Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №50»
города Калуги
Конспект урока по окружающему миру
в 1 классе
«Ты и твоя семья»
подготовила
учитель начальных классов
Меженная Ольга Станиславовна
г. Калуга
2014
..
Тема: Ты и твоя семья.
Вид урока: урок введения новых знаний.
Цель урока: сформировать целостное представление о семье и побудить к осмыслению общечеловеческой ценности семьи.
Задачи:
Образовательные:
-уточнить элементарные представления о семье и понимание родственных отношений;
— помочь усвоить основы взаимоотношений с членами семьи;
Развивающие:
— развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность через выполнение заданий на установление родственных связей;
— совершенствовать мыслительные операции: классификацию, обобщение во время работы со схемой;
Воспитательные:
— содействовать формированию положительного восприятия ребёнком своей семьи и его места в ней;
— формировать умение проявлять внимание, любовь и уважение к близким.
Оборудование:
— карточки для работы;
— презентационное сопровождение урока;
— компьютер, проектор.
Ход урока
Деятельность учителя
| Деятельность ученика | |
I. Самоопределение к деятельности
Определение темы урока Прикрепляем табличку «СЕМЬЯ»
| Подготовка к уроку: учебник, тетрадь, карандаш Сегодня наш урок, друзья, Про удивительных семь «Я»! Кто они мне подскажите? Тему вы определите!
-Что означают эти удивительные семь Я? — О чём мы будем говорить на уроке?
— Верно. Мы будем говорит о семье, о вашей семье. — Тема нашего урока: «Ты и твоя семья» — Сегодня на уроке предстоит большая и интересная работа; — мы будем говорить о семье, о членах семьи, об отношениях между родителями и детьми, — выясним, что нужно делать, чтобы семья жила весело и счастливо. —Помогать нам как всегда будут наши старые знакомые — Вы их узнали? Кто они?. — А это их семья.
— Если вдруг возникнут затруднения, я вам обязательно помогу. У нас всё получится, потому что вы уже настоящие ученики, знаете, как надо работать на уроке, как важно быть внимательным и вдумчивым.
— А теперь улыбнитесь |
Семья — будем говорить о семье
Это Лена и Миша
|
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
Физминутка (пальчиковая гимнастика)
Прикрепляем табличку «мама, папа, дети, бабушки и дедушки»
физминутка
Прикрепляем табличку «Близкие родственники»
| — Что для вас означает слово СЕМЬЯ? — Сейчас вы перечислили членов семьи. — Я хочу предложить вам проверить, насколько вы внимательны — Я прочитаю четверостишие, а вы запоминайте, какие члены семьи в нём упоминаются.
Очень люблю, когда все собираются. — Каких членов семьи перечислили в четверостишии?
— О ком не упомянули в этом стихотворении?
— Как вы думаете, у каждого из нас одинаковые семьи? — Чем различаются семьи? — Посчитайте, сколько членов в вашей семье, назовите.
— А теперь, расскажите о своих семьях (доклады детей).
— Давайте ещё раз вспомним всех членов семьи Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папа, Этот пальчик – мама, Этот пальчик – Я. Вот и вся моя семья. Итог: — Так, кто же является членами семьи? — Итак, семья – это близкие нам люди: мама, папа, дети, бабушка, дедушка.
2 Родственные связи — А все ли из вас знают, кто кому кем в семье доводится? — Я предлагаю вам поиграть в игру «Кто кому кто?» и на примере семьи Лены определить родственные связи
— Попробуйте догадаться, кто из членов семьи Лены изображён в вашей тетради на с. 29.№ 4 — Возьмите в руки карандаш. Нам нужно будет прочитать задание, назвать соответствующее имя и впишите его в пустой прямоугольник. — Если кто-то затрудняется в написании имени, можно поставить только первую его букву. Итог: — Молодцы! Справились, знаете, кто кому кем доводится. Итак, члены семьи – это не только близкие люди, а родственники. Итог: Давайте уточним значение слова «семья»? И у нас появляется следующая табличка. | Варианты ответов
Хором произносят СЕМЬЯ!
О дедушке, братьях, сестрах, племянниках и др. Нет составом называют
Это самые близкие люди: мама, папа, братья, сестрёнки, бабушки и дедушки
Дети читают, называют имена, подписывают портреты
Семья — это близкие родственники: мама, папа, братья, сестрёнки, бабушки и дедушки. |
Первичное закрепление
Просмотр фрагмента
Работа у доски. Прикрепляют таблички «нежность, забота, любовь, ласка» | — Семьи есть не только у людей, но и у животных.
— Кто изображён на этих фотографиях? — Можно ли назвать их семьёй?
— Кто изображён на этих фотографиях.
— Что связывает членов семьи? — Есть что-то общее, что их объединяет. — Сейчас мы посмотрим небольшой фрагмент из жизни животных (пингвинов), после чего ответим на вопрос: — Что ещё объединяет семьи и людей, и семьи животных?
Итог: Что же может объединять членов семьи? — Выберите соответствующие таблички. — Молодцы, действительно, матери заботятся о своих малышах, опекают их. И дети в свою очередь послушны родителям. — Как вы можете выразить свою любовь к родителям?
Итог: -Давайте уточним, что мы уже знаем о семье? — Значит, основой семьи является забота друг о друге, нежность, любовь и ласка. |
Животные Да, потому что изображены мамы и малыши.
Нежность, любовь, ласка.
Дети просматривают фрагмент фильма о пингвинах, потом делают вывод: Забота о детях, ласка, любовь.
забота друг о друге, дети выбирают соответствующие таблички из: злость, нежность, ненависть, любовь, ласка, забота. (убирают оставшиеся, объясняя почему) Варианты ответов. Семья — это близкие родственники: мама, папа, братья, сестрёнки, бабушки и дедушки, которых объединяет любовь, нежность, забота, ласка. |
Физминутка
|
|
|
Работа с учебником с. 66
Работа в тетради с.29 № 3.
Прикрепляют табличку «помогают друг другу»
|
— Итак, членов семьи объединяет забота друг о друге, любовь, нежность и ещё, чем-то очень и очень важное… — Понять это мы сможем, если проанализируем один день семьи Лены и Миши. — Внимательно рассмотрите картинки в учебнике на с. 66 -Это один из выходных дней. — Чем заняты взрослые и дети? — Кто готовит завтрак? — Чем занимаются остальные члены семьи?
— Как проходил семейный вечер?
— После чего решили зайти в гости к бабушке и дедушке и предложить им коллективный поход в кино. — Но, чтобы успеть в кино, необходимо помочь им справиться с домашней работой.
— Помогите распределить домашнюю работу между членами семьи так, чтобы они всё сделали и успели попасть в кино.
— Как вы думаете, почему им удалось быстро справится с этой работой? — Можно эту семью назвать счастливой? Почему? — А какие у вас есть домашние обязанности? -Как вы помогаете дома?
— Авторы учебника, имеющие богатый жизненный опыт вывели правило счастливой семьи и записали её в вашем учебнике в красной рамке. Что же у них получилось? — Кто нам поможет прочитать?
— Что же у нас получилось? Мы с вами сформулировали то же правило, что и авторы учебника. — Значит, рассуