Конспект урока по Окружающему миру «Растения-производители» 3 класс

Урок окружающего мира.

«Растения-производители» 3-й класс

УМК «Школа 2100»

Составитель: Евдокимова Елена Петровна,

учитель начальных классов

Староказинского филиала

МБОУ Новоникольской СОШ

Цель урока: осмысление блока новой учебной информации.

Задачи урока:

1. Научить детей различать группы растений по особенностям их строения;

2. Познакомить с понятием «клетка»;

2. Закрепить знания учащихся о круговороте веществ в экосистеме;

3. Прививать чувство бережного отношения к природе;

4. Развивать интерес детей к чтению энциклопедической литературы.

Ход урока

1. Психологический настрой.

Учитель: Добрый день, ребята! Очень рада снова видеть вас на уроке «Окружающего мира». Обращаю ваше внимание на то, что сегодня к нам пришли гости, чтобы посмотреть на нашу работу. Давайте подарим улыбки гостям, друг другу, ведь мы знаем, что улыбки располагают к приятному общению. Занимайте свои места.

Все ваши мысли, высказывания будут очень ценны для меня и для вас.

Учитель: Какое время года наступило в нашей стране?
Дети: Зима (слайд 1)

Учитель: Когда смотришь на наш зимний лес, то сразу вспоминаешь отрывок из стихотворения «Родина» Коновой Т. Д.

На карте сел тамбовских много,

Но есть одно: дороже нет его, —

К нему ведет Козловская дорога.

Оно – частица сердца моего.

………….

А за селом сосновый бор шумит,

И солнца луч играет в поднебесье.

Над домом гром раскатно прогремит,

И старый дуб зачем-то треснет.

Обычно все, как и в другом краю,

Но край родной дороже всех на свете.

Я только здесь душой не устаю

И сердцем радуюсь, как радуются дети.

Учитель: Волшебница – Зима умело наряжает нашу природу в наряды необыкновенной красоты. А людям дарит много светлых и радостных праздников. Совсем недавно, 15 февраля, по православному календарю встречали Сретенье, один из двенадцати великих праздников. В этот день святые Симеон и Анна встретили в храме, принесенного Божией Матерью и Иосифом, Младенца Христа и прославили его. Праздник получил название Сретение Господне, т.е. встреча Господа. (Слайд 2)

2.  Актуализация знаний.

  • Скажите, ребята, что нас окружает?

  • Как все это называется? (Окружающий мир, природа)

  • Что можете сказать о природе? (Живая и неживая)

  • Назовите признаки живой природы? (Рождение, дыхание, питание, рост, размножение, умирание)

  • Какие условия необходимы для существования живой природы? (Свет, тепло, вода, воздух)

  • (Показ слайда 3) Лена и Миша увлечены изучением окружающей среды. Они настоящие исследователи природы. Сегодня я получила от них четыре письма. В них они вложили фотографии, сделанные во время своих путешествий. Каждая группа получит письма с фотографиями и в группе подумайте, что объединяет все фотографии в конвертах.

(Дети работают в группах, раскладывают картинки с изображениями, обсуждают их и делают выводы)

1 группа: в нашем конверте собраны растения экосистемы болота (на доску вывешивается табличка – растения болота)

2 группа: в нашем конверте собраны растения экосистемы луга (на доску вывешивается табличка – растения луга)

1 группа: в нашем конверте собраны растения экосистемы леса (на доску вывешивается табличка – растения леса)

2 группа: в нашем конверте собраны растения экосистемы поля (на доску вывешивается табличка – растения поля)

  • Что общего у всех групп? (Это растения, они все – производители)

  • Назовите тему урока. (Открывается тема урока “Растения производители”) Слайд 4

  • Одним из представителей всех растений является комнатный цветок (У каждой группы на парте цветущее комнатное растение)

Проблемная ситуация: (слайд 5)помогите Лене. Назовите, из каких частей состоят растения. (Выполняется задание №1 стр. 42 в тетради на печатной основе)

Проверка по слайду 6 «Органы растений»

  • Как вы думаете, для всех растений характерно такое строение? (предположения детей)

  • А что вы скажите о строении этих растений? (показываю гербарии: водоросли и папоротники)

  • Что мы уже знаем по этой теме?

(В группах учащиеся заполняют левую часть таблицы)

Что мы знаем

Что мы узнали

Производители

 

Выделяют кислород

 

Поглощают углекислый газ

 

В листьях происходит фотосинтез

 

3. Совместное “открытие” новых знаний.

а) Органы растений. Их функции.

Учитель: — Давайте вновь обратимся к нашему комнатному растению.

  • Все ли органы растения мы видим? Назовите видимые органы цветка (цветок, стебель, лист)

  • Какой орган нам не виден? (Корень)

  • Почему?

  • Как бы вы их назвали? (предположения детей) (Слайд 7 )

  • Любому растению нужны свет и вода, но не всем его частям они доступны. Объясните, каким частям растения более доступен свет, а каким вода.( обсуждают в группах и делают выводы)

Мини вывод: наземные части растений тянутся вверх, к свету. Они обеспечивают процесс фотосинтеза. А подземные части растения тянутся вниз, всасывая воду, а с ней и другие полезные вещества.

– Сложные задачи приходится решать различным частям растений. Сейчас вы поработаете в группах и попробуете доказать, какую роль выполняет каждый орган.

1 группа – лист.
1 группа – стебель.
2 группа – корень
2 группа – цветок.

(Дети работают в группах. У каждой группы фломастер и листы, на которых дети записывают ключевые слова. Результат работы – рассказ об органе растения. В итоге на доске появляется схема)

.

(составляется схема на доске)



1 группа: (даю задание на листах)

-Чтение абзаца о листьях (стр.78 , второй абзац)

— В чём заключается главная задача листьев? (кормят растения)

— Какой процесс происходит в листьях? (фотосинтез) 

— Что такое фотосинтез? (образование органических веществ и кислорода из воды и углекислого газа под действием солнечного света)

Ключевые слова для 1 группы: кормят клетки, фотосинтез, защищены кожицей



 1 группа:

Чтение абзаца о стебле (стр.78, последний абзац)

— Какая главная задача стебля? (преодолевает земное притяжение, даёт опору листьям, связывает части растения)

Ключевые слова: опора, преодолевает земное притяжение, связывает все части растения



2 группа:

Чтение абзаца о корне (стр.79)

— Какую работу выполняет корень? (удерживает стебель, всасывает воду и минеральные вещества)

Ключевые слова: служит якорем, всасывает воду и вещества, разветвлён



2 группа:

Чтение текста о цветке (стр. 79)

– А для чего растениям цветы? (ответы детей)

Ключевые слова: орган размножения, привлекает насекомых.

Сказка «Самодовольный цветок»  (ответ: роль цветка в образовании плода)

— А сейчас послушайте историю о том, что может произойти с цветками-недотрогами Слайд 8, 9, 10, 11, 12.

Учитель комментирует мультипликацию, рассказывает сказку о том, что распустился на ветке красивый и ароматный цветок. Со всех сторон на запах устремились пчелы, желая добыть сладкий нектар, питательную пыльцу. Но неприветливо их встретил цветок, закрыл свои лепестки, глядит сердито. Полетели пчелы к другим цветкам. Через некоторое время на них образовались плоды. А цветок-недотрога так и засох в одиночестве.

  • КАКОВА РОЛЬ ЦВЕТКА? (образование плода)

(Слайд 13 образование плода)

  • – Все ли органы растения мы рассмотрели и назвали? (Предположения)

(Дополняют: плоды – в них спрятаны семена)

  • – Какую роль играет плод? (ответы детей)

 ( плод — защита и распространение заключённых в нём семян)

б) Распространение семян.

Слайд 14

– Кто помогает растениям распространять их семена? (ответы детей)

4. Физминутка. Игра «А верите ли вы?» Слайд 15

Игра «А верите ли вы?». Учитель в быстром темпе задаёт вопросы, дети отвечают словами «верим», «не верим».

