Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Дубовская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области
с углублённым изучением отдельных предметов»
п. Дубовое
Конспект урока
по курсу «Окружающий мир»
система учебников «XXI век»
1 класс
Тема. Семья. Семейные ценности.
Подготовила
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Сиянко Наталья Вячеславовна
2012/2013 учебный год
Тема. Семья и семейные ценности
Цель деятельности педагога:
создать условия для:
формирования представления о значении семьи в жизни человека, уточнения понимания родственных связей;
развития связной монологической речи;
воспитания любви, уважения, заботы и чуткого отношения к своим близким – членам своей семьи.
сплоченность семьи – это фундамент благополучия;
доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека;
Задачи:
раскрыть понятие «семья», выявить её особенности;
развивать речь, внимание, мышление, память, творческое воображение;
воспитывать уважение к членам своей семьи, эстетический вкус;
показать значение домашнего тепла;
воспитывать любовь и уважение к окружающим, чувство сплоченности, желание заботиться о близких людях, дорожить ими.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся объяснять понятия, связанные с темой «Семья»; осознавать свою роль в семье; различать степени родства, определять с помощью терминов своё отношение к каждому из членов своей семьи; оценивать своё отношение с каждым членом своей семьи с помощью понятия любовь, уважение, симпатия, дружба, нежность;
Получат возможность научится рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей, различать основные нравственно-эстетические понятия.
Метапредметные (критерии сформированности (оценки) компонентов универсальных учебных действий – УУД):
РЕГУЛЯТИВНЫЕ: контроль и оценка – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; предметные – объяснять понятия, связанные с темой «Семья»; осознавать свою роль в семье; различать степени родства, определять с помощью терминов своё отношение к каждому из членов своей семьи; оценивать своё отношение с каждым членом своей семьи с помощью понятий: любовь, уважение, симпатия, дружба, нежность и др.; иметь представление о семье в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценности.
КОММУНИКАТИВНЫЕ: взаимодействие – взаимодействовать в семье позитивными способами, уметь договариваться, приходить к общему решению.
ЛИЧНОСТНЫЕ: нравственно-эстетическая ориентация – проявляют позитивное отношение к семье и семейным ценностям; осознают важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира в семейной жизни.
Оборудование: семейные фотографии, электронные образовательные ресурсы, демонстрационные наглядные пособия, карточки с заданиями
Сценарий урока:
I. Организация начала урока
— Прозвенел звонок. Начинается урок. Стали ровно. Тихо сели. На меня все посмотрели. Сейчас у нас урок окружающего мира. Чтобы определить тему урока, нужно разделиться на группы и выполнить задание.
II. Актуализация опорных знаний. Определение темы и задач урока.
Работа в группах (интегрированное задание)
Группа № 1
Алгоритм ваших действий
1. Найдите значение выражений.
2. Запишите ответы в таблицу в порядке убывания.
3. Расшифруйте слово.
4. Один представитель команды подходит к столу и находит карточку с вашим словом. Вешает на доску.
а 10 — 5 = а 10 + 4 = п 12 — 2 = п 8 + 10 =
|
|
| |
|
|
|
|
Группа № 2
Алгоритм ваших действий
1. Найдите значение выражений.
2. Запишите ответы в таблицу в порядке возрастания.
3. Расшифруйте слово.
4. Один представитель команды подходит к столу и находит карточку с вашим словом. Вешает на доску.
|
|
| |
|
|
|
|
а 9 — 0 = а 7 + 10 = м 3 + 4 = м 13 — 3 =
Группа № 3
Алгоритм ваших действий
1. Найдите значение выражений.
2. Запишите ответы в таблицу в порядке возрастания.
3. Расшифруйте слово.
а 2 + 1 = у 3 + 2 = к 5 + 3 = ш 9 — 2 =
б 6 — 2 = б 8 — 8 = а 10 + 2 =
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
Группа № 4
Алгоритм ваших действий
1. Найдите значение выражений.
2. Запишите ответы в таблицу в порядке убывания.
3. Расшифруйте слово.
4. Один представитель команды подходит к столу и находит карточку с вашим словом. Вешает на доску.
у 8 — 1 = д 10 — 2 = е 5 + 4 = д 10 + 4 = к 0 + 4 = а 10 — 10 = ш 2 + 4 =
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
При появлении каждого брёвнышка со словом, звучит соответствующая музыка:
мама — песня из кинофильма «Мама»;
папа — «Папа может…»;
бабушка и дедушка — «Бабушка рядышком с дедушкой»
семья — детская песенка «Про мою семью»
На доске появляется собранный участниками групп домик
— У меня есть мама, у меня есть папа, у меня есть дедушка, у меня есть бабушка, а у них есть я. А вместе мы — семья.
— Тема сегодняшнего урока: «Семья. Семейные ценности».
— Задачи урока, как вы думаете, какие?
узнать, что такое семейные ценности;
определить для себя важность семейного благополучия.
ФИЗМИНУТКА
под музыку детской песенки «Про мою семью»
III. Работа над новым материалом.
1) Толкование слова «семья»
— Что, по вашему, означает слово «семья»? Где можно найти такую информацию?
— В толковых словарях.
— Толковые словари бывают разные: для школьников, для всех людей. (Показать словари)
— Посмотрим, что говорится о семье в детской энциклопедии «Кирилла и Мефодия»
(один ученик работает с компьютером)
— Пока он ищет, я обращусь к одному из самых известных толковых словарей Сергея Ивановича Ожегова. Вот, что он пишет:
Группа близких родственников (муж, жена, родители, дети и т.п.), живущих вместе. перен. Группа, организация людей, спаянных дружбой и объединенных общими интересами. Классная семья Группа животных, птиц, состоящая из самца, одной или нескольких самок и детенышей. Общество пчел, состоящее из рабочих пчел, матки и трутней. перен. Совокупность однородных, подобных один другому предметов, явлений. перен. Группа родственных языков, объединенных общностью происхождения.
— Слово «семья» имеет несколько значений, значит оно…. (многозначное)
Проверка по «Кириллу и Мефодию»
— Сегодня мы остановимся на основном значении этого слова.
Семья — это люди, которые не всегда могут жить вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу.
— Кто для вас в семье ближе и дороже всех на свете?
— Почему мама ближе всех на свете? Расскажите, какие же они, ваши мамы? Что делает мама для своих детей? О чём спрашивает мама, когда встречает вас из школы?
Чтение стихотворения. Учебник с. 24. И. Мазнин «Простое слово»
— Мама, мамочка. Сколько тепла хранит это магическое слово, которое называет человека самого близкого, самого дорогого, единственного.
— А мамина мама для вас кем является?
— Бабушкой.
Чтение стихотворения. Учебник с. 25. Е.Трутнева «Бабушка»
2) Работа с пословицами
Говорят, что Сердце матери лучше солнца греет.
— Как вы понимаете эту пословицу?
— Солнце очень жаркое, горячее, которое обогреет всех вокруг, сердце мамы доброе, ласковое, в котором есть место для всех. Мама всегда тревожится и заботится о своих детях. Доброта, забота и вечная тревога матери за судьбы своих детей.
— И у нас сегодня на уроке появится Солнышко, но необычное, лучики его вы сами сделаете.
— Какие ещё пословицы о семье вы знаете?
Ответы учащихся.
В гостях хорошо, а дома лучше. Не красна изба углами, а красна пирогами. Своя хатка – что родная матка. На что и клад, когда в семье лад. Счастлив тот, кто у себя дома. Вся семья вместе, так и душа на месте. Мать кормит людей, как земля людей. Куда матушка, туда и дитятко. Без матки пчёлки – пропащие детки.
Двое учеников работают у компьютера. Задание: составить пословицы.
— Раньше семьи всегда были большими. В 18 веке в Шуйском уезде, что в 241 км от Москвы, в семье крестьянина Фёдора Васильева родилось 69 детей. Они рождались 27 раз, и ни разу не родилось по 1 ребёнку. У них было: 16 — двойняшек, 7 — тройняшек и 4 — четверняшек.
А сейчас самая большая российская семья, в которой 20 своих родных детей, проживает в Новоусманском районе Воронежской области. Они занесены в книгу Рекордов Гиннеса как самая многодетная семья России (1,074 млн. в стране).
— А у нас в классе есть многодетные семьи? А вы дружные? Какую семью вы хотите иметь, когда вырастите?
— Скажите, дети, какая семья называется дружной?
Ответы учащихся.
3) Легенда. Семейные ценности.
— О дружных семьях слагают легенды. Послушайте одну из них.
«Как появилась дружная семья»
Давным – давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно.
Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью».
Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь семейных ценностей …
Одно из них было уважение.
— Как вы думаете, какие ещё семейные ценности выбрали члены этой большой семьи, которые должны были сделать её счастливой семьёй?
4) Собираем Солнышко (дети подходят к столу, выбирают лучик и объясняют свой выбор)
— Как вы думаете, согреет такое солнышко ваши семьи?
— Давайте разместим фотографии ваших семей в лучах этого семейного солнышка.
ФИЗМИНУТКА
Дети подходят к доске и развешивают фотографии
Дружно помогаем маме:
Мы бельё полощем сами.
Раз, два, три, четыре —
Потянулись, наклонились,
Хорошо мы потрудились.
IV. Семейный календарь
— Как вы думаете, какие совместные семейные мероприятия любят все члены семьи?
— Праздники.
— А делают ли они семью более сплочённой, дружной?
— Какие семейные праздники вы знаете?
Работа в паре
— Создайте семейный календарь.
V. Подведение итогов урока
— О каких семейных ценностях вы сегодня узнали?
— Что же такое семья?
— Какой должна быть настоящая семья? Что необходимо, чтобы семья была дружной?
— Вы согласны с тем, что семья это самое главное в жизни любого человека? Перечислите всё хорошее, что даёт вам ваша семья.
— Что, по-вашему, нужно сделать для того, чтобы ваши родные были счастливы? Что зависит именно от вас?
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение, трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному не возможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните.
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья.
VI. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
На сегодняшнем уроке я узнал…
На этом уроке я похвалил бы себя за…
После урока мне захотелось…
Сегодня я сумел…
— Сегодня на уроке вы очень хорошо работали. Я хочу подарить каждому из вас маленькое солнышко, которое будет согревать вас и ваши семьи. Пусть оно принесёт в вашу семью:
Понимание, Любовь, Уважение, Доверие, Доброту, Заботу, Помощь, Дружбу, Счастье
ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «Солнечный круг»
Использованные источники 1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008. 2. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011. 3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г. 4. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе https://festival.1september.ru/articles/527236/ 5.Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 |
|
Интернет — ресурсы
1. https://school21-65.narod.ru/fgos/urok_v_ramkah_fgos/
2. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/stikhi-k-nachalu-uroka
3. https://algat.tulunr.ru/index.php/nasha-novaya-shkola/176-tipologiya-urokov-v-nachalnoj-shkole-fgos
4. https://msk-slovar16-17v.narod.ru/larin0010.htm
5.https://go.mail.ru/search_images
6. https://www.o-detstve.ru/forteachers/primaryschool/o-mir/2214.html
7. https://www.youtube.com/watch
8. https://www.it-n.ru/communities.aspx
9