Цель и задачи урока: сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы; ознакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека; развивать познавательный интерес, воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.
Оборудование: картина леса, видеосюжет «Пожар в лесу», аудиозаписи звуки леса.
Ход урока.
1. Организационный момент
Звучит музыка.
Стихи С.Никулиной «Русский лес» (читает ученик)
Учитель: О каких отношениях говорится в этом стихотворении?
Ученики: Об отношениях между человеком и лесом.
Значит вывод: лес нужно беречь.
2. Тема нашего урока «Лес и человек»
На уроке у нас присутствуют три группы. Знатоки показывают свои знания, исследователи исследуют определённые задачи, а почемучки задают вопрос почему? и находят на него ответ.
И так знатоки: Чем является лес для человека.
1 ученик. Лес – это место отдыха человека, потому что человеку, нет ничего милее, чем бродить и думать здесь.
Учитель: Значит лес —
-А что значит, излечит, прозвучало в стихотворении?
2 ученик. В лесу много лекарственных растений. Боярышник — понижает давление, липовый цвет — при простуде используют, земляника- богата многими витаминами, шиповник тоже богат витаминами. Особенно здесь на севере полезны многие лекарственные растения, так как здоровье у людей более слабое.
Учитель: А где мы покупаем лекарства?
Ученики: В аптеке.
Учитель: А вот эти лекарственные растения растут в лесу.
Значит лес – это тоже
Учитель: А почему лес накормит?
3 ученик. В лесу человек находит себе пищу — это ягоды, грибы, орехи, грибы, чистая вода. Значит лес.
Учитель: А как может обогреть человека?
4 ученик. Человек дровами обогревает дом, а дрова — это деревья, которые росли в лесу. Значит лес.
Учитель: Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите? (шкафы, столы, стулья, карандаш, линейка, книги и тетради тоже сделаны из дерева)
Значит лес.
Учитель. А что делают в лесу цветы, кусты, грибы, деревья? (Они там растут)
А животные, насекомые, птицы? (Они живут)
Значит лес для них является домом.
Учитель: Посмотрите сколько значений у леса, но это не всё.
Ученики рассказывают какие роли выполняет лес. (Очищает воздух от пыли. Там где растёт лес не мелеют реки, лес их «питает». Лес защищает почвы от ветра, а корни растений не дают почве разрушаться)
Значит лес.
3.Работа с учебником стр.106.
Учитель: — А теперь откройте учебники и познакомьтесь с новым для вас словом, которое имеет огромное значение для леса и человека.
Это вещества, которые выделяют листья растений. От них погибают болезнетворные бактерии.
Вот какое огромное значение имеет лес для человека и животных.
На доске — ЗНАЧЕНИЕ ЛЕСА
АПТЕКА |
ИСТОЧНИК ЧИСТОЙ ВОДЫ И ПИЩИ |
ИСТОЧНИК ДРЕВЕСИНЫ |
ИСТОЧНИК ТОПЛИВА |
ДОМ ДЛЯ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ, ГРИБОВ |
ЗАЩИТНИК ВОЗДУХА, ВОДОЁМОВ, ПОЧВ |
4. О чём должен помнить человек, входя в лес?
Игра. Мухомор увидев, я
Мимо прохожу друзья. ( да)
Выпал птенчик из гнезда,
Трогать нам его нельзя. ( да)
Кто бруснику собирает,
С корнем кустик вырываем. ( не я)
По тропинке кто шагает
На жуков не наступает? (я)
Веточки мы не ломаем,
Когда по лесу гуляем. (да)
Мы ежонка увидали
И домой его забрали. (нет)
Муравейник мы найдём
Понаблюдаем и уйдём. (да)
Ландышей нарву в лесу
На праздник маме принесу. (нет)
Физминутка.
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу,
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.
5. Исследователи.
Учитель.
-А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?
На доске.
1ученик. Зачем люди вырубают леса? Для заготовки древесины. Раньше вырубали топором, а сейчас лесозаготовки уничтожают целые массивы леса.
Значит проблема леса.
—А какие ещё проблемы у леса?
2 ученик.
Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей, но убивали столько, сколько могли съесть. Сейчас неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные, занесенные в Красную книгу, находятся под особой охраной.
Показ Красной книги.
Значит ещё одна проблема леса.
6. Самостоятельная работа. ( по группам)
1.Почемучки — почему четвёртый лишний?
2.Знатоки — как знают лесную зону.
