Конспект открытого урока
по окружающему миру в 4 классе по программе «Школа 2100» А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов,
ГОУ СОШ №129 Красногвардейского района
г. Санкт-Петербурга.
Тема урока: «Что человечество ценит больше всего».
Учитель: Яшкина Наталия Викторовна.
Цель: Научить учащихся объяснять общечеловеческие ценности.
(активизация познавательной и творческой деятельности учащихся на уроке окружающего мира ; урок освоения новых знаний).
Задачи:
Познакомить учащихся с понятием «общечеловеческие ценности».
Формировать понимание и умение объяснять «общечеловеческие ценности».
Познакомить с различными памятниками архитектуры.
Воспитывать эстетический вкус.
Воспитывать уважение к народам мира.
Систематизация знаний и умений ( побуждающий диалог, проблемный диалог).
Создание проблемной ситуации и формирование учебной проблемы, предложение различных версий.
Актуализация имеющихся знаний.
Составление плана решения проблемы.
Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
Выражение решения проблемы.
Применение нового знания.
Актуализация ЗУНов по теме.
Продолжать развивать логическое мышление, культуру речи учащихся, слуховую и зрительную память (умение внимательно слушать учителя и одноклассников, запоминать и воспроизводить увиденный, прочитанный учебный материал).
Диалектически анализировать.
Выделять главное и существенное.
Продолжать развитие учебной самостоятельности школьников на основе постановки учебной задачи и организации проблемной деятельности
Развивать умение работать самостоятельно и в парах.
Воспитывать уважение к живому русскому слову как наследию, которое досталось от наших предков.
Развивать умение самооценки.
Продолжать формировать УУД (личностных, познавательных, регулятивных).
Оборудование:
Для учителя: учебник «Окружающий мир» 4 класс , 2 часть, авторы: А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, С.С.Кузнецов, компьютер, мультимедийное оборудование, карточки с высказываниями.
Для учащихся: Учебник «Окружающий мир» 4 класс, 2 часть, авторы: А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, С.С.Кузнецов, учебная рабочая тетрадь, карточки с текстом, маркеры.
ХОД УРОКА:
Деятельность учащихся | |
Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом, радости открытия нового.
|
|
Вспомните, какие сказки, написанные в разных странах, вы знаете.
(На экране появляется запись: «Сказки написаны разными народами, в разных странах».) -Какие герои противостоят друг другу в этих сказках?
-Чем похожи друг на друга Иван-царевич, Золушка и Али-баба?
-Чем похожи Кощей, Мачеха Золушки и разбойники?
-А кто из героев всегда побеждает в сказках?
(На экране появляется следующая запись: «Сказки во многом похожи- добро побеждает зло».)
-Посмотрите на экран. Какой хочется вам задать вопрос?
3.Актуализация знаний. -Давайте вспомним, как каждый человек решает, что такое добро и что такое зло? -Что в помощь человеческой совести создаёт каждое общество? -Мы знаем, что мораль существует в любом обществе. А какие общественные группы человек может назвать своим сообществом? (Работа в группах. Каждая группа получает карточку с названием общественной группы(семья, друзья, одноклассники, земляки, соотечественники) и задание: какие хорошие поступки надо совершать в этой общественной группе, а какие – вызовут в ней осуждение.
-Человечество является общественной группой? -У всех жителей планеты могут быть какие-то общие правила поведения, общая мораль? -Попробуйте вывести общечеловеческое правило морали.
-Проверим наши предположения по учебнику стр.106. -Что общего у всего человечества?
4.Поиск решения проблемы (открытие нового знания). А.Общечеловеческие ценности: мораль и культура.
(На экране проявляется высказывание (2 слайд) «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой.» -Именно это общечеловеческое правило позволяет понимать не только наши народные сказки, но и других народов. Нам нравятся положительные герои и не нравятся отрицательные, независимо от того, в какой стране появились сказки. ( На доску прикрепить карточку «общие представления о добре и зле».) -А вам хотелось бы отправиться по миру? -В каких странах хотели бы побывать, что увидеть? -Рассмотрите памятники архитектуры. (показывает слайды) -Чем они отличаются?
-Какие вам понравились больше всего, какие бы хотели увидеть в своём путешествии? -Как вы думаете, почему люди разных культур с одинаковым удовольствием любуются на древние храмы Греции, средневековые соборы Европы, затейливые сооружения Востока? -Что объединяет все памятники культуры? -Значит, представление людей о красоте сходно? (на доску прикрепляется карточка: «стремление к красоте».) Б. Общечеловеческие ценности: спортивные соревнования. -Какие спортивные международные соревнования знаете? -Почему люди разных стран, культур с удовольствием принимают участие в различных соревнованиях? -Проверим наши предположения по учебнику стр.108
(на доску прикрепляем карточку: «спорт, дружба, справедливость».)
5.Физкультминутка Вот мы руки развели, 6.Выражение решения проблемы.
-Вернёмся к вопросу урока. Что хотели выяснить?
-Посовещайтесь в группах и сформулируйте ответ на вопрос.
7. Применение новых знаний. -Что такое общечеловеческие ценности?
-Какое значение сейчас для людей имеют Олимпийские игры?
8. Работа с рабочей тетрадью. Страница72 №1. -Соотнесите общечеловеческие ценности с предметом их выражения.
9. Подведение итогов. -Что вы узнали сегодня на уроке? -Зачем нужно узнавать «Почему сказки, написанные на разных языках и в разных странах, имеют так много общего, почему они понятны людям разных культур?»
10. Рефлексия деятельности. -Что помогло вам лучше разобраться в новой теме? — Что для каждого из вас было интересным на уроке? -Чья работа на уроке заслуживает высокой оценки? -А кому надо быть поактивнее? -Кому что показалось трудным на уроке, непонятным?
11. Домашнее задание. — Учебник. Стр.109. выполнить 3-4 задание. -Рабочая тетрадь. Тема 20. Задание 2-4.
|
(ученики перечисляют сказки). «Золушка», «Али-баба и сорок разбойников», «Иван Царевич» и другие.
-Иван-царевич и Кощей Бессмертный, Золушка и Мачеха, разбойники и Али-баба и т.д.
-Они добрые…
-Они злые.
-Добрые герои.
(Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: «Почему сказки, написанные на разных языках и в разных странах, имеют так много общего, почему они понятны людям разных культур?» Проблема урока появляется на экране. 3. -С помощью совести человек может отделять добро от зла. -Мораль.
-Семья, друзья, одноклассники, земляки, соотечественники.
(Ученики совещаются в группах, один из группы выходит к доске, прикрепляет карточку с названием общественной группы к доске и отвечает. Ответы могут быть такими: В семье надо слушаться родителей, нельзя приходить домой поздно; друзьям надо помогать в трудной ситуации, нельзя дразнить и обижать; вместе с земляками надо поддерживать чистоту на улицах, им нельзя грубить, шуметь под окнами и т.д. -Да.
-Наверно, могут.
(Ученики предлагают разные варианты: злоба и ненависть- это плохо, а добро и любовь- это хорошо. (дети находят материал и читают). -Моральные ценности.
4.
-Да.
-(дети отвечают).
-Созданы в разное время, в разных городах и странах, совершенно не похожи друг на друга. -Здания такие разные, а увидеть хочется всё!
-Красивы, памятники культуры.
-Каждый красив по-своему.
-Да.
-Олимпийские игры, Чемпионат мира, Европы. -Дружить с различными народами, побеждает сильнейший. -(дети работают с учебником). -Спорт- такое же достижение человеческой культуры, как памятники искусства, произведения литературы, представления о добре и зле. -Именно спорт способствует установлению мирных дружеских отношений между странами.
5.
6.
-Почему у разных народов, в разных странах сказки, написанные на разных языках, имеют много общего и понятны людям разных культур. -Представления людей о добре и зле во многом схожи, значит, общечеловеческая мораль. Кроме нравственных ценностей человека объединяют общие представления о красоте, справедливости, дружбе. -Общечеловеческие ценности- то, что одинаково важно для всех людей, живущих на Земле, что объединяет человечество.
-Способствуют миру и дружбе народов, развивают дружеские отношения между странами мира, воспитывают новое поколение в духе взаимопонимания, дружбы и честной игры. 8.
(дети выполняют задание в тетради, а затем проверяют).
|