Конспект урока по окружающему миру для 3 класса «Берегите воду!»

Общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

«Образовательный центр»

г. Сызрани









План-конспект урока

по окружающему миру



Тема урока: «Берегите воду!»


Класс


УчительШошина Анна Игорьевна







Тема урока: «Берегите воду!»


Цели урока: обобщить знания учащихся о свойствах воды, круговороте воды, значении воды в жизни человека; рассмотреть причины загрязнения водоёмов; познакомить детей с мерами охраны водоёмов от загрязнения; развивать логическое мышление, воображение, восприятие; воспитывать бережное отношение к воде; прививать интерес к окружающему миру.


Оборудование:

1) схема «Круговорот воды в природе»;

2) карточки с индивидуальными заданиями для учащихся;

3) кроссворд;

4) игра «Капли»;

5) «маячки» настроения у каждого учащегося для самооценки;

6) рисунок реки с источниками загрязнения


Используемая литература:

А.А. Плешаков «Мир вокруг нас» 1 часть: Учебник для 3 класса начальной школы

Н. А. Рыжов «Жила – была река» (экологическая сказка)

Подборка стихов из газеты «Начальная школа» за 2001-2004год

Л.П. Иванова «Отгадай-научись: игровые задания по экологии»


Ход урока:


1. Оргмомент

2. Актуализация опорных знаний


Учитель:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!


Ученики:

1) В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.


2) Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся.

Средь высоких стройных елей

Рушится потоком селей.


3) На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.


Учитель:

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, чтоб она –

Наша спутница всегда.

Ученики (вместе): Без меня вам не умыться,

Ни наесться, не напиться!


Учитель: Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить

Цель урока – обобщить наши знания о воде.


3. Проверка домашнего задания


а) фронтальный опрос:

Вспомним, в каких 3 состояниях находится вода в природе?

Отгадайте загадки о трёх состояниях воды.


1. Когда повяли все цветы,

Мы прилетели с высоты.

Мы, как серебряные пчёлки,

Уселись на колючей ёлке. (Снежинки).


2. Ни в огне не горит,

Ни в огне не тонет. (Лёд).


  1. На дворе горой, а в избе водой. (Снег)


  1. Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было,

Растворилось молоко –

Стало видно далеко. (Туман).


  1. Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем – не найдём. (Роса).


— При каком условии образуется лёд? От чего он тает? Как образуется пар? При каком условии пар превращается в воду. Как происходит круговорот воды в природе?


б) индивидуальный опрос:

(4 ученика работают по карточкам с индивидуальными заданиями).


Карточка 1.

Составь схему «Круговорот воды в природе».

Карточка 2.

Разгадай кроссворд:



1, 2,3 – различные состояния воды;

4 – условие, при котором вода может менять состояние.


(Ответы:

1 – жидкое;

2 – твёрдое;

3 – газообразное;

4 – температура).



Карточка 3.

Заполни таблицу:

Состояния воды

Причины различных состояний воды

1.

2.

3.




(Ответ:

1. Твёрдое – температура ниже 0 градусов;

2. Газообразное – температура выше 0 градусов, при температуре 100 градусов вода закипает;

3. Жидкое – температура выше 0 градусов).


Карточка 4.

Лёд легче воды. Превращаясь в лёд, вода расширяется. Какое значение имеет это свойство льда в природе?


(Ответ: Лёд находится на поверхности воды, не тонет и защищает водоёмы зимой от промерзания. Подо льдом существует жизнь).


4. Новая тема

— Сегодня на уроке мы продолжим разговор о воде. Тему урока вы сможете определить сами. Посмотрите, пожалуйста, что здесь изображено. (На плакате речка и источники загрязнения). Что вы можете сказать про эту реку? (Ответы детей).

Так о чём же мы будем говорить сегодня? (Учитель обобщает ответы детей и открывает тему урока, записанную на доске: Берегите воду!)


— Ребята, наша речка просит вас о помощи. Поможем ей?

Свидетельством того, что мы не потеряемся в речных просторах, будет служить маяк, который нам предстоит зажечь в конце урока. Светом маяка станут наши знания, которые мы добудем на уроке. Чтобы маяк загорелся, нам нужно быть находчивыми, внимательными, активными.

Итак, попробуем сделать первый шаг по спасению нашей реки. Сегодня вы будете работать в группах в роли учёных – экологов. У каждой группы было домашнее задание – подготовить сообщение о значении воды. Послушаем наших корреспондентов (от каждой группы выступает 1 человек с сообщением о воде). 1 шаг по очистке реки мы совершили (закрыть 1 источник загрязнения).

Теперь послушайте сказку «Жила-была – река» А.А. Рыжова.

Каждая группа должна будет ответить на вопросы. (Вопросы записаны на доске в 3 столбика).


1 группа.

1) Опишите реку, какой она была до того, как встретилась с людьми? Видели ли вы такую реку?

2) Какую пользу приносила река людям?



2 группа.

1) Как люди относились к реке? Правильно ли они себя вели, или нет? Почему?

2) Что случилось с горожанами когда, река ушла?


3 группа.

1) Правильно ли поступили люди в конце сказки?

2) Что они ещё могли бы сделать для реки?


Вопрос всем группам: а что вы могли бы сделать для своей реки, которая находится рядом с вами? (Обсуждение в группах, затем – выступление 1 человека от группы). Нарисуйте экологический знак, который можно установить на берегу реки? (Ответы детей).

Вывод: не надо загрязнять водоёмы. От загрязнения воды страдает всё живое.

Мы сделали второй шаг по очистке воды в реке. (Закрывается второй источник загрязнения).


5. Работа с учебником

Каждой группе даётся задание:

1 группе – прочитать и проанализировать статью стр. 57, записать источники загрязнения.

2 группе – прочитать статью на стр. 58. и записать, как охраняют воду от загрязнения.

3 группе – прочитать статью стр. 60. и записать, как нужно экономно расходовать воду.

Дети зачитывают ответы.

Мы сделали ещё один шаг по очистке реки. (Закрывается 3 источник загрязнения).


6. Физминутка:

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре!

Вот как славно освежились!

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это — брасс.

Одной, другой – это кроль.

Все как один плывём, как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.


7. Игра

— Попробуем помочь нашей речке с помощью чистых капель воды, но не простых, а с буквами. Вам нужно, чтобы эти капли «упали» на слова с пропущенными буквами. А затем из этих слов составить 2 предложения по теме нашего урока.


Оч…щать В…да

Загр…знённая …довитые вещества

Б…регите



(Ответ: Нужно очищать загрязнённую воду от ядовитых веществ. Берегите воду!).


— Таким образом, мы совершили ещё один шаг по очищению воды в реке.

(Закрывается 4 источник загрязнения).


8. Решение экологических задач

Чтобы окончательно очистить нашу реку, каждая группа должна решить экологическую задачу (Каждой группе даётся карточка с задачей. Дети несколько минут думают и отвечают.)

1 группа. За сутки человек теряет 12 стаканов воды. Сколько человек теряет воды за половину суток?

2 группа. Завод за одну минуту выбрасывает 25 литров отходов. Сколько литров отходов выбрасывает завод за 2 минуты?

3 группа. 1 литр сточных вод приводит в негодность 100 литров чистой воды. Сколько чистой воды приведёт в негодность 5 литров сточных вод?

(Закрывается 5 источник загрязнения).


9. Итог урока. Рефлексия

— Что нового вы теперь знаете о значении воды для людей? Отчего загрязняется вода в реках, озёрах, морях? Чем опасно загрязнение воды? Экологи поработали неплохо. Очистили нашу речку. Вода в ней стала снова прозрачной. А теперь зажжём огонь маяка. Оцените свою работу, выберите и прикрепите нужный значок из предложенных. Мне бы хотелось отметить работу следующих экологов… ( Выставление оценок).

Домашнее задание: стр. 57-61. Подготовить ответы на вопросы. По желанию нарисовать плакат «Берегите воду!»



































Приложение


Жила – была река (Н. А. Рыжов)

(экологическая сказка)


Жила – была река. Сначала она была маленьким весёлым ручейком, который прятался среди высоких стройных елей и белоствольных берёз. И все говорили: какая вкусная, какая чистая вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла не так быстро, но все ещё была прозрачной и чистой.

Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и берёзы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались реке и попросили её остаться в городе. Река согласилась, и её заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.

Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чём её не просили, а делали всё, что им вздумается. Однажды на её берегах построили огромный завод, из труб которого в реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто не гулял на её берегах. В ней мыли машины, стирали бельё. И никто из горожан не подумал, что Речка тоже живая. А она очень переживала. «Почему люди плохо ко мне относятся? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя?» — думала она.

Шло время. Люди всё больше загрязняли Реку, и она всё терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся. Однажды по реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река чёрной плёнкой, стали её жители – растения и животные – задыхаться без воздуха. Совсем заболела река.

«Нет, — думает, — Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мёртвой рекой». Позвала она на помощь своих жителей. «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом разрушили люди, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдём отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей».

Собрались речные жители – и растения, и рыбы, и улитки, и звери, — очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и берёзы, где человек – редкий гость.

А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов… Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали её жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. Впрочем, это было неважно, всё равно по вечерам не было света.

И вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои запасы еды. Тогда самый старый и мудрый Горожанин сказал: «Дорогие сограждане! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Когда я был совсем маленький, я купался в её чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней плохо. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у неё прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Вы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернётся».

Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Речку. Долго искали и нашли, но не сразу узнали, ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без неё, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы привыкла в городе.

Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных учёных следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно.

А недавно Реку сделали самым почётным гражданином города, а День её возвращения отмечают как самый главный праздник.























Используемая методическая литература:

Т.Ю.Целоусова,Т.В.Максимова «Поурочные разработки по курсу Окружающий мир»









Свежие документы:  Конспект урока «Угостим корову травкой»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: