Урок окружающего мира в 1-м классе.
Тема: «Где зимуют птицы?»
Цели:
расширить знания детей о птицах;
дать представление о перелётных и зимующих птицах;
развивать наблюдательность, воображение, речь, память;
воспитывать заботливое отношение к птицам, любовь к живой природе; ответственность.
Оборудование: учебник, музыка П.И. Чайковского «Времена года» — «Январь», голоса птиц, иллюстрации различных видов кормушек, иллюстрации зимующих и перелётных птиц, запись стихотворения.
Ход урока.
Организационный момент.
— Нам радостно, нам весело,
Смеёмся мы с утра.
Но вот пришло мгновение
Серьёзней быть пора.
Глазки прикрыли, ручки сложили,
Головку опустили, ротик закрыли,
И затихли на минутку,
Чтоб не слышать даже шутку,
Чтоб не видеть никого
А себя лишь одного!
Постановка темы, цели урока.
— Урок у нас сегодня необычный. Не покидая класса, мы отправимся в зимний лес. А по дороге я вам расскажу сказку.
(Музыка П.И.Чайковского «Январь».)
-Сошлись как-то вместе четыре художника: Зима, Весна, Лето, Осень. Сошлись да и заспорили, кто из них лучше рисует? И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы леса,
поля, луга. Первой взялась за свою волшебную кисть ЗИМА.
(Картина зимнего леса.) Слайд.
— Посмотрите, какую чудесную картину нарисовала Зима. Белым ровным слоем покрыл снег землю. Поля и леса как гладкие чистые страницы какой-то гигантской книги.
И кто ни пройдёт по ним, всяк распишется «Здесь был такой-то». Днём идёт снег. Кончится — страницы чистые.
Утром пройдёшь – белые страницы покрыты множеством таинственных значков, чёрточек, точек, запятых. Значит, ночью были тут разные лесные жители, ходили, прыгали.
-Чьи же следы можно увидеть в лесу?
Ученик:
Кто расхаживал по снегу?
Догадайся-ка по следу!
Каждый снежный птичий след
Затаил в себе секрет.
Вот трехзубчатые вилы-
Это голуби ходили.
Мелких строчек вереница-
Это прыгала синица.
Каждый снежный птичий след
Рассказал мне свой секрет.
-Догадались, о ком и о чём будем говорить на уроке? (О птицах.)
-Правильно. Сегодня мы поговорим о птицах, которых встречаем в природе, где они зимуют, и вспомним, как им помочь.
Работа над темой урока.
Зимующие птицы.
— Ребята, давайте вспомним, на какие две группы делятся птицы. (Зимующие и перелётные).
Птицы
Зимующие Перелётные
(Осёдлые) (Кочующие)
— А знаете ли вы, что зимующих птиц ещё называют осёдлыми. Запомните это.
-Ребята, а для чего нам нужны птицы в природе? (Они создают красоту природы, являются санитарами леса.)
— Как вы считаете, что для птиц страшнее голод или холод? Почему?
— Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают удалить голод. В зимнюю стужу, голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна.
— А что нужно сделать, чтобы птицы легко перенесли голод? (Подкармливать птиц.)
Ученик:
Вейтесь русые стружки, поджидая зиму
Мы готовим кормушки – угадайте кому?
Кто летает, как мячик, мячик – серенький мой
Наше дело ребячье – уберечь их зимой.
Пуховые подушки на осинах белы
Сыпьте зёрна в кормушки, сыпьте корм на столы
И они нам за это, зорко сад сторожа
От вредителей летом сберегут урожай.
Вейтесь русые стружки, поджидая зиму
Мы готовим кормушки – угадайте кому?
-Посмотрите на это дерево, на нем есть кормушка, к ней слетелись птички, чтобы поклевать крошки и зёрнышки. Её мы после уроков повесим на дереве школьного двора.
— Вот какие кормушки можно сделать и повесить возле дома.
(Виды кормушек). Слайд.
-А кто из вас уже повесил кормушки возле своего дома? Расскажите, какие птицы прилетаю на эту кормушку?
Ученик:
-Угадайте, кто прилетает к моей кормушке?
Спинка зеленоватая,
Животик желтоватый,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. ( Синица.) Слайд.
Ученик:
-А ко мне прилетает вот эта птица:
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый……(воробей.) Слайд.
Ученик:
Птица эта – пестровата:
За ворону бы сошла,-
С тем отличием, ребята,
Что с боков она бела.
И трещит с самого утра:
«Пора! Пора!» А что пора?
Такая с ней морока, когда трещит…(сорока). Слайд.
Ученик:
Что за птица
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник? (Дятел.) Слайд.
(После прочтения загадки каждый ученик прикрепляет картинку птички к дереву).
-Его называют лесным доктором в Красной шапочке.
У него длинный язык, им он достает насекомых из глубины деревьев.
-Теперь эти и другие птицы будут прилетать на наши кормушки.
— Мы кормушку смастерили
Мы столовую открыли
Пригласили птичек к нам.
— Как же называют этих птиц? (Зимующими, осёдлыми).
Физкультминутка.
Руки подняли и покачали,
Это деревья в лесу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложим назад.
Работа с учебником.
— Откроем учебник, с.12. Посмотрите на зимующих птиц. Перечислите их.
— Возьмём голубой карандаш и закрасим кружки возле тех птиц, которых вы видели в природе.
Продолжение.
Перелётные птицы.
— Как называются птицы, которые летом живут у нас, а осенью, улетают в тёплые края? (Перелётные). А ещё их называют кочующими.
— А знаете ли вы этих птиц? Сейчас проверим.
— Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Тёмно розовый…(скворец) слайд.
— Угадайте, что за птичка-
Тёмненькая — невеличка.
Беленькая с живота
Хвост раздвинут в два хвоста? (Ласточка) слайд.
— Кто без нот и без свирели,
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежнее?
Кто же это…(соловей) слайд.
-На с.12 мы видим перелётных птиц. Назовите их.
-Возьмем зелёный карандаши закрасим кружки возле тех птиц, которых видели в природе.
-Почему их так называют? (Они совершают перелёты, перелетают из одного района земли в другой).
-Где зимуют перелётные птицы? (Они улетают в теплые края).
— Об этом учёные узнали с помощью маленьких колец, которые они надевали на лапки птицам. Слайд.
На каждом кольце был номер и адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то в других странах встречал такую птицу, он сообщал об этом по данному адресу. Так учёным удалось узнать, где зимуют птицы.
-На с.77 рассмотрите карту. На ней показаны места обитания ласточки и журавля в летний и зимний период.
— Кто из вас знает, как называют учёных, которые изучают птиц? Орнитолог. Слайд.
Физминутка (для глаз).
Выставка книг.
— Посмотрите на книги, стоящие на выставке. Вы их можете посмотреть и прочитать, все они есть в нашей школьной библиотеке. Они помогут вам больше узнать о жизни птиц.
Итог урока.
-Где же зимуют птицы? ( Перелётные птицы улетают в тёплые края, осёдлые остаются).
— Наш урок подходит к концу, я думаю, что каждый из вас открыл для себя, что-то новое, а главное, вы усвоили, что птицы — наши маленькие друзья и мы должны их беречь и охранять.
— Закончить я хочу стихами:
С утра и до позднего вечера,
Освоив полянки страниц,
Хозяйствует в книжке доверчиво
Раздольная музыка птиц.
А может быть, с этого времени
Наступит иная пора-
И станет для птичьего племени
Милее ещё детвора?!
Порадуют снова пернатые
Руладами сердце и слух,
И крепче подружат с юннатами
Речушка, и роща, и луг.
От неба до мира подводного,
Давайте ж, как Родины речь,
Умом и душой благородною
Здоровье планеты беречь!
Единое многообразие
Мы будем ценить неспроста,
Любя и Европу, и Азию,
И наши родные места!
-Прочитаем фразу, которая получилась.
Слайд.
СОХРАНИМ ПРИРОДУ ЗЕМЛЛИ!
Об этом мы должны помнить всегда!
-Ребята, вы молодцы! Хорошо потрудились и за это получаете на память раскраску «Птицы», а наши гости трафареты птиц.
— Спасибо всем.
—
9