МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Мой родной посёлок
(1 КЛАСС ФГОС)
Урок подготовила:
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 50 п.Гумрак
Сигова Надежда Николаевна
март, 2012 г.
Конспект и презентация к уроку окружающего мира «Мой родной посёлок» в 1 классе.
УМК « Школа 21 века»
Учебный предмет: Окружающий мир (Н.Ф.Виноградова)
Класс: 1
Тема: Красота родного села.
Тип урока. Урок изучения нового материала.
Технологии. Использование презентации.
Продолжительность: 1 урок по 45 минут
Планируемые достижения учащихся: знать особенности ландшафта, где находится родной поселок; знать его название, происхождение названия; знать хозяйственные и эстетические особенности старинного жилища своего края.
Оборудование: компьютер с программой PowerPoint, мультимедийный проектор, физическая карта России, карта Волгоградской области, домики – шаблоны, карточки для работы в парах, ноутбуки.
Форма: урок с использованием презентации.
УУД
Личностные: формирование личного (эмоционального) отношения к малой родине. Освоение личностного смысла учения.
Регулятивные: выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.
Познавательные: осмысление взаимосвязи человека места, в котором он родился и живет. Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
Коммуникативные: овладение способами существования в городе и селе. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.
Предметные умения. Знать особенности ландшафта, где находится родное село (поселок); знать название, происхождение названия; знать, что является архитектурной доминантой, каково ее историко-культурное значение, эстетическое своеобразие. Знать, понимать, уметь различать и правильно употреблять термины (земляк, односельчане, причелина, наличники, конек, полотенце) и понятия (малая родина) по теме.
Ход урока
1.Мотивация (самоопределение к учебной деятельности.) 5 мин.
У:Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Д:Постараюсь все понять,
Многое хочу узнать.
У:На соседа посмотрите,
Руку вы ему пожмите,
Поприветствуйте гостей
И присядьте поскорей.
— Что значит « урок пойдет нам впрок»? Как вы это понимаете?
-Для чего вы пришли на урок? (получить новые знания, учиться…)
— Что значит учиться?
-Учеба — это работа, чтобы получить новые знания придется потрудиться.
— С каким настроением начнем урок, чтобы работа была успешной?1 слайд
2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.(10 мин.)
— Вспомним, что изучили на прошлом уроке.
Разноуровневые задания.
1) Раздаются конверты, в которых лежат картинки города и села.
— Распределите эти картинки на известные вам группы.
-Какие группы у Вас получились?
— Что отнесли к городу,к селу?
2) Индивидуальная работа на ноутбуках(слайд2).
Работа со схемами.(текст,картинки)
-Определите, о чём идёт речь?Подпишите.
-ГОРОД-слов.слово(работа над словом)
Оценка работ
Проводится сравнительный анализ города и села по заполненным схемам у доски.
— Как называют людей, которые живут в городе? (горожане)
— А в селе? (селяне)
— Как называют людей, которые живут в одном селе? (односельчане, земляки)
— Что общего у этих слов? Чем отличаются?
-Как получилось слово ОДНОСЕЛЬЧАНЕ ?
— Послушайте стихотворение. Подумайте о чем оно?
Жура-жура-журавель!
Облетел он сто земель.
Облетел, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
— Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
— Лучше нет родного края!
— Какую землю журавль считает лучшей? Согласны ли вы с утверждением журавля?
— Как вы думаете, почему поэт выбрал именно эту птицу?3слайд
( Журавль всегда возвращается весной в родные края, строит свои гнезда рядом с жилищем человека, олицетворяет пример необыкновенной сыновней любви к родному дому.)
— Какой наш с вами город родной?
— Почему он так называется?
-Давайте посмотрим, на прошлом уроке мы отметили его на карте красным флажком.
— Как называют людей, которые живут в этом городе? (волгоградцы)
— Как называется страна, в которой мы живем?
— Ребята, а что же мы будем считать нашей малой Родиной? ( то место, где мы родились и выросли?)
3.Выявление места и причины.(5 мин.)
— К чему мы отнесем свою малую родину? К городу или селу? (поселок)
— Что же такое поселок?
— Где можно найти эту информацию?
— Найдём значение этого слова в словаре.
— Какова же тема нашего урока? Попробуйте сформулировать.
— Давайте четко проговорим, что мы хотим узнать на уроке. Какие цели перед собой поставим? 5 слайд
1. Дать характеристику поселку.
2.Узнать, как же украшали дома в наших краях.
3. Передать красоту родного края (в своих творческих работах).
4.Построение проекта выхода из затруднения
— Что же нам поможет достигнуть первой цели урока?
— Что помогало характеризовать город, село? (схема)
— Второй? Третьей? (предположения детей)
ФИЗМИНУТКА
5.Реализация построенного проекта.(10 мин.)
-Как называется наш поселок?6 слайд
— Как называют людей, которые живут в нашем поселке? (гумракчане)
— На прошлом уроке мы совершили путешествие по родному городу, а сегодня наше путешествие продолжится – по родному поселку.
Отмечается красным флажком на карте Волгоградской области.
— Кто знает, почему он так называется?
Часто спрашивают: откуда взялось название Гумрак?
Согласно первой версии «Гумрак» означает «безводный» ()как понимаете?. И действительно, в поселке нет речек, прудов.
По второй — от слияния сокращенных фамилий промышленников Гуммера и Ракова, строивших Грязе-Царицынскую железную дорогу.
-Поработайте с карточками.Что надо сделать Гуммер Раков (ножницы)
-какая версия больше Вам нравится?Почему?
1.Работа со схемой «поселок».(удаление)
-Какие дома в нашем поселке?
— Какой транспорт?
-Чем занимаются люди?
— Заводы есть? Какие? Назовите.
— Животноводством занимаются?
— Выращиванием культурных растений?
— Что скажите о численности населения, если сравнить с городом? Селом?
-Какой сделаем вывод? 8 слайдИтог: посёлок городского типа
6. Первичное закрепление.
1.Фотопутешествие по поселку.
— Если бы к нам приехали гости и попросили провести экскурсию по нашему поселку, куда бы вы их сводили, что показали? (выслушиваются ответы детей, их ответы сопровождаются показом фото). Братская могила,жд вокзал,школьный музей,храм.
2 цель
В нём живёт моя родня,
Мне без него не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, тёплый …(ДОМ).4 слайд
— Вот мой дом, в котором я живу. Ничего особенного в нем нет, хоть я его очень люблю.
-Вы принесли фотографии своих домов.
Давайте покажем их друг другу.
-подумайте,на какие группы можно разделить все дома.(дома и квартиры).поднимите руки те,кто живёт в квартирах.
2.А раньше дома нашего посёлка выглядели по -другому.
-откройте учебник на стр.78. В чём различие?(украшения)
— Слово — «окошко». Внутри него живет слово «око». Кто знает, что оно значит?
— В древнерусском языке это слово употребляется в значении «глаз».
— Наличники находятся на окне, словно лицо хозяина дома, они делают дом не похожим на дом соседа.
— Слово «причелина». В нем как будто притаилось слово «чело», означающее «лоб», отсюда — «лобовая доска». Оно тоже говорит о лбе.
— Где находятся глаза, лоб? (на лице)
-Как относились создатели и жители этих домов к своим произведениям? (Как к живым существам.)
— Потому дарили им «полотенца».
— Крышу украшали коньком. Конь — самый верный помощник, любимый герой сказок. Он никогда не предаст. Поможет в любой беде.
— Вот так когда-то выглядел мой дом.
— Выйдите к доске, назовите и покажите с какими украшениями дома мы познакомились.
7. Групповая работа с самопроверкой по эталону.(5 мин.)
— Сейчас мы приступим к выполнению творческого задания.
— Что значит «творческого», «творчество»?
— Ребята, я хочу вам предложить построить дом, с теми украшениями домов, с которыми мы сегодня познакомились.
Физминутка. Карточки.Какие инструменты нужны ,чтобы построить деревянный дом? Пила,молоток,рубанок,кисти,топор.
8. Включение в систему знаний и повторение.
— Мы хорошо должны знать историю своего родного края, любить его, ведь все это необходимо для счастливой жизни человека.
— У каждого свой дом, который ему дорог. На какой улице находится ваш дом?
— Почему эти улицы так называются? Узнайте дома у своих родителей, а на следующем уроке мне расскажите.
9. Рефлексия.
— Какие цели ставили? Мы их достигли?
— Трудно было получать новые знания?
— В чем возникло затруднение?
— Что особенно понравилось?
— Подумайте каждый и определитесь, как бы вы закончили предложение и поднимите соответствующий прямоугольник.
Своей работой на уроке я ….19 слайд
доволен — красный
не совсем доволен — синий
не доволен, потому что …. — зеленый
— Я согласна с вашим мнением. Вы мне очень помогли на уроке – новое знание мы открывали вместе, потому что я, задавая вам, вопросы опиралась на ваши знания, которые вы получили на прошлых уроках.
— Я тоже хочу оценить свою работу на уроке, используя прямоугольники.
— Настроение ваше, каково?20 слайд
Фильм Ильи