МБОУ « СОШ№8»
Чувашская республика
Конспект урока
окружающего мира
во 2 классе
« Животные живого уголка»
подготовила учитель начальных классов
Косякова Ирина Ивановна
2013 г.
Тема: Животные живого уголка
Цель: выделить группу животных, которые относятся к животным
живого уголка.
Задачи:
— получить первоначальные навыки ухода за животными
— развивать умение работать с текстом , продолжить работу по развитию познавательных процессов учащихся, расширению кругозора , развитию творческих способностей
— воспитывать любовь к животным , бережное отношение к ним, ответственность за них
Оборудование: аудио и видео материалы, презентация по теме, раздаточный материал
1 .Оргмомент
— А сейчас проверь дружок
Ты готов начать урок
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Все ли правильно сидят ?
Все ль внимательно глядят?
2.Повторение
— Тема нашего прошлого урока была — животные.
— На какие две группы делятся животные?
— Какие животные называются дикими , а каких домашними?
-Хорошо. А сейчас возьмите листочки с кроссвордом . В левой части запишите диких , а в правой домашних животных.
С длинной шеей своей
Стал он выше всех зверей. (Жираф)
Куд – кудах , Куд -кудах
Я ищу своих цыплят. (Курица)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Пушистый хвост – краса
Кто же это? (Лиса)
Очень я горжусь,
Что не утка я, а ( Гусь.)
Кто зимой ,забыв тревоги
Крепко спит в своей берлоге? (Медведь)
День жуёт и ночь жуёт,
Ведь траву не так легко переделать в молоко
( Корова.)
Кто зимой холодной,
Бродит в лесу голодный. (Волк)
Быстрый прыжок, тёплый пушок,
Красный глазок (Кролик)
Маленький мальчишка
В сером армячишке,
По дорогам шныряет
Крохи собирает(Воробей)
С хозяином дружит
И дом сторожит. (Собака)
Целый день поёт щегол
В клетке на окошке
Третий год ему пошёл ,
А он боится ( Кошки)
. 3.Новая тема
— Сегодня мы познакомимся с другими животными .Но с какими и где они живут угадайте сами
Прочитайте слова в середине кроссворда.
(живой уголок).
— Мы познакомимся с обитателями живого уголка.
4.Работа с учебником.
— Скажите о каких животных пойдет речь.?
(попугаи , канарейка, хомяки, морская свинка)
5. Попугаи – одна из интереснейших групп птиц, пользующаяся огромной популярностью у людей.
.Попугай — интересное название. Очень много легенд существует о названии птицы .Одна из них о девушке, которая много говорила, и боги превратили её в птицу ,которая может произносить только то ,чему её научат люди.
Эти птицы считались священными. Содержали их в клетках из золота ,серебра. К ним приставляли людей , которые ухаживали за ними и учили их говорить.
Наиболее известны «волнистики» ,как иногда называют волнистых попугаев .Их более 350 видов Они обитают в Америке, Азии. Но открытие волнистого попугая произошло 25 лет назад. Они сразу затмили своей популярностью все виды Они не испытывают страха перед человеком, быстро привыкают и уже через несколько дней едят из рук человека. Этот попугай может пролететь большое расстояние Живут до 15 лет. Они могут произносить слова ,стихи ,песни ,иногда до 100-1000слов.
Наиболее ценятся редкостные крупные виды.
Какаду достигает 50 см в длину. Но запомнить может лишь несколько слов. Они очень любят купаться под дождём или под душем.
Виды: розовый, чёрный, жёлто-хохлатый. Живет в Австралии.
Лори по-настоящему привязывается к людям. У него очень спокойный характер и его можно содержать с волнистыми попугайчиками. Любит сочные корма .В длину достигает 30 см.
Ара — живет в Бразилии .Питается орехами пальмы и достигает 90 см в длину. Дома содержать тяжело и поэтому их можно увидеть в зоопарке , живом уголке или в цирке. Живут до 40 лет и более.
6.Одним из представителей живого уголка
является черепаха.
Черепахи бывают сухопутными, пресноводными, морскими.
Сухопутные черепахи обитают в лесах, горах, а пресноводные – в реках и озёрах. Отдельную группу представляют морские черепахи. Черепахи очень живучие, сухопутные могут прожить до 200 лет. Они могут преодолеть большие расстояния, хотя двигаются очень медленно. У них нет зубов, но откусывают пищу челюстями, жевать тоже не могут и глотают кусочки пищи.
Самые крупные — это слоновые. Они очень огромные , что на них можно кататься.
Морские черепахи в основном находятся в воде и лишь на несколько минут всплывают глотнуть воздуха Но во время отдыха или во сне могут оставаться под водой на несколько часов. Самые крупные могут весить 500кг.
(слайды — степная, каспийская, дальневосточная, трионикс.)
