Урок окружающего мира во 2 «Б» классе
Тема. Ориентирование.
Выполнила: Короткова Марина Владимировна.
Цель урока:
1. Закрепить с учащимися способы ориентирования на местности, определение сторон горизонта.
2. Формировать знания об ориентировании по местным признакам.
3. Развивать внимание, память, мыслительные операции (анализ, синтез).
4. Воспитывать дисциплинированность, коллективизм.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки с индивидуальным заданием.
Ход урока.
I. Организационный момент.
— Здравствуйте ребята, у нас урок окружающего мира. Садитесь. Сели ровно, спинки выпрямили. Сегодня на уроке мы будем обобщать наши знания об ориентировании.
II. Повторение пройденного материала.
— Ребята, вспомним, что такое горизонт?
— Горизонт — кривая, ограничивающая часть поверхности Земли, которую видит наблюдатель на открытой местности или на море. Слайд№2.
— А что мы называем ориентированием?
(Ориентированием называется умение определять свое местонахождение относительно сторон горизонта ) Слайд№3.
— Умение ориентироваться на местности при отсутствии под рукой карты и компаса может пригодиться любому любителю активного отдыха на природе. Знание способов ориентирования ни когда не бывают лишними, от этого может зависеть здоровье и жизнь человека.
— Способы определения сторон горизонта различны. Слайд№4.
Слайд№5. Летом в северном полушарии Солнце восходит на северо-востоке и заходит на северо-западе. В полдень оно находится строго на юге. Большую часть светового дня, примерно с 10 часов утра до 19 вечера, ласковое солнышко будет находиться южнее вас, но никак не севернее.
Слайд№6. В полдень направление тени (она будет самая короткая) указывает на север. Не дожидаясь самой короткой тени можно ориентироваться следующим способом. Воткните в землю палку около 1 метра длиной. Отметьте конец тени. Подождите 10-15 минут и повторите процедуру. Проведите линию от первой позиции тени до второй и продлите на шаг дальше второй отметки. Станьте носком левой ноги напротив первой отметки, а правой — в конце линии, которую вы начертили. Сейчас вы стоите лицом на север.
Слайд№7. Полярная звезда всегда находится на севере. Чтобы найти Полярную звезду, надо сначала найти созвездие Большой Медведицы, напоминающее ковш, составленный из семи довольно ярких звезд, затем через две крайние правые звезды Большой Медведицы мысленно провести линию, на которой отложить пять раз расстояние между этими крайними звездами, и тогда в конце этой линии найдем Полярную звезду, которая, в свою очередь, находится в хвосте другого созвездия, называемого Малой Медведицей. Став лицом к Полярной звезде, мы получим направление на север.
Слайд№8. Чтобы сориентировать компас по сторонам горизонта, нужно положить его на ровную горизонтальную поверхность, отпустить тормоз стрелки и дать стрелке успокоиться. Затем, вращая компас, нужно совместить северный конец стрелки с буквой С (север) на шкале. В этом случае буквы Ю, В, З покажут юг, восток и запад, соответственно.
Слайд№9. Азимут — это горизонтальный угол между направлением на предмет на местности и направлением на север. Для определения азимута предмета надо положить компас на ладонь и отпустить тормоз стрелки. Когда она успокоится, нужно совместить букву С на шкале компаса с северным концом стрелки. Затем нужно повернуть крышку так, чтобы мушка оказалась напротив предмета, а прорезь напротив глаза. Угол между нулевым значением и значением против мушки и будет азимутом данного предмета.
Слайд№10. А сейчас мы вспомним ориентирование по местным признакам.
Слайд№11. Муравейники обязательно располагаются с южной стороны дерева, пня, кустарника. Муравьи любят тепло, поэтому и строят жилища на южной стороне. Кроме того, южный скат муравейников пологий, а северный – крутой.
Слайд№12. Известно, что южная сторона предметов нагревается больше чем северная, соответственно и таяние снега с этой стороны происходит быстрее. Это хорошо видно ранней весной и во время оттепелей зимой на склонах оврагов, лунках у деревьев, снегу, прилипшему к камням. Снег быстрее подтаивает на южных склонах; в результате подтаивания на снегу образуются зазубрины — «шипы», направленные на юг.
Слайд№13. Кора березы и сосны на северной стороне темнее, чем на южной, а стволы деревьев, камни, выступы скал гуще покрыты мхом и лишайниками.
Слайд№14. Кора большинства деревьев грубее на северной стороне, тоньше, эластичнее (у березы — светлее) — на южной. У сосны вторичная (бурая, потрескавшаяся) кора на северной стороне поднимается выше по стволу.
Слайд№15. Ягоды также могут служить компасом. На открытой лесной полянке ягоды и различные лесные плоды в период созревания приобретают раньше окраску с южной стороны. Значит, север будет в противоположной стороне.
Слайд№16. Травянистый покров в лесу также может помочь в определении сторон горизонта. Так, весной трава на теневых северных окраинах полян более густая, чем на южных. В летнее время на южной стороне она более густая, чем на северной. С северной стороны дольше сохраняется зеленый цвет травы, когда она начинает желтеть.
Слайд№17. Годовые кольца на пеньке более тесно расположены на северной стороне.
Слайд№18. Алтари и часовни православных церквей обращены на восток, а алтари католических церквей — на запад, буддийские пагоды обращены фасадами на юг. На куполах перекладины крестов расположены по направлению север — юг, приподнятый конец перекладины «смотрит» на север.
Слайд№19. Известно, что смола больше выступает на южной половине ствола хвойного дерева.
Слайд№20. Перелетные птицы весной летят на север, а осенью на юг.
Слайд№21. Вывод: при ориентировании по местным признакам нельзя окончательно судить о расположении сторон горизонта по одному — двум наблюдениям. Выводы можно делать после многократной проверки результатов.
— Что-то мы засиделись, пора бы нам отдохнуть!
Физ.минутка.
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)
— Продолжаем нашу работу.
III. Применение полученных знаний.
— Ребята, представьте, что мы отправились в лес. Слайд№22.
В лесу хорошо, ни жарко, ни холодно. Мы с вами погуляли и решили вернуться в школу. Но вдруг мы поняли, что заблудились…. Ведь деревья в лесу одинаковые, тропинки все затоптанные… Но! Все мы помним, как нужно ориентироваться на местности. Какой прибор нам придет на помощь?
( компас ) Слайд№23.
— Но он у нас сломался. Мы знаем, что нам нужно идти на юг. Перед нами куст с ягодами. Может он нам помочь?
( да )
-Как мы определим направление на юг?
( с южной стороны ягоды будут более спелые )
— Все мы помним, что по одному признаку судить нельзя. Перед нами муравейник. Как он нам поможет?
(муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней и кустов;
северная сторона муравейника крутая, а южная пологая.)
— Хорошо! И для убедительности мы подойдем к дереву. Как определим направление на юг?
(Кроны деревьев с южной стороны гуще, тоньше. С южной стороны ствол светлее. )
— Итак, все наши признаки совпали, и мы можем смело идти на юг. Слайд№24.
— Молодцы, Ребята, мы выбрались из леса!
IV. Проверка полученных знаний.
Детям раздаются индивидуальные задания на листочках для выявления усвоения знаний по данной теме.
Вопросы:
1. Горизонт бывает двух видов: ……….. и ……………….. .
2. Какая длина тени от Солнца показывает направление на север в полдень?
3. Годовые кольца на пне толще с …….. стороны.
4. На какой стороне ствола смолы накапливается больше?
5. Что такое ориентирование?
Ответы:
( 1.Открытый и закрытый. 2. Самая короткая. 3. Южной. 4. На южной. 5. это нахождение сторон горизонта на местности.)
V. Итог урока.
— Ребята, что на уроке вам понравилось больше всего?
— Что показалось интересным?
— Что вызвало затруднение?
Список используемых источников.
1. Изображение «Деревья» https://hibaratxt.narod.ru/karemansprav/risunok31_060.jpg
2. Изображение «Компас»
https://www.chastnik.ru/wp-content/uploads/2011/05/042.jpg
3. Изображение «Малина» https://www.blikst.ru/darp/22_2.jpg
4. Изображение «Муравейник» https://kuhta.clan.su/_ph/24/2/236003401.png
5. Изображение «Ориентирование по местным признакам»
https://www.fcenter.ru/img/softarticle/2003/may/14/25504.jpg
6. Изображение « Ориентирование по солнцу»
https://andreeff-vn.narod.ru/pic7.JPG
7. Изображение «Смайлик» https://lewebpedagogique.com/moyensgrands/files/2008/10/pouce.png
8. Изображение «Снежный покров» https://hibaratxt.narod.ru/karemansprav/risunok31_060.jpg
9. Изображение «Птицы»
https://hq-wallpapers.ru/wallpapers/1/hqwallpapers_ru_animals_1927_1920x1200.jpg
10. Менчуков А. Е. В мире ориентиров.— 3-е изд., доп.— М., 1966.— С. 173—174.
11. Рощин А. Н. Ориентирование на местности.—Киев, 1982.—С. 8.