Экологический урок
Судьба природы – наша судьба…
Провела: Залётова Н.В.
учитель начальных классов
I квалификационная категория
МБОУ «Старочекалдинская
начальная школа – детский сад»
Агрызского муниципального
района Республики Татарстан
Тема: Судьба природы – наша судьба…
Цель урока: Расширить и обобщить имеющиеся у детей знания о родной
природе.
Формировать экологические представления на примере
жизнедеятельности природных объектов республики Татарстан.
Развивать познавательную активность, речь учащихся.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного
края.
Оборудование: Физическая карта республики Татарстан, Красная книга
республики Татарстан, карточки с заданиями, рисунки – плакаты на
тему «Береги природу».
Ход урока.
Организационный момент.
Сообщение темы урока.
У. Сегодня на уроке мы будем говорить о природе, заниматься исследовательской работой и решать экологические задачи. Посмотрите на доску, где написано высказывание замечательного писателя и большого любителя природы Михаила Пришвина.
На доске:
Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.
М. Пришвин.
У. Согласны ли вы с Пришвиным?
Дети отвечают.
У. Родина включает в себя все: и птиц, и рыб, и зверей, и горы, и воздух. Земля – это дом, в котором мы живем, здесь нам жить, пить воду, дышать воздухом. Человек – частица природы.
Работа с краеведческим материалом.
Ученик. Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
У. Природа дает человеку все необходимое для его жизни: пищу, жилье, одежду. За эти дары мы даем природе свою любовь и защиту. В руках человека – красота и богатство родной земли.
Природа нашего края удивительна и разнообразна. Это единый живой
организм, в котором реки – кровь, они несут жизнь в разные уголки. Покажите по карте самые крупные реки Татарстана.
Дети показывают реки по карте.
У. На территории нашей республики есть разные природные зоны – леса и степи. И, конечно, везде обитают разнообразные виды растений и животных. К сожалению, из-за неграмотной деятельности человека многие природные объекты стали исчезать. Вам известно, что татарстанские ученые – биологи создали Красную книгу, куда занесены редкие и исчезающие виды растений и животных. Как вы думаете, почему это издание так назвали?
Дети. Красный цвет – это значит внимание: не губите эти растения, не убивайте этих животных.
У. Каждому пятому виду зверей, птиц угрожает опасность. За последние 60 лет на планете исчезло 77 видов зверей, несколько сотен видов растений и26 видов птиц. Каких животных и какие растения, занесенные в Красную книгу Татарстана, вы знаете?
Ученики по очереди выходят с изображением исчезающих животных и растений, рассказывают о них и прикрепляют рисунок на доску.
У. Какие из этих растений и животных встречаются в окрестностях нашего села?
Дети отвечают и отмечают рисунки красным кружком.
У. Чтобы сохранить природу в стране начали организовывать заповедники. 52 года прошло со дня организации на территории Татарстана заповедника, получившего название Волжско – Камского. Он был создан 13 апреля 1960 года. С этого времени начался отсчет всему заповедному делу республики. Сегодня в Татарстане насчитывается 161 особо охраняемая природная территория, среди которых заповедник, национальный парк, государственные природные заказники, памятники природы. Какой государственный заказник расположен на территории нашего Агрызского района?
Дети. Кичке – Тан.
У. Верно. ГПКЗ «Кичке – Тан» был организован в сентябре 1997 года в устьевом участке реки Иж.
У. Что вы знаете об этом заказнике?
Ответы детей.
У. Одна из главных примечательностей этой заказника в том, что он является историческим местом присады гусеобразных во время весенних миграций. В заказнике отмечено 99 видов птиц. В настоящее время в акватории заказника отмечено обитание орлана-белохвоста, скопы, гнездование нескольких пар лебедя-шипуна, кулика-сороки, поручейника, зимовка двух особей бурого медведя. Следует констатировать факт роста численности ондатры, бобра, а также вида-краснокнижника сурка-байбака, сложились благоприятные условия для восстановления популяции обыкновенной гадюки. Перечисленные виды фауны позвоночных животных внесены в Красную книгу Республики Татарстан, орлан-белохвост и скопа в Международную Красную книгу.
Всего на несколько дней раньше был создан ГПКЗ «Ашит» в Атнинском районе в верхнем течении реки Ашит. Здесь много озер с богатой водной и околоводной растительностью, например кувшинкой чисто – белой, занесенной в Красную книгу РТ.
В 1998 году на территории Зеленодольского и Верхнеуслонского района организован ГПКЗ «Свияжский». В 1999 году образовался ГПКЗ «Чатыр –Тау» в Азнакаевском районе. С начала 2000 года в Татарстане появились заказники «Долгая поляна» в Тетюшском районе, «Степной» в Лениногорском, «Спасский» в Спасском, «Балтасинский» — в Балтасинском, «Чистые луга» — в Чистопольском районах. Всего государственных заказников в республике 25.
Учитель показывает все эти участки на карте.
Физкультминутка.
Игра «Совушка».
Учитель: «День наступает, все оживает». Дети изображают летающих птиц, жуков , бабочек (машут руками – крылышками, подпрыгивают). Через некоторое время учитель говорит: «Ночь» — дети замирают.
Решение экологических задач.
— В чистом пруду жило 50 рыб. Отходы с фабрики загрязнили воду. Чтобы спасти рыб, их необходимо перевести в другое водохранилище. К сожалению, в грязной воде 20 рыб погибли. Посчитайте, сколько рыб удалось спасти.
— В парке был 61 скворечник. 20 из них сломались. Ребята починили 5. сколько сейчас в парке несломанных скворечников?
— В лесу росло 99 красивых дубов. Неосторожный мальчик оставил на опушке леса стеклянную бутылку, которая стала причиной пожара. После того как пожар потушили, выяснилось, что осталось только 73 дуба. Сколько деревьев сгорело во время пожара?
Исследовательская работа.
У. Сейчас мы будем работать группами. Как только группа подготовится, она сразу посылает ко мне представителя с ответом..
Учитель раздает карточки с заданиями.
Задача 1.
Какие цветы можно дарить на день рождения?
а) Любые цветы, которые тебе нравятся.
б) Букет можно составить только из тех растений и цветов, которые выращены человеком.
Задача 2.
Можно ли шуметь в лесу, включать магнитофон, разжигать костры?
а) Да, можно. В лесу ты никому не мешаешь.
б) Нет, нельзя. Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверей – искать укромные места.
Задача 3.
Можно ли весной брать с собой в лес собаку?
а) Если у тебя есть собака, не бери ее с собой в лес весной. Она легко может поймать плохо летающих птенцов.
б) Собаку можно выгуливать в лесу в любое время года, чтобы она не мешала людям.
Задача 4.
Не будет ли природе вреда, если ты, собирая орехи, сломаешь несколько веток или сорвешь всего 3 – 4 цветка?
а) Нет, природе не будет хуже. Природные богатства неисчерпаемы.
б) Да, природе будет нанесен вред! Каждая попусту сломанная ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе.
Задача 5.
Нанесешь ли ты вред, выискивая мелкие грибочки?
а) Да, нанесешь. Выискивая мелкие грибочки, ты разроешь весь мох и подстилку, погубишь грибницу, возраст которой может достигать 300 – 500 лет.
б) Нет, а мелкие грибочки очень вкусные.
В мире интересного.
Выслушиваются сообщения детей. Например:
Колокольчик уменьшает содержание пыли в воздухе в 2,5 раза, а газов и дыма – в 2 раза.
Единственный костер загрязняет воздух так же, как 5200 человек, выдохнувшие одновременно. Место под костром не зарастает 5 – 7 лет.
Жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы – принеси жабу, и они исчезнут.
Оберегая лягушек, мы помогаем выжить цапле, которая ими питается.
Крапива вычистит и заживит раны, так как в крапиве содержатся вещества, убивающие микробов, останавливающие кровь.
Итог урока.
— Какие правила поведения в природе мы должны знать? Что нам дает природа?
— А теперь давайте выберем лучшие плакаты на тему «Береги природу», которые вы приготовили к этому уроку.