— А верите ли вы, что есть растение, которое растёт вверх корнями? –

— А верите ли вы, что существует бешеный огурец? +

— А верите ли вы, что банан – это тропическая трава? +

— А верите ли вы, что родина апельсина  — Китай? +

— А верите ли вы, что кактусы растут в лесу? –

— А верите ли вы, цветы умеют танцевать? —

 Муз. пауза Чайковский П.И. «Вальс цветов». (под музыку П.И.Чайковского дети исполняют вальс).

5. Работа по теме урока.

а) Многообразие растений.

Слайд 16(цветковые растения и папоротник)

— Всего на Земле более 350 тысяч видов растений. Это очень большое число. Если мы с вами будем каждую секунду называть по одному растению, то на перечисление всех видов растений нашей планеты понадобится почти 97 часов. Сколько суток без отдыха и сна мы будем перечислять все виды растений? (97:24=4 суток и 1 час)

— Все растения учёные разделили на несколько групп.

— Посмотрите на ряд растений и скажите, какое из них лишнее и почему? (Лишний папоротник, так как у него нет цветов) .

Слайд 17 (папоротники) (Один ученик из группы рассказывает о папоротниках)

Летом на Руси праздновали День Ивана Купалы. Существовало поверье, что в ночь на Ивана Купалы зацветёт папоротник. Тот, кто его найдёт, будет счастлив и богат. Как вы думаете, были такие счастливчики, которые видели цветок папоротника?

Слайд 18(цветковые)

— А как, по-вашему, можно назвать остальные растения? (Цветковые)

(Раскрывается полностью схема на доске)

— Посмотрите, как много различных цветковых растений на Земле!

Показ слайдов 19-24 (Цветковые растения) (чтение стих-я)

— В качестве чего можно использовать цветковые растения? (продукты питания, парфюмерия, сырьё для лекарств, красота)

Слайд 25

— Определите название группы (хвойные).

Слайд 26(Рассказ ученика группы). 

Учитель: — Есть еще одна группа растений (водоросли). Послушаем рассказ о ней. Слайд 27

Слайд 28 — И последняя группа –мхи, о ней вы узнаете из текста учебника(Д/З).

б)Знакомство с микроскопом. Клетка.

Учитель: — Вы знаете сколько много растений существует, на какие группы их можно поделить по частным признакам (лист, корень, стебель, цветок). Но есть один общий признак всех растений. Давайте вместе попытаемся его определить. Каждой группе предлагаю посмотреть в микроскоп на кожицу лука, сделать вывод: что общего вы заметили.

(На экране показать слайд 29-лук)

(Вывод: все растения независимо от размера состоят из клеток.)

Слайд 30 (Роберт Гук)

Более трех столетий назад английский ученый Роберт Гук усовершенствовал микроскоп. Это позволило взглянуть на обычные предметы при большем увеличении. Гук заметил, что все живые организмы поделены на клеточки. Каждая клеточка – это маленькая лаборатория, в которой происходит процесс фотосинтеза, при этом в атмосферу выделяется кислород, без которого не могут существовать люди.

-Смогли бы люди существовать без растений?

6.  Итог урока

Что мы знали о растениях в начале урока?

А что нового о растениях узнали на уроке?(заполнить вторую часть таблицы)

А где вы можете использовать это?

7. Рефлексия:

Сегодня на уроке вы работали в группах. Как вы считаете, работать в группе легче и интересней, чем по одному?

Попробуйте оценить свою работу в группе: солнышко- активная работа, солнышко с тучкой – хорошая работа, тучка – неудовлетворенны своей работой.

8. Выставление отметок

9. Домашнее задание: слайд 31(каждому ученику учитель раздаёт план работы)

Выбрать одного представителя из царства растений и составить рассказ по плану:

План.

1. Название растения.

2. Назови органы данного растения.

3. К какой группе растений относится и почему?

4. Как размножается растение?

5. Кто помогает растению распространять их семена (споры).

6. Дополнительные сведения.


Свежие документы:  Урок окружающего мира для 1 класса на тему «Как зимуют птицы?»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: