло письмо, давайте его прочитаем





































-Ребята, что же это такое? Только что на слайдах мы видели всю красоту природы, а сейчас она просит о помощи? Значит не так всё хорошо? Как вы считаете?


Организует следующий шаг учебной деятельности.


































Читают письмо: Здравствуйте ученики 2 «Г» класса. Пишет вам Природа.

Я не хочу такого мира,

Где все так серо, все уныло…

Опомнись, вздрогни человек!

Не долог на земле твой век

Но что после себя оставишь?

И чем себя ты здесь прославишь?

Убитой птицей на заре?

Лесами черными в огне?

Опомнись, вздрогни, человек!

Перед природой ты в долгу,

И славен, будет пусть твой век

Травой душистой на лугу.

Помогите! Спасите меня пока не поздно! Вы уничтожаете все мои богатства, загрязняете воздух и воду, сжигаете леса и луга, истребляете животных. Люди наносят мне малые и большие раны! Если так будет продолжаться, я могу погибнуть, и тогда больше не будет жизни на Земле!

До свидания, Природа

Ответы детей:

— В природе не все хорошо: автомобили загрязняют атмосферу, воздух становится плохим…

— Исчезают растения и животные…

Слайд 23-28

Первичное закрепление

Цель: закрепление полученных знаний; разрешение проблемной ситуации


Беседа о больших ранах природы

-Да. Ситуация, действительно, критическая .Ну ведь что-то же надо делать?











Проблемная ситуация. Работа в группах.

Послушайте рассказ «Воскресенье в лесу».

За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. Мы запаслись продуктами, водой и отправились на природу.

Веселой музыкой оповестили лес – мы приехали! Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто их вырывал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками.

Быстро наломали веток, разожгли костер. Заварили чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые пакеты. Костёр тушить не стали- сам потухнет.

В кустах мы нашли гнездо какой – то птицы. Там был птенчик. Один из нас взял его с собой. С охапками луговых и лесных цветов мы вернулись домой. Весело прошел день.


Организует работу в группах

Я предлагаю поговорить об охране природы

-Давайте разбираться, что же на самом деле происходит с природой, о каких больших ранах она говорила?











-В группах обсудите ошибки, которые сделали дети и выберите нужные экологические знаки, лежащие у вас на столах.




Группы по- очереди рассказывает об одной ошибке и демонстрирует экологический знак .

Дети комментируют слайды:

(воздух – выхлопные трубы машин, заводы и фабрики выпускают газы, вредные вещества, химикаты; вода- сточные воды, нефть; леса- вырубка, пожары; животные – браконьеры)




Находят ошибки:

В лесу нельзя включать громкую музыку – она распугивает птиц и зверей.

— Вырывать грибы, сбивать даже несъедобные не следует, т. К. разрушается грибница, исчезает лекарство для зверей.

— Для костра собирается сушняк, а не ломать ветки.

— Полиэтилен, банки очень долго разлагаются  в природе, их нельзя выбрасывать  в лесу. Надо забрать домой и выбросить в мусорный бак.

— Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой.

— Брать птиц не следует – в неволе они погибнут.

— Луговые и лесные цветы брать не следует – жизнь оборванных цветов недолговечна.

Слайд 29-36Самоконтроль с самопроверкой по эталону

Цель:

— тренировать способность к самоконтролю и самооценке. – проверить умение определять правильное поведение в природе


Игра «Угадай»

Организует следующий шаг учебной деятельности.

Показывается слайд, если правильное поведение детей в природе –хлопок в ладоши, если нет- топаете ногами.

Смотрят на слайды и

определяют – если

поведение детей в

природе правильное –

хлопают в ладоши, если

не правильное – топают

ногами

7. Итог

Рефлексия учебной деятельности

Цель:

— оценить результаты собственной деятельности

Дом. задание

Высказывания детей по таблице рефлексии.








С. 52-54 чтение, вопросы

Организует следующий шаг учебной деятельности.













-Зачем вам нужны знания об экологии?

-Чью работу отметим?

Подготовить материал о любом животном или растении, занесённом в Красную книгу или с. 52-54 чтение, вопросы


(Ответы детей:

— Я запомнил, что нужно охранять природу…

-Я узнал, что такое Экология, Красная книга…

Я повторил, правила поведения в природе…

Я удивился , что многие растения и животные исчезают…)

_ Чтобы природа оставалась такой же красивой…





Используемая литература:

  1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методи­ческие рекомендации к курсу «Окружаю­щий мир», 1-2 класс. — Самара: Издатель­ство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

  2. Дмитриева, Н. Я., Казаков, А. Н. Окружающий мир: учебник для 2 класса – Самара: Корпорация «Фёдоров», 2011

  3. Красная книга Белгородской области. Редкие и исчезающие растения, грибы, лишайники и животные. Официальное издание Белгород, 2005



Свежие документы:  Тест по окружающему миру в 2 классе по теме «Осень в природе»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: