Конспект урока по Окружающему миру «Где зимуют птицы?» 1 класс



Урок окружающего мира в 1-м классе.

Тема: «Где зимуют птицы?»

Цели:

  • расширить знания детей о птицах;

  • дать представление о перелётных и зимующих птицах;

  • развивать наблюдательность, воображение, речь, память;

  • воспитывать заботливое отношение к птицам, любовь к живой природе; ответственность.

Оборудование: учебник, музыка П.И. Чайковского «Времена года» — «Январь», голоса птиц, иллюстрации различных видов кормушек, иллюстрации зимующих и перелётных птиц, запись стихотворения.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

— Нам радостно, нам весело,

Смеёмся мы с утра.

Но вот пришло мгновение

Серьёзней быть пора.

Глазки прикрыли, ручки сложили,

Головку опустили, ротик закрыли,

И затихли на минутку,

Чтоб не слышать даже шутку,

Чтоб не видеть никого

А себя лишь одного!

  1. Постановка темы, цели урока.

— Урок у нас сегодня необычный. Не покидая класса, мы отправимся в зимний лес. А по дороге я вам расскажу сказку.

(Музыка П.И.Чайковского «Январь».)

-Сошлись как-то вместе четыре художника: Зима, Весна, Лето, Осень. Сошлись да и заспорили, кто из них лучше рисует? И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы леса,

поля, луга. Первой взялась за свою волшебную кисть ЗИМА.

(Картина зимнего леса.) Слайд.

— Посмотрите, какую чудесную картину нарисовала Зима. Белым ровным слоем покрыл снег землю. Поля и леса как гладкие чистые страницы какой-то гигантской книги.

И кто ни пройдёт по ним, всяк распишется «Здесь был такой-то». Днём идёт снег. Кончится — страницы чистые.

Утром пройдёшь – белые страницы покрыты множеством таинственных значков, чёрточек, точек, запятых. Значит, ночью были тут разные лесные жители, ходили, прыгали.

-Чьи же следы можно увидеть в лесу?

Ученик:

Кто расхаживал по снегу?

Догадайся-ка по следу!

Каждый снежный птичий след

Затаил в себе секрет.

Вот трехзубчатые вилы-

Это голуби ходили.

Мелких строчек вереница-

Это прыгала синица.

Каждый снежный птичий след

Рассказал мне свой секрет.

-Догадались, о ком и о чём будем говорить на уроке? (О птицах.)

-Правильно. Сегодня мы поговорим о птицах, которых встречаем в природе, где они зимуют, и вспомним, как им помочь.

  1. Работа над темой урока.

Зимующие птицы.



— Ребята, давайте вспомним, на какие две группы делятся птицы. (Зимующие и перелётные).

Птицы

Зимующие Перелётные

(Осёдлые) (Кочующие)

— А знаете ли вы, что зимующих птиц ещё называют осёдлыми. Запомните это.

-Ребята, а для чего нам нужны птицы в природе? (Они создают красоту природы, являются санитарами леса.)

— Как вы считаете, что для птиц страшнее голод или холод? Почему?

— Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают удалить голод. В зимнюю стужу, голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна.

— А что нужно сделать, чтобы птицы легко перенесли голод? (Подкармливать птиц.)

Ученик:

Вейтесь русые стружки, поджидая зиму

Мы готовим кормушки – угадайте кому?

Кто летает, как мячик, мячик – серенький мой

Наше дело ребячье – уберечь их зимой.

Пуховые подушки на осинах белы

Сыпьте зёрна в кормушки, сыпьте корм на столы

И они нам за это, зорко сад сторожа

От вредителей летом сберегут урожай.

Вейтесь русые стружки, поджидая зиму

Мы готовим кормушки – угадайте кому?

-Посмотрите на это дерево, на нем есть кормушка, к ней слетелись птички, чтобы поклевать крошки и зёрнышки. Её мы после уроков повесим на дереве школьного двора.

— Вот какие кормушки можно сделать и повесить возле дома.

(Виды кормушек). Слайд.

-А кто из вас уже повесил кормушки возле своего дома? Расскажите, какие птицы прилетаю на эту кормушку?

Ученик:

-Угадайте, кто прилетает к моей кормушке?

Спинка зеленоватая,

Животик желтоватый,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. ( Синица.) Слайд.

Ученик:

-А ко мне прилетает вот эта птица:

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В теплый край не улетаю

Здесь под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый……(воробей.) Слайд.

Ученик:

Птица эта – пестровата:

За ворону бы сошла,-

С тем отличием, ребята,

Что с боков она бела.

И трещит с самого утра:

«Пора! Пора!» А что пора?

Такая с ней морока, когда трещит…(сорока). Слайд.

Ученик:

Что за птица

Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник? (Дятел.) Слайд.

(После прочтения загадки каждый ученик прикрепляет картинку птички к дереву).

-Его называют лесным доктором в Красной шапочке.

У него длинный язык, им он достает насекомых из глубины деревьев.

-Теперь эти и другие птицы будут прилетать на наши кормушки.

— Мы кормушку смастерили

Мы столовую открыли

Пригласили птичек к нам.



— Как же называют этих птиц? (Зимующими, осёдлыми).

  1. Физкультминутка.

Руки подняли и покачали,

Это деревья в лесу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем –

Крылья сложим назад.

  1. Работа с учебником.

— Откроем учебник, с.12. Посмотрите на зимующих птиц. Перечислите их.

— Возьмём голубой карандаш и закрасим кружки возле тех птиц, которых вы видели в природе.

  1. Продолжение.

Перелётные птицы.

— Как называются птицы, которые летом живут у нас, а осенью, улетают в тёплые края? (Перелётные). А ещё их называют кочующими.

— А знаете ли вы этих птиц? Сейчас проверим.

Нам в хозяйстве помогает

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Тёмно розовый…(скворец) слайд.

— Угадайте, что за птичка-

Тёмненькая — невеличка.

Беленькая с живота

Хвост раздвинут в два хвоста? (Ласточка) слайд.

— Кто без нот и без свирели,

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежнее?

Кто же это…(соловей) слайд.

-На с.12 мы видим перелётных птиц. Назовите их.

-Возьмем зелёный карандаши закрасим кружки возле тех птиц, которых видели в природе.

-Почему их так называют? (Они совершают перелёты, перелетают из одного района земли в другой).

-Где зимуют перелётные птицы? (Они улетают в теплые края).

— Об этом учёные узнали с помощью маленьких колец, которые они надевали на лапки птицам. Слайд.

На каждом кольце был номер и адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то в других странах встречал такую птицу, он сообщал об этом по данному адресу. Так учёным удалось узнать, где зимуют птицы.

-На с.77 рассмотрите карту. На ней показаны места обитания ласточки и журавля в летний и зимний период.

— Кто из вас знает, как называют учёных, которые изучают птиц? Орнитолог. Слайд.

Физминутка (для глаз).

Выставка книг.

— Посмотрите на книги, стоящие на выставке. Вы их можете посмотреть и прочитать, все они есть в нашей школьной библиотеке. Они помогут вам больше узнать о жизни птиц.



Итог урока.

-Где же зимуют птицы? ( Перелётные птицы улетают в тёплые края, осёдлые остаются).



— Наш урок подходит к концу, я думаю, что каждый из вас открыл для себя, что-то новое, а главное, вы усвоили, что птицы — наши маленькие друзья и мы должны их беречь и охранять.

— Закончить я хочу стихами:

С утра и до позднего вечера,
Освоив полянки страниц,

Хозяйствует в книжке доверчиво

Раздольная музыка птиц.

А может быть, с этого времени

Наступит иная пора-

И станет для птичьего племени

Милее ещё детвора?!

Порадуют снова пернатые

Руладами сердце и слух,

И крепче подружат с юннатами

Речушка, и роща, и луг.

От неба до мира подводного,
Давайте ж, как Родины речь,

Умом и душой благородною

Здоровье планеты беречь!

Единое многообразие

Мы будем ценить неспроста,

Любя и Европу, и Азию,

И наши родные места!

-Прочитаем фразу, которая получилась.

Слайд.

СОХРАНИМ ПРИРОДУ ЗЕМЛЛИ!

Об этом мы должны помнить всегда!

-Ребята, вы молодцы! Хорошо потрудились и за это получаете на память раскраску «Птицы», а наши гости трафареты птиц.

— Спасибо всем.





















9



Свежие документы:  Конспект урока на тему «Край мой родниковый»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: