Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6» Изобильненского Муниципального района Ставропольского края
Подготовила учитель начальных классов высшей категории Муниципального казённого общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №6» Изобильненского Муниципального района Ставропольского края
2011 год
Цель: привитие детям любви и уважения к своим родителям, своей семье.
Задачи:
• воспитывать чуткое, доброе, внимательное отношение к близким людям;
Ход урока.
Орг. Момент.
Введение в тему.
-Сегодня мы начинаем знакомство с новым разделом учебника, который называется «Общение». Как вы понимаете смысл этого слова? Общение с людьми у каждого человека начинается в семье. Тема нашего урока «Моя дружная семья» Что же такое семья? Как вы ответите на этот вопрос? Давайте обратимся к толковому словарю, посмотрим какое определение этого слова дано в словарной статье.
СЕМЬЯ — группа живущих вместе близких родственников.
Семья колыбель духовного рождения человека. Наша семья — это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете.
Ребята, вы уже заметили на своих рабочих местах ромашки. Сегодня они не только гости нашего урока, но и его участники. Как вы думаете, какое отношение имеют эти цветы к нашему уроку?
С 2008 года 8 июля в нашей стране начал отмечаться праздник, День Семьи, Любви и Верности. У праздника есть и свой официальный символ, предложенный супругой президента РФ Дмитрия Медведева, — ромашка. Ромашка — это самый известный и распространённый цветок в России. Праздник проходит в летний период, который традиционно ассоциируется с цветами. Также в России, издревле, ромашка — это символ любви.
Семья – это слово родное!
Сколько там света, добра и тепла!
Как мы гордимся своими родными
За все их заслуги, за все их дела!
Глаза материнские нас согревают,
Как солнца сиянье, они горячи.
А руки отца от беды заслоняют.
Забота родных – как солнца лучи!
— Мы долго готовились к этому уроку. Кем нам только не довелось быть в течение этого времени!
Мы составляли свои родословные, искали значение своих имён и фамилий – выступали в роли историков, были журналистами и репортерами, когда расспрашивали своих родителей о бабушках и прабабушках, писателями, когда писали сочинения о семье, художниками, когда рисовали маму и папу, всю семью
Мы узнали много нового и интересного. Думаю, что вам сегодня есть, чем поделиться друг с другом.
Каждый человек с рождения имеет семью, но кроме этого, он имеет право ее иметь, и это право каждому ребенку гарантировано Конвенцией ООН и в нашей стране Законом «О правах ребенка».
— Зачем человеку семья? (для воспитания детей, поддержки, дает уверенность в том что тебя понимают и любят, проявляют заботу друг о друге)
Праздника такого нет в календаре,
Но для нас он важный в жизни и судьбе.
Без него мы просто не смогли бы жить,
Радоваться миру, учиться и творить.
Когда родилась наша дружная семья,
Рядом с папой и мамой не было меня.
Часто я смотрю на фото их красивое,
и немножко злюсь, и чуть-чуть завидую.
Спрашиваю папу: «Где я был тогда?»
Отвечал мне папа: «Не было тебя!»
Как же может быть такое, чтобы без меня,
Родилась такая дружная счастливая семья?
— А когда ваша семья родилась?
— Ребята, а вы знаете, что у нас в классе 22 семьи, в которых воспитываются 42 ребёнка, у нас 20 мам и 20 пап. О каждой семье можно написать интересную книгу, а мы эту работу представим в виде проекта «Моя дружная семья» в ходе, которого и получится книга о вашей семье.
3.Работа по теме урока.
1 СТРАНИЦА «КТО Я?»
— Человек рождается на свет, растет, задумывается кто я? откуда я? Откуда мои корни? Особое, подчас необъяснимое чувство вызывают у нас люди, передавшие нам свои черты лица, цвет глаз, волос, рисунок рта и носа, достоинства и слабости. А что мы знаем о них? По существу, во многих семьях познания о собственном происхождении обрываются уже на третьем колене. Это наша беда. Забылась мудрость пушкинских слов: «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости».
Жизнь человека – только миг
В безбрежном времени вселенной,
И только в памяти живых
Она становится нетленной.
Все это так. Да вот беда,
Что забываем иногда,
Откуда мы, кто наши предки?
Такие случаи нередки.
Заставить нас забыть о них
Не должен злой народа гений-
Уйдя из памяти живых,
Исчезнет много поколений.
Одной мы связаны судьбой,
Одной семьей, единой кровью.
Потомки станут нам с тобой
Надеждой, верой и любовью.
И дух наш, продолжая жить,
Во внуков, правнуков вольется.
И никогда не оборвется
Веков связующая нить.
Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составление своей родословной, древо жизни. Эта традиция возвращается в семьи.
ЗАЩИТА РОДОСЛОВНЫХ.
В дальнейшем, вы можете продолжать изучать свою родословную, узнавая кем, были и чем занимались ваши родные.
2 СТРАНИЦА. «ЧТО В ИМЕНИ МОЁМ?»
Рождается человек, получает имя. Оно дается или по святцам – церковным книгам – в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в том же месяце, когда родился ребенок, или же родители дают ребенку имя, которое им нравится, или оно модное в данный период, а некоторых семьях есть традиция называть ребенка в честь кого-то из членов семьи.
Что имя: звук, оброненный случайно,
В котором нет ни смысла, ни значенья?
Конечно, нет. И в именах есть тайна,
И таинство есть имянареченье.
И вот мы сами силами своими,
Осознаем в начале века:
Не человек себе находит имя,
А имя выбирает человека.
— Что вы знаете о происхождении вашего имени? Что оно означает?
(Учащиеся рассказывают о своих именах).
3 СТРАНИЦА – «Фамильные истории».
Фамилий, каких только нет:
Смешных, горделивых, серьезных,
Со смыслом двойным и с секретом,
Кричащих, угрюмых, курьез
Фамилии бродят по свету
И ищут по вкусу хозяев…
Фамилий, каких только нет:
И добрых и злых и отчаянных!
Горжусь я своею фамилией,
Ведь это не просто слов
Оно дорогое мне, мило
Его повторяю я снова.
Ведь это – моя фамилия,
Ведь это – моя реликвия,
Ведь это — моя семья,
Ведь это – истинный я!
—Все граждане нашей страны имеют фамилии, фамилии записаны в паспортах, свидетельствах о рождении. Но не все из нас задумывались над происхождением или возрастом фамилии, запомнив её с детства, мы на протяжении последующей жизни повторяем ее как нечто навсегда данное и очень значимое для нас. Имена люди имели в течение многих лет, а фамилии стали употреблять намного позже, чтобы лучше различать людей.
(Учащиеся рассказывают о своих фамилиях)
ФИЗМИНУТКА
— Игра «Пирамида любви». (Участники игры стоят в кругу).
— Каждый из нас что-то или кого-то любит. Всем нам присуще это чувство и все мы по-разному это выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свою работу, люблю за то, что здесь меня окружаете вы. А сейчас давайте построим «Пирамиду любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть свое любимое и класть свою руку. (Выстраиваем пирамиду).
— Вы чувствуете тепло рук?
— Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая пирамида у нас получилась. Высокая, потому что мы любимы и любим сами.
4 СТРАНИЦА «МАМОЧКА МОЯ»
Много мам на белом свете.
Всей душой их любят дети.
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она. Кто она? Отвечу я:
Это мамочка моя.
—Мама – самое прекрасное слово на Земле. Закрой глаза и прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живет в тебе самом, такой знакомый, такой родной. Его не спутаешь ни с одним другим. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос.
У мамы самое доброе и ласковое сердце, самые нежные и ласковые руки, которые умеют делать все. А в верном и чувственном сердце мамы никогда не гаснет огонь любви к своим детям, оно ни к чему не остается равнодушным.
У мамы самое красивое имя. Оно как песня, как сама душа. Мы решили ознакомиться с именами наших мам. Оказалось, что большинство наших мам являются обладательницами имени Елена (4 чел. – 18%), на втором месте по распространенности имя Наталья(3 чел. 14%) и Марина (3 чел. 14%). В классе есть 2 Ирины, 2 Галины (по 9 %). Остальные мамы носят имена Оксана, Евгения, Екатерина, Полина, Надежда и даже Захарат. И сколько бы ни было нам лет: 5 или 50 – нам всегда нужна мама, ее забота, ее доброта, ее участие, ее ласковый взгляд. И чем больше твоей любви к матери, тем радостнее и светлее ее жизнь.
Расскажите теперь вы о своих мамах.
5 СТРАНИЦА «МОЙ ПАПА!»
Папа мой – не просто папа, –
Он мне самый лучший друг!
Мы с ним маме помогаем,
Пол паркетный натираем!
Свет погас – все сразу тут
Папу нашего зовут.
Он приёмник тёте Клаше,
Старенькой соседке нашей,
Починил, потом помог
На двери сменить замок!
Во дворе качели – мостик
Сделал папа для ребят.
«Золотые руки просто!»–
Все соседи говорят.
-Какие ласковые, добрые слова вы могли бы сказать про своих пап?
(дети рассказывают о своих папах)
6 СТРАНИЦА — ИГРА «ДОМИК МОЕЙ СЕМЬИ
Семья
1. Наша семья 2. У нас есть 3. МЫ друг друга 4. Нам помогает
— Запишите в окошечках под цифрой 1, слова, характеризующие вашу семью, отношения между ее членами. Нужные слова подобрать вам поможет список определений под номером 1.
1.Дружная, злобная, жестокая, любящая, веселая, вредная, невыносимая, заботливая
— Какие слова вы не выбрали?
— А теперь выберите для каждого записанного слова цвет, закрасьте окошечки цветным карандашом.
— Давайте посмотрим, что у вас получилось. Покажите ваши домики. Цвет подсказывает мне, что в ваших семьях живет мир и согласие.
— Подтвердите мое предположение. Выберите из списка под номером 2 слова – существительные и запишите их в домике, в окошки с цифрой 2.
(У нас есть: понимание, недоверие, любовь)
— В окошко с цифрой 3 запишите слова – действия.
(Мы друг друга: жалеем, заботимся, сочувствуем, ценим, не ценим, не любим…..)
— Выберите нужные слова из списка под номером 4 и запишите их в окошечки с цифрой 4. (поддержка, взаимопомощь, вражда, злоба, недоверие)
— Какие же слова для своей семьи вы выбрали?
(у доски 2 – 3 ученика зачитывают слова, характеристики своей семьи)
— Ну, что ж, я очень рада, что ваши семьи дружные, в них живут любовь и понимание.
4.Итог урока.
7 СТРАНИЦА «Синквейн о семье».
Давайте вспомним, что такое Синквейн? Вам поможет шаблон.
Составьте синквейн о своей семье. Прочтите, что у вас получилось?
Вот и закончена последняя страница нашей книги. У каждого из вас получилась книжечка о вашей семье – итог вашей длительной работы по этой теме.
Сколько страниц получилось? Почему?
-Скажите, а классный коллектив можно назвать семьёй?
Давайте все впишем свои имена одной нашей семьи в родословное дерево нашего класса. На ромашках напишите свои фамилию и имя и прикрепите на дерево на доске. А об отношениях в школьной семье поговорим на следующем уроке.
5. Дозированное домашнее задание:
1 группа – учебник стр.48-52, ответы на вопросы.
2 группа – Я предлагаю вам приготовить сообщение об истории школы, нарисовать школы будущего, свою любимую школу. Можно воспользоваться школьной библиотекой или интернетом.
Список использованной литературы:
Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1 – М. : Просвещение, 2010.
Словарь Ожегова.
Ресурсы интернета.