3.Исследователи — решают исследовательские задачи. ( см. Приложение )
Проверка и оценивание.
7.Что зависит от каждого из нас, когда приходит в лес?
Почемучки.
1ученик. Почему нельзя оставлять в лесу мусор? Поток пластиковых бутылок, пакетов, упаковочной плёнки составляет 40% от всего бытового мусора. О бутылки, банки, могут пораниться животные.
2 ученик. Почему нельзя разводить костёр? Погибают животные и растения. А этого могло не случиться. Если человек соблюдает правила разведения костра и не забывает его погасить.
«Пожар в лесу» (показ видеосюжета)
8. Закрепление.
Каждый из нас, должен задуматься какими увидят леса наши потомки через века, через тысячелетия и сможет ли лес дать им то, что даёт нам сейчас. Ведь лес это ещё и источник познания.
Рассказ учителя ( из книги Бориса Зубкова «Что подсказала летучая мышь»)
«Осень. Увядают, желтеют листья. Только не хочется листьям с деревом расставаться. А ветер крепчает, норовит лист оторвать, на холодную землю бросить. Но вот один лист края загнул, почти трубочкой свернулся. Подставляет ветру круглые бока трубочка – лист, ветер на неё со всех сторон дует, а сорвать не может. Почему? Давайте, ребята, проделаем опыт! Возьмите за края лист бумаги и поднимите его. Лист сразу согнётся. Сверните бумагу трубочкой туго-туго. Теперь попробуйте такую трубочку согнуть, сломать. Трудно? Вот и ветер бессилен против листа, согнутого трубочкой. Увидел однажды человек такой лист. И задумал мост через реку тоже вроде листа- трубочки. Большой мост, в тысячу метров длиной. Получился мост очень прочный. Потому что он был похож на лист дерева, свернутый в прочную, жесткую трубочку».
Вот такие открытия природа подсказала человеку, разбудила его творческую мысль.
Значит.
Всё зависит от нас с вами. Мы должны беречь лес и охранять его. Так давайте обратимся к нашим потомкам с такой же просьбой беречь и сохранять лес — наше богатство, наши лёгкие планеты, нашу красоту.
На листочках написать пожелания и прикрепить к ним домашнее задание.
9. Итог урока. Домашнее задание.
Звенит звонок
Окончен урок, и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились,
Что лесу вы нашему так пригодились.
А листочки перелетают на следующий урок.
Домашнее задание. Найдите ответы на вопросы.
1. Почему на Земле не кончается кислород?
2.Какую пользу приносит лес людям?
3. Какую пользу приносят птицы?
4.Как человек должен вести себя в лесу?
5.Какое участие в охране леса могут принять школьники?
6. Какие советы вы дали бы отдыхающим на природе в лесу?
УМК «Школа России»
Список использованной литературы:
1.Плешаков А.А. От земли до неба атлас определитель для учащихся начальных классов.-7-е изд.-М.: Просвещение 2006г.
2.Стихотворение С.Никулиной «Русский лес»
3.Книга Бориса Зубкова «Что подсказала летучая мышь»
Приложение.
1. «Четвёртый лишний» Подчеркнуть.
1.Сосна, ель, дуб, саксаул.
2.Пихта, липа, полярная ива, кедр.
3.Карликовая берёза, сосна, черёмуха, дуб.
4. Кипарис, клён, рябина, вяз.
5. Ясень, яблоня, берёза, пальма.
6.Соболь, куница, барсук, полярный волк.
7.Медведь, лиса, ящерица, тушканчик.
8.Варан, ёж, барсук, сова.
9.Гадюка, тетерев, кабан, белый медведь.
10. Джейран, лось, сова, дрозд.
2. Как знают лесную зону. Соедини стрелками деревья и лес, в котором они произрастают.
Пихта
Берёза Тайга
Кедровая сосна
Липа
Ольха Смешанный лес
Сосна
Лиственница
Дуб Широколиственный лес
Клён
3.Задачи.
а).60 кг макулатуры сохраняют от вырубки одно дерево, растущее в лесу свыше пятидесяти лет. Сколько деревьев сохранят учащиеся одной школы, собрав свыше 720 кг макулатуры? Сколько макулатуры надо собрать, чтобы сохранить 27 деревьев?
б). Определяя количество воды, даваемое родником, туристы заметили, что 2х литровая банка наполнилась за 4 секунды. Сколько воды даёт родник за один час?