Черепахи проявляют сообразительность, запоминают, где можно пообщаться с людьми, отдохнуть. Они выбирают кратчайший путь к своему корму. Они едят одуванчики, огурцы, яблоки, а также кормят их мясом.
7. И в море не купаются,
И нет у них щетинки,
А всё же называются
Они морские свинки
Морские свинки родом из Южной Америки. Её завезли к нам в 16 веке. А как вы думаете, почему её так странно назвали? Свинкой- очевидно за поросячий визг, возможно за хрюканье. Морская — привезена из – за моря, её очень любили моряки и держали на своих кораблях. Они никогда не кусаются и можно спокойно с ними играть. Свинки способны узнавать ухаживающего за ними человека, приветствуя негромким похрюкиванием . Её можно приучить являться на зов ,служить и другим трюкам. Она очень любит ласку, поэтому её надо брать на руки , гладить, вести с ней беседу. Заслышав шаги человека , издают свист, а на руках выводят мелодичные звуки.
Есть разные виды свинок: — хохлатая, ангорская, английские, глаткошерстные, коронет. По цвету бывают разные: рыжие, белые, трехцветные, жёлтые.
Эти очаровательные создания одни из самых несложных в содержании домашних животных. Они питаются овощами, травой.
8 Физкультминутка.
Вам сейчас расскажем впрок
Про живой наш уголок.
На пояс ручки. Три-четыре
Попугай наш — лучший в мире.
Вправо — влево, вправо — влево,
Клювом крутиться на славу.
Ручки кверху. Как картинка.
Есть у нас морская свинка.
Не бывает её краше ,мы ей ручками помашем.
Прыг да скок ,прыг да скок
Это скачет хомячок.
Ручки вытянем вперёд
Канарейка нам споёт.
Нам с животными так сладко
С ними делаем зарядку.
9.Канарейка.
Дикая канарейка живёт на Канарских островах. В долинах и горах слышатся её чудесные песни. Канареек привезли испанцы, они были покорены мелодичной песней местных птичек. В те времена канарейки стоили очень дорого и приобрести их могли только зажиточные люди. Они не расставались с ним ,выезжали с визитами ,художники изображали дам с канарейками. Иметь канарейку считалось признаком хорошего тона. По цвету – белые, жёлтые, хохлатые. Но вид это не самое главное. Основное –их голос .В пении она могла превзойти лишь соловья. В её тоне звучат высокие ноты, им в учителя давали лучших певцов -жаворонка и соловья.
Русская канарейка появилась в18 веке. Русские птичники заметили ,что они легко перенимают песню других птиц и стали содержать их с овсянками и синицами. Появилась русская разновидность канарейки овсяночного пения. Любители канареек проводят выставку канареек, состязания в пении птиц и выдающихся канареек приезжают слушать из разных городов.
У одного из учеников нашего класса есть канарейка. Расскажи нам ,что ты знаешь о ней, как вы учите её петь.(дети слушают пение птицы)Ребята, а как вы думаете ,есть ли у нас в городе живой уголок? Да, он находится в детском клубе. ( рассказ о живом уголке)
10.Унас в гостях руководитель живого уголка. Она пришла к нам в гости не одна . А с кем? ( с хомячком) , (рассказ о хомячках)
Рано — раненько встаёт ,
Щёчки моет , шейку трёт,
Любит он с утра зарядку,
А в обед же он каков?
Запасает пищу в прок.
В щёчки прячет он еду,
Быстро я найду.
Хомяков можно заводить тем , кто никогда не держал дома никакой живности. Это неприхотливые зверушки и уход за ними несложный . Они очень любознательны, поэтому в клетках надо ставить лесенки, колесо, они крутятся как белки .В жилище ставят домик. Они помещают корм в защечные мешки , потом легко отыскивают свою кладовую. Многие ребята из нашей школы посещают этот кружок. А можно ли взять домой животных на лето? Да, но сначала надо прочитать о них в научной литературе и узнать , как ухаживать ,как кормить этих животных.
В живом уголке есть и аквариумные рыбки, ежи , лягушки, белки.
Но мы должны ко всем относиться с любовью, нежностью. Многие из них занесены в Красную книгу. И мы должны сохранить всю красоту природы для будущих поколений . Возможно кто-то станет художником и изобразит красоту природы в своих картинах, или станет писателем и напишет рассказы о животных, или снимет чудесный фильм .(клип)
11.Итог урока.
Литература:
Рахманов А.И. Волнистые попугайчики , 99 советов
Рахманов А.И. Морские свинки. 99 советов — Издательство Аквариум , 2002 г.
Е.В. Котенкова Морские свинки — Издательство Дельта М , 2001г.
Е.В. Котенкова Хомяки и другие грызуны – Издательство АСТ 2001г.
Васильев Д. Черепахи ,ящерицы, змеи
Учебник А.А. Плешаков Мир вокруг нас – М. Просвещение 2011г.