Конспект урока по окружающему миру «Русская трапеза» 3 классе



























Урок окружающего мира

«РУССКАЯ ТРАПЕЗА»



3 «Б» класс

МБОУ СОШ №4



УМК «Начальная школа 21 века»











































Учитель Будилова М.В.



Март 2014г





Цель: формирование образовательных, коммуникативных, рефлексивных компетенций уч-ся 3 класса в предметной области «Окружающий мир» по теме «Русская трапеза»



Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

— Формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;

-Формирование чувства любви к Родине, родному краю при изучении культуры русского народа.



Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

-Формирование умения работать с информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать);

-Формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;

-Формирование умения работать в статичных группах (Коммуникативные УУД)

-Формирование начальных форм рефлексии (Регулятивные УУД)



Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

-Освоение знаний по теме «Русская трапеза»



Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска. Словари Ожегова и Даля. Книги и сборники рецептов русской кухни. Решето, сито. Презентация «Русская трапеза». Хлеб для дегустации. Сваренные пшённая, гречневая, овсяная, манная каши в горшочках . Продукты для приготовления тюри. Посуда, одноразовые ложки. Поварской фартук, колпак (по 2 шт.)































































(Дети сидят в группах)



  1. Вступительное слово учителя.

-Вы уже догадались, что сегодня у нас необыкновенный урок! Мы отправляемся в гости к нашим предкам славянам. Мы уже не первый урок изучаем быт, обычаи и традиции нашего народа в древности. Что же будем изучать сегодня? Это мы узнаем, если правильно разгадаем кроссворд.

А заодно проверим ваши знания, полученные на предыдущих уроках. (слайд №2 )

  • Верхняя мужская одежда наших предков.

  • Амулет, который по славянским поверьям мог защитить хозяина от болезней и смерти.

  • Одежда, название которой происходит от слова «рубить»

  • Самая дешёвая обувь славян.

  • Обязательный атрибут любого православного человека, может быть как нательным, так и престольным.

  • Как славяне называли дом?

  • Обязательный головной убор замужней женщины.

( по вертикали получилось слово ТРАПЕЗА»)

  1. Определение темы и цели урока

-Что же станет предметом нашего разговора на уроке, сформулируйте тему урока.

-А что это слово означает?

Давайте найдём объяснение в словарях.( Дети работают с толковыми словарями)

-Заинтересовала вас тема урока?

-Что бы вы хотели узнать по этой теме? Какую цель поставим перед собой?

-Прочитав толкование этого слова в словарях, мы узнали, что трапеза –это не просто еда. Всё, к чему прикасается человек, постепенно становится частью культуры. Мы говорим «культурные растения», «культура быта», «культура речи». Предположите, какую гипотезу, связанную с культурой народа, мы сможем сегодня проверить.

(на доску- )



Традиции русской кухни – часть культуры народа.



-Это наша гипотеза и на сегодняшнем уроке мы должны подтвердить её или опровергнуть.



3. Работа над новым материалом.

— Как вы думаете: без чего не обходилась ни одна трапеза в русской семье? (слайд №3 )

(1 ученик читает)

(Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый.)

-Это была главная пища наших предков.

— А что вы знаете о хлебе?(рассказы детей)

Рассказ учителя.

— Хлеба были разные. На Руси с древнейших времен хлеб пекли из кислого — заквашенного теста. Закваской служили дрожжи, квасная или пивная гуща, годился и кусочек старого теста. Так как основной зерновой культурой была рожь, то и пекли, в основном, черный хлеб.

Но там, где сеяли пшеницу, выпекали и белый хлеб. Самым лучшим считался хлеб, выпеченный из хорошо просеянной пшеничной муки. Хлеб, выпеченный из муки, просеянной через решето, назывался решетным, а через сито — ситным. Если хлеб пекли из плохо просеянного зерна, с семенными пленками и остатками колосьев, его называли мякинным.

Таким образом, качество хлеба и, соответственно, его стоимость, были различными. Круглый хлеб — коврига — подешевле, а сдобный пшеничный хлеб — каравай — подороже. Хлеб любили есть мягким, а сухой резали и подсушивали.



— У вас в середине стола на «почётном месте» на тарелках лежат кусочки хлеба. Попробуйте их и определите: где коврига, а где каравай. По каким признакам вы определили?

(Дети пробуют хлеб, а затем отвечают на поставленный учителем вопрос (слайд №4)

.- Почему хлеб в старину ставили на самое почётное место?



Можно ли считать приготовление и употребление в пищу хлеба традицией русской кухни? Почему?

  • — Про какое кушанье пойдёт сейчас наш разговор, вы узнаете, угадав: какое слово в пословице спряталось (слайды №5-№6)

-пища наша.



— Чтобы узнать о каше, вы должны будете поработать в группах . Вспомним правила работы. А теперь прочитайте инструкцию и приступайте к выполнению задания. (Дети в группах работают с текстом)

(Все тексты одинаковые, отличаются последним абзацем)

Текст для каждого ученика:

На Руси каша всегда занимала важнейшее место в питании народа. Она содержит наибольшее количество питательных веществ, которые легко усваиваются организмом человека . Каше очень много лет, она старше хлеба. Сначала ее варили из лесных орехов. Как только человек стал сеять рожь, пшеницу, ячмень, гречиху, он научился очищать зерно, а зёрна варить. Это было самое любимое среди русских людей кушанье. “Каша – матушка”, – говорили в старину. Кашу ели и в будни, и в праздники. В древности каша являлась основной пищей как бедных, так и богатых людей. Ни одно хорошее застолье не обходилось в старину без каши. Даже на царских пирах она занимала почетное место. Известно более 100 видов каши. Технология приготовления каши у наших предков была всегда одинаковой. Раньше крупу засыпали в кашник – горшок, заливали водой , запаривали 5 часов, потом варили. Может показаться, что это долго, зато каша получалась очень вкусная . Специальные каши варились в честь любого знаменательного события. Многие из вас слышали выражение «заварить кашу», но никто не знает откуда оно пришло. А пришло оно к нам от обряда, когда готовили свадебную кашу. Так, жених и невеста должны были при гостях сварить кашу , а затем съесть ее. Так проверялась прочность их чувств. Да и сам свадебный пир называли «Каша». При рождении ребенка готовилась «бабина каша» — крутая, пересоленная, ее должен съесть молодой отец.

В каждом доме  были свои собственные рецепты приготовления каш, и все семьи соревновались, у кого каша вкуснее.



Последний абзац для каждой группы:

  1. Есть даже праздник каши — 26 июня на Акулину — гречишницу. В этот день полагалось варить гречневую кашу перед посадкой гречихи. Про кашу народ сочинял сказки, например, всем известная сказка «Каша из топора»

  2. Знаменитый рецепт суворовской каши родился во времена исторического перехода великого полководца через Альпы. К концу подходили запасы- оставалось чуть-чуть гороха, перловки, пшена, гречихи. Задумавшись над тем, как же накормить солдат, Суворов отдал приказ варить все в общем котле, добавив масла и лука. Оказалась каша очень вкусной и полезной. А такую кашу до сих пор называют суворовской.

  3. У русских князей существовал обычай – в знак примирения с врагом варить кашу. Без каши мирный договор считался недействительным. С тех пор про несговорчивых людей говорят: « С ним каши не сваришь».

  4. Конечно же кашу употребляли при всяких коллективных работах, особенно во время полевых- на жатве, когда трудились сообща, артелью. Поскольку ели все из одного котла, каша звалась «артельной». Выражение «Мы с ним в одной каше»- означало» в одной артели», в одном коллективе. Отсюда и пословицы: «Мало каши ел» -значит, слабоват работник.



  1. В старину, когда ученики заканчивали изучать какую-нибудь тему, родители варили кашу. Эту кашу ученики съедали вместе с учителем, а горшок разбивали. Так пошло выражение «однокашники», т. е. учились вместе.



  1. Проверка. У доски отвечает один ученик.

-Оцени свой ответ.

_Я согласна….или не согласна…

— Чем бы каждая из групп дополнила ответ? Какой интересной информацией из истории языка? Если понятие закрепилось в языке, значит вошло в культуру и традиции народа.

5. Игра «Угадай кашу »

  • -А сейчас мы примерим на себя роль дегустатора . А кто такой дегустатор?

(К доске выходят 4 детей, им нужно с закрытыми глазами попробовать и определить, какая это каша)

-Как называется каша?

Что вы знаете о ней?

(Дети рассказывают то, что уни узнали дома про эту кашу) (слайды № 7-№10)



-Можно ли считать приготовление каши традицией русской кухни и частью

Культуры нашего народа? Почему?



6. Знакомство с другими блюдами русской кухни. (слайд № 11)



  • Прочитайте слова. (Дрочёна, тюря, расстегай, взвар, ботвинья) как вы думаете: почему эти слова объединены в одну группу?

— Чтобы узнать, что это за блюдо, обратимся к словарям.(Каждая группа находит в толковом словаре значение данного слова)После прочтения значения каждого слова- слайд (слайды №12- №16)

7 . Приготовление тюри.( 2 ученика )

(Надевают поварские фартуки, колпаки)

-Давайте приготовим тюрю по рецепту наших предков.

-А хотелось бы вам попробовать эти блюда? (дети по группам выходят пробовать тюрю)



8. Сравнение крестьянской еды и царского пира.

-Тюря-это блюдо с крестьянского или с помещичьего, боярского стола?

А побольше узнаем как питались на Руси бедные и богатые люди тогда, когда поработаем со статьями учебника.

Задание для групп (слайд №17)

(Самостоятельная работа с текстом. Одни группы изучают статью «Хлеб да вода- крестьянская еда» стр. 77-78, другие группы — стр 81-82 «Богатый дом- обильная еда»

9. Игра «Накрой стол»

(Интерактивная доска- нужно распределить блюда для крестьянского и царского столов)

-А теперь посмотрим, знаете ли вы чем питались крестьяне и что подавали на царский стол.

_Какие блюда вы не поставили ни на один из столов? Почему?

10. Подведение итогов.

— Скажите : подтвердили мы с вами гипотезу, что традиции русской кухни являются частью культуры народа? Какие доказательства приведёте?

Посмотрите на нашу выставку книг . Это книги с рецептами русской кухни. Шли годы, и человек усовершенствовал приготовление разных блюд, а когда появилась письменность, захотел поделиться своими умениями с другими людьми.

-Давайте подведём итог нашего сегодняшнего урока.(Говорят дети: Я узнал на уроке… Мне понравилось… Теперь я знаю…)

11. Рефлексия.

(У детей на столах листы самооценки работы в группе. Дети оценивают работу каждого члена группы и ставят общую оценку работы своей группы)

-Посовещайтесь и определите: кто в вашей группе работал активнее всех?



9


Свежие документы:  Конспект урока окружающего мира для 1 класса «Да здравствует мыло душистое, и полотенце пушистое!»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: