Конспект урока по Окружающему миру «Моя дружная семья. Форма проведения: урок – проект» 2 класс



Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6» Изобильненского Муниципального района Ставропольского края



















КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

2 КЛАСС





ТЕМА: Моя дружная семья. Форма проведения: урок – проект.









































Подготовила учитель начальных классов высшей категории Муниципального казённого общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №6» Изобильненского Муниципального района Ставропольского края

2011 год



Цель: привитие детям любви и уважения к своим родителям, своей семье.

Задачи:

• воспитывать чуткое, доброе, внимательное отношение к близким людям;

Ход урока.

  1. Орг. Момент.

  2. Введение в тему.

-Сегодня мы начинаем знакомство с новым разделом учебника, который называется «Общение». Как вы понимаете смысл этого слова? Общение с людьми у каждого человека начинается в семье. Тема нашего урока «Моя дружная семья» Что же такое семья? Как вы ответите на этот вопрос? Давайте обратимся к толковому словарю, посмотрим какое определение этого слова дано в словарной статье.

СЕМЬЯ — группа живущих вместе близких родственников.

Семья колыбель духовного рождения человека. Наша семья — это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете.

Ребята, вы уже заметили на своих рабочих местах ромашки. Сегодня они не только гости нашего урока, но и его участники. Как вы думаете, какое отношение имеют эти цветы к нашему уроку?

С 2008 года 8 июля в нашей стране начал отмечаться праздник, День Семьи, Любви и Верности. У праздника есть и свой официальный символ, предложенный супругой президента РФ Дмитрия Медведева, — ромашка. Ромашка — это самый известный и распространённый цветок в России. Праздник проходит в летний период, который традиционно ассоциируется с цветами. Также в России, издревле, ромашка — это символ любви.

  1. Семья – это слово родное!

Сколько там света, добра и тепла!

Как мы гордимся своими родными

За все их заслуги, за все их дела!

Глаза материнские нас согревают,

Как солнца сиянье, они горячи.

А руки отца от беды заслоняют.

Забота родных – как солнца лучи!

— Мы долго готовились к этому уроку. Кем нам только не довелось быть в течение этого времени!

Мы составляли свои родословные, искали значение своих имён и фамилий – выступали в роли историков, были журналистами и репортерами, когда расспрашивали своих родителей о бабушках и прабабушках, писателями, когда писали сочинения о семье, художниками, когда рисовали маму и папу, всю семью

Мы узнали много нового и интересного. Думаю, что вам сегодня есть, чем поделиться друг с другом.

Каждый человек с рождения имеет семью, но кроме этого, он имеет право ее иметь, и это право каждому ребенку гарантировано Конвенцией ООН и в нашей стране Законом «О правах ребенка».

— Зачем человеку семья? (для воспитания детей, поддержки, дает уверенность в том что тебя понимают и любят, проявляют заботу друг о друге)

Праздника такого нет в календаре,

Но для нас он важный в жизни и судьбе.

Без него мы просто не смогли бы жить,

Радоваться миру, учиться и творить.

Когда родилась наша дружная семья,

Рядом с папой и мамой не было меня.

Часто я смотрю на фото их красивое,

и немножко злюсь, и чуть-чуть завидую.

Спрашиваю папу: «Где я был тогда?»

Отвечал мне папа: «Не было тебя!»

Как же может быть такое, чтобы без меня,

Родилась такая дружная счастливая семья?

— А когда ваша семья родилась?

— Ребята, а вы знаете, что у нас в классе 22 семьи, в которых воспитываются 42 ребёнка, у нас 20 мам и 20 пап. О каждой семье можно написать интересную книгу, а мы эту работу представим в виде проекта «Моя дружная семья» в ходе, которого и получится книга о вашей семье.

3.Работа по теме урока.

1 СТРАНИЦА «КТО Я?»

— Человек рождается на свет, растет, задумывается кто я? откуда я? Откуда мои корни? Особое, подчас необъяснимое чувство вызывают у нас люди, передавшие нам свои черты лица, цвет глаз, волос, рисунок рта и носа, достоинства и слабости. А что мы знаем о них? По существу, во многих семьях познания о собственном происхождении обрываются уже на третьем колене. Это наша беда. Забылась мудрость пушкинских слов: «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости».

Жизнь человека – только миг

В безбрежном времени вселенной,

И только в памяти живых

Она становится нетленной.

Все это так. Да вот беда,

Что забываем иногда,

Откуда мы, кто наши предки?

Такие случаи нередки.

Заставить нас забыть о них

Не должен злой народа гений-

Уйдя из памяти живых,

Исчезнет много поколений.

Одной мы связаны судьбой,

Одной семьей, единой кровью.

Потомки станут нам с тобой

Надеждой, верой и любовью.

И дух наш, продолжая жить,

Во внуков, правнуков вольется.

И никогда не оборвется

Веков связующая нить.

Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составление своей родословной, древо жизни. Эта традиция возвращается в семьи.

ЗАЩИТА РОДОСЛОВНЫХ.

В дальнейшем, вы можете продолжать изучать свою родословную, узнавая кем, были и чем занимались ваши родные.

2 СТРАНИЦА. «ЧТО В ИМЕНИ МОЁМ?»

Рождается человек, получает имя. Оно дается или по святцам – церковным книгам – в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в том же месяце, когда родился ребенок, или же родители дают ребенку имя, которое им нравится, или оно модное в данный период, а некоторых семьях есть традиция называть ребенка в честь кого-то из членов семьи.

Что имя: звук, оброненный случайно,

В котором нет ни смысла, ни значенья?

Конечно, нет. И в именах есть тайна,

И таинство есть имянареченье.

И вот мы сами силами своими,

Осознаем в начале века:

Не человек себе находит имя,

А имя выбирает человека.

Что вы знаете о происхождении вашего имени? Что оно означает?

(Учащиеся рассказывают о своих именах).

3 СТРАНИЦА – «Фамильные истории».

Фамилий, каких только нет:

Смешных, горделивых, серьезных,

Со смыслом двойным и с секретом,

Кричащих, угрюмых, курьез

Фамилии бродят по свету

И ищут по вкусу хозяев…

Фамилий, каких только нет:

И добрых и злых и отчаянных!

Горжусь я своею фамилией,

Ведь это не просто слов

Оно дорогое мне, мило

Его повторяю я снова.

Ведь это – моя фамилия,

Ведь это – моя реликвия,

Ведь это — моя семья,

Ведь это – истинный я!

Все граждане нашей страны имеют фамилии, фамилии записаны в паспортах, свидетельствах о рождении. Но не все из нас задумывались над происхождением или возрастом фамилии, запомнив её с детства, мы на протяжении последующей жизни повторяем ее как нечто навсегда данное и очень значимое для нас. Имена люди имели в течение многих лет, а фамилии стали употреблять намного позже, чтобы лучше различать людей.

(Учащиеся рассказывают о своих фамилиях)

ФИЗМИНУТКА

— Игра «Пирамида любви». (Участники игры стоят в кругу).

— Каждый из нас что-то или кого-то любит. Всем нам присуще это чувство и все мы по-разному это выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свою работу, люблю за то, что здесь меня окружаете вы. А сейчас давайте построим «Пирамиду любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть свое любимое и класть свою руку. (Выстраиваем пирамиду).

— Вы чувствуете тепло рук?

— Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая пирамида у нас получилась. Высокая, потому что мы любимы и любим сами.

4 СТРАНИЦА «МАМОЧКА МОЯ»

Много мам на белом свете.

Всей душой их любят дети.

Только мама есть одна,

Всех дороже мне она. Кто она? Отвечу я:

Это мамочка моя.

Мама – самое прекрасное слово на Земле. Закрой глаза и прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живет в тебе самом, такой знакомый, такой родной. Его не спутаешь ни с одним другим. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос.

У мамы самое доброе и ласковое сердце, самые нежные и ласковые руки, которые умеют делать все. А в верном и чувственном сердце мамы никогда не гаснет огонь любви к своим детям, оно ни к чему не остается равнодушным.

У мамы самое красивое имя. Оно как песня, как сама душа. Мы решили ознакомиться с именами наших мам. Оказалось, что большинство наших мам являются обладательницами имени Елена (4 чел. – 18%), на втором месте по распространенности имя Наталья(3 чел. 14%) и Марина (3 чел. 14%). В классе есть 2 Ирины, 2 Галины (по 9 %). Остальные мамы носят имена Оксана, Евгения, Екатерина, Полина, Надежда и даже Захарат. И сколько бы ни было нам лет: 5 или 50 – нам всегда нужна мама, ее забота, ее доброта, ее участие, ее ласковый взгляд. И чем больше твоей любви к матери, тем радостнее и светлее ее жизнь.

Расскажите теперь вы о своих мамах.

5 СТРАНИЦА «МОЙ ПАПА!»

Папа мой – не просто папа, –

Он мне самый лучший друг!

Мы с ним маме помогаем,

Пол паркетный натираем!

Свет погас – все сразу тут

Папу нашего зовут.

Он приёмник тёте Клаше,

Старенькой соседке нашей,

Починил, потом помог

На двери сменить замок!

Во дворе качели – мостик

Сделал папа для ребят.

«Золотые руки просто!»–

Все соседи говорят.

-Какие ласковые, добрые слова вы могли бы сказать про своих пап?

(дети рассказывают о своих папах)

6 СТРАНИЦА — ИГРА «ДОМИК МОЕЙ СЕМЬИ

















Семья























1. Наша семья



2. У нас есть



3. МЫ друг друга



4. Нам помогает































— Запишите в окошечках под цифрой 1, слова, характеризующие вашу семью, отношения между ее членами. Нужные слова подобрать вам поможет список определений под номером 1.

1.Дружная, злобная, жестокая, любящая, веселая, вредная, невыносимая, заботливая

— Какие слова вы не выбрали?

— А теперь выберите для каждого записанного слова цвет, закрасьте окошечки цветным карандашом.

— Давайте посмотрим, что у вас получилось. Покажите ваши домики. Цвет подсказывает мне, что в ваших семьях живет мир и согласие.

— Подтвердите мое предположение. Выберите из списка под номером 2 слова – существительные и запишите их в домике, в окошки с цифрой 2.

(У нас есть: понимание, недоверие, любовь)

В окошко с цифрой 3 запишите слова – действия.

(Мы друг друга: жалеем, заботимся, сочувствуем, ценим, не ценим, не любим…..)

— Выберите нужные слова из списка под номером 4 и запишите их в окошечки с цифрой 4. (поддержка, взаимопомощь, вражда, злоба, недоверие)

— Какие же слова для своей семьи вы выбрали?

(у доски 2 – 3 ученика зачитывают слова, характеристики своей семьи)

— Ну, что ж, я очень рада, что ваши семьи дружные, в них живут любовь и понимание.

4.Итог урока.

7 СТРАНИЦА «Синквейн о семье».

Давайте вспомним, что такое Синквейн? Вам поможет шаблон.

Составьте синквейн о своей семье. Прочтите, что у вас получилось?

Вот и закончена последняя страница нашей книги. У каждого из вас получилась книжечка о вашей семье – итог вашей длительной работы по этой теме.

Сколько страниц получилось? Почему?

-Скажите, а классный коллектив можно назвать семьёй?

Давайте все впишем свои имена одной нашей семьи в родословное дерево нашего класса. На ромашках напишите свои фамилию и имя и прикрепите на дерево на доске. А об отношениях в школьной семье поговорим на следующем уроке.

5. Дозированное домашнее задание:



1 группа – учебник стр.48-52, ответы на вопросы.

2 группа – Я предлагаю вам приготовить сообщение об истории школы, нарисовать школы будущего, свою любимую школу. Можно воспользоваться школьной библиотекой или интернетом.

Список использованной литературы:

    1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1 – М. : Просвещение, 2010.

    2. Словарь Ожегова.

    3. Ресурсы интернета.











Свежие документы:  Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «В ботаническом саду»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: