Ященко Татьяна Викторовна
МАОУ «СОШ №3 с УИОП» г. Березники
Учитель начальных классов
Конспект урока окружающего мира в 3 классе
УМК «Планета знаний» (авт. Ивченкова Г.Г., Потапов И.В.)
Тема: «ПИЩЕВАРЕНИЕ»
Задачи урока:
сформировать представление о строении и значении зубов, познакомить с правилами ухода за ними;
познакомить со строением и работой пищеварительной системы;
расширить знания детей о пище и значении её разнообразия;
1) Орг. момент
— Доброе утро! Добрый день! Доброго здоровья! – говорим мы и искренне желаем тем, с кем, встречаемся, добра, радости, счастья и здоровья. Я вам желаю сегодня на уроке хорошо поработать, многое узнать, запомнить. А в конце урока всех ждёт сюрприз!
2) Начнём урок с кроссворда (работа в парах). Кто быстрее разгадает зашифрованное слово?
С л а д к о е ж к а
Кто такой сладкоежка? (человек, который любит сладкое.) Кого из вас можно назвать сладкоежкой? А хорошо это или плохо?
Игра «хорошо или плохо» (дети называют + и – сладкого)
ХОРОШО
Сладкое способствует повышению настроения, улучшает память.
Сладкий горячий чай быстро снимает утомление, восстанавливает работоспособность, уменьшает головную боль.
Многим больным вводят в кровь глюкозу – это сладкое вещество, которое содержится, например, в мёде.
Вкусно!
ПЛОХО
1. От сладкого может заболеть живот.
2. Сладости очень калорийны, ими быстро наедаешься, но в них нет необходимых для роста и здоровья витаминов, минеральных солей, клетчатки и белков.
3. Излишек сахара в организме переходит в жир – у человека может начаться ожирение.
4. Кожная болезнь – диатез — часто бывает от сладкого.
5. От сладкого развивается страшная болезнь – кариес, т.к. микробы, находящиеся во рту, тоже очень любят сладкое и начинают размножаться, «подтачивать» наши зубы.
— Что такое зубы расскажет…(рассказ из учебника с.33 и дополнительный материал из энциклопедии)
— Возьмите зеркало, рассмотрите свои зубы и найдите среди них резцы, клыки и коренные. Нет ли среди них испорченных? Если есть, обратитесь к зубному врачу.
— Все вы слышали слово КАРИЕС. А что это такое? (рассказ из учебника с.32 и показ на модели зуба)
Как правильно ухаживать за зубами вы знаете?
Стихотворение «Уход за зубами»
В доме 8 дробь 1 все любили дядю Стёпу,
А вы знаете за что?
Улыбался дядя Стёпа — видно было далеко!
Рано утром он вставал, душ холодный принимал,
Чистить зубы дядя Стёпа никогда не забывал.
Каждый месяц дядя Стёпа щётку старую менял,
И с особенным вниманьем щётку новую искал.
Эта – очень грубая, эта – слишком мягкая,
А вот эта – в самый раз для зубов приятная!
— Через сколько месяцев нужно менять щётку? (1 раз в три месяца)
Есть и другие правила ухода за зубами. Вы их знаете?
Работа в печатной тетради. Найдите ошибки в правилах ухода за зубами и исправьте их (работа в печатной тетради с. 9 № 26)
Физ. Минутка
Если я называю полезные продукты – встаёт 1 вариант.
А если не полезные, то встаёт 2 вариант.
Рыба, пепси, кефир, фанта, чипсы, геркулес, жирное мясо, подсолнечное масло, торты, «Сникерс», морковь, капуста, шоколадные конфеты, яблоки, груши, хлеб
— Вы хорошо знаете, что полезно, а что нет.
Тема нашего урока «Пищеварение».
— А как оно происходит, мы узнаем из презентации и рассказов моих помощников. С чего начнём изучение нового материала?
Органы пищеварения образуют пищеварительную систему (рассказывают подготовленные дети). В неё входят:
Ротовая полость – здесь пища смачивается слюной и пережёвывается зубами. Почему говорят, чем больше жуёшь, тем дольше живёшь? Потом пища через глотку попадает в пищевод.
Пережёванную пищу, мы проглатываем. По пищеводу она проходит в желудок. Рядом с пищеводом есть ещё одна трубка – это гортань – для воздуха. Как же еда попадает только в свою трубку? В этом заслуга глотки. Дело в том, что когда мы глотаем, то перестаём дышать. Но если во время еды вы будете разговаривать, петь или смеяться, что может произойти?
Пустой желудок – как спущенный воздушный шарик, когда в него попадает пища, он раздувается. В нормальном желудке умещается 2-3 литра еды. Стенки желудка двигаются и перетирают собой еду с помощью желудочного сока в кашицу. В желудке пища находится 3-4 часа. Под действием желудочного сока она переваривается и поступает в кишечник. Но выход из желудка до поры до времени закрыт. Только когда он убедится, что пища хорошо переварилась, он открывает выход, выпускает небольшую порцию и тут же опять закрывается.
В 7-ми метровом кишечнике пища окончательно переваривается при участии веществ, которые вырабатываются в печени и поджелудочной железе.
Образовавшиеся питательные вещества через стенки кишечника и кровеносных сосудов проникают в кровь. Кровь разносит питательные вещества по всем органам тела.
Работа в печатной тетради с.11: рисунки с изображением органов пищеварения наклейте и подпишите их названия (ротовая полость, пищевод, желудок и поджелудочная железа, тонкий и толстый кишечник, печень) Проверка на доске, на схеме прикрепляются слова.
Закрепление.
Отгадайте, что это и покажите, где находится этот орган.
1. Этот орган перемешивает пищу, смачивает слюной и проталкивает в глотку…(ротовая полость)
2. С их помощью человек откусывает и измельчает пищу…(зубы)
3. По этой трубке пища попадает в желудок…(пищевод)
4. От 3-х до 10 часов пища переваривается в …(желудке)
5. Переваривание пищи заканчивается в…(кишечнике)
Заключение. Что на сегодняшнем уроке было для вас наиболее интересным? Что запомнилось? Какие знания, приобретённые на этом уроке, могут вам пригодиться в дальнейшем? Покажите свои знания в тесте (проверка по времени.)
А приз вам такой – Бобр Суперзуб даёт советы по чистке зубов. Всем, кто их изучит, и будет применять, в награду — наклейка.
Дом. Задание. Что значит здоровая пища?
В каких продуктах содержатся витамины, которые нам необходимы?