Конспект урока по Окружающему миру «Права человека в современном обществе» 4 класс

Рыбушкина Людмила Ильинична

«Лицей имени В.В.Карпова» села Осиново

Зеленодольского района Республики Татарстан

Учитель начальных классов









Тема урока:

«Права человека в современном обществе»

(4 класс . Окружающий мир, УМК «Школа 2100».)





















ЦЕЛИ:

Образовательные:

Знать о существовании неотъемлемых личных прав человека ,об основных законах, регулирующих права и их соблюдении.

Воспитательные:

Уметь с уважением относиться к личным правам каждого человека, не забывать о своих обязанностях. Воспитывать чувство собственного достоинства.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес к предмету, речь ,мышление, гражданско-патриотические качества личности.

Оборудование:

  1. Таблички «Мораль, совесть, право»

  2. Брошюры Конституций РФ и РТ

  3. Книга «Ваши права»

  4. Три рисунка к сказкам «Сказка о мёртвой царевне», «Золушка», Золотой ключик».

  5. Учебник «Окружающий мир. Человек и человечество» авторы Д .Д.

Данилов, Г. Э .Белицкая , Н.И.Иванова , С.С.Кузнецова ,С.В.Тырин.

  1. Таблица «Знаем-не знаем».



1.Организационный момент.

2.Актуализация опорных знаний.

— Что помогает управлять поступками людей в обществе, какие три «инструмента» ?

а.) Совесть. б) Мораль. в) Право )-вывешиваются таблички.

— Как мы узнаём, какой поступок мы совершили: хороший или плохой?

( О том, какой поступок мы совершили, мы узнаём с помощью совести).

Совесть — это способность человека решать что хорошо, а что плохо, отделять добро от зла. К суду своей совести надо обращаться постоянно. Бессовестный же человек — это человек, который совершает поступки, не успевая или не желая понять, насколько они хороши или плохи.

Историческая справка:

Уже в древней Греции люди пытались понять, что хорошо, а что плохо. Древнегреческий философ Демокрит, живший на рубеже 5 и 6 в. до н.э., не зная понятия «совесть» говорил:

«Не говори и не делай ничего дурного, даже если ты наедине с собой. Учись стыдиться самого себя, чем других. В каждой душе должен быть начертан закон: «Не делай ничего непристойного».

— Какой синоним можно подобрать к слову совесть ? (стыд)

— А какие словосочетания? ( чистая совесть, спокойная совесть, совесть мучает, жить по совести).

б.) Что создаёт общество в помощь совести? (мораль)

Мораль — устные, неписанные правила поведения, принятые в обществе и одобренные большинством людей. Этих правил очень много : не груби, не лги, не воруй, не причиняй боль другому и т.д. Если человек нарушил эти правила, то кроме суда совести его ожидает и общественное осуждение).

— Какое « золотое правило »вы должны знать и выполнять ?

(Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе).

— Какой синоним и словосочетание можно подобрать к слову мораль?

( Нравственность. Читать мораль.)

в) Что это такое или как называется часть правил поведения, записанных государством в законах и защищённых его силой? (это право).

Часть правил поведения особенно важны для людей. Их нарушение опасно и требует обязательного правильного исполнения. Поэтому в обществе существует ещё и право — т.е. часть правил поведения, которые государство записала в законах и защитило своей силой. За кражу, убийство и др. человека ждёт тройное осуждение — это суд своей совести, суд общественного мнения и государственный суд.

Синоним: право-закон.

Словосочетания: право хранить твои молчание, твои права защищает адвокат.

— Чем мораль отличается от права?

(Мораль — это устные, неписанные правила поведения людей в обществе.

Право — это часть правил поведения, которые государство записало в законах и защитило своей силой)

3. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ. ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ.

а)-Давайте поговорим сегодня о третьем «инструменте», который направляет поступки общества и человека, т.е. о праве.

— Сформулируйте тему урока.

(Права человека в обществе)

(Таблички «совесть» и «мораль» убираются.)

б)— Что мы уже знаем по этому вопросу?

— А что пока не знаем?

(открывается таблица)

ЗНАЕМ НЕ ЗНАЕМ

1.Человек — личность. 1. Какие права есть у человека

2.Права и обязанности есть у в любом современном об-

граждан, они записаны в Кон- ществе?

ституции.

3.В истории были времена, ког-

да люди имели разные права.

(рабство, крепостное право)

4. РАСШИРЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ.

-Какие же права есть у каждого человека? Назовите.

Право на достойную жизнь.

Право на свободу и личную неприкосновенность.

Право на защиту чести и достоинства.

Право на труд, отдых, образование, мед. обслуживание.

-Где записаны эти права? ( В Конституции. Показ брошюр с Конституцией РФ и РТ)

-А что делать в тех случаях, когда личные права нарушаются?

( Нужно обращаться к общественным организациям, к государственным властям и даже ко всему человечеству. Но отстаивая свои права, не стоит забывать о других — у них точно такие же права ).

— А есть ли права у ребёнка?

(Да, у детей свои права. У детей есть такое же право, как право на любовь и заботу, специальные права на защиту чести и достоинства. Существует специальная « Декларация прав ребёнка», которую признают во всём мире. В книге «Ваши права» очень доступно рассказано о правах детей.

— У человека в современном обществе с рождения очень много прав. Но о чём не стоит забывать и взрослым и детям?

(Об обязанностях)

— Какие обязанности по отношению к обществу есть у взрослых и детей?

— Могут ли права существовать без обязанностей и наоборот? ( Нет.)

«ПОДУМАЙ-КА!»

-Кто из известных вам сказочных персонажей нарушали право на

-жизнь (Серый волк, Кощей Бессмертный, Карабас Барабас и др.)

-труд ( Карабас Барабас, Сеньор Помидор, Поп, Ленивица, Емеля и др.)

-имущество (Сын жабы, Царь Додон, Сватья Бабариха, волк и др.)

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

1. Работа с учебником (стр.47-50) и дальнейшее обсуждение новой информации;

— Итак, что означает понятие «право», «правовые требования», «преступление»?

— Где перечислены главные права человека?

— Какие основные права защищают личность человека? (по учебнику с.48)

— Право на защиту чести и достоинства. Как вы понимаете это право?

( Пример из сказки «Лиса и Серый волк»)

— Как вы понимаете право на свободу и неприкосновенность?

(Пример из сказки «Маша и медведь».)

— Кто несёт ответственность за соблюдение всех прав ребёнка?

— Какая обязанность в отношении детей лежит на государстве?

— Какие ключевые слова вы выбрали бы к уроку?

(Личные права, права ребёнка)- запись слов на доске.

2. Работа в группах ( по рядам ).

Учитель раздаёт каждому ряду по рисунку к сказкам «Золушка», «Сказка о мёртвой царевне», «Золотой ключик» .

Задача каждой группе — определить и объяснить какие права нарушены в данной сказке.

6. ИТОГ УРОКА.

-С какой профессией вы связали бы тему сегодняшнего урока? (Юрист)

-К какому выводу пришли?

7. Домашнее задание.









Свежие документы:  Конспект урока окружающего мира «Загадки весны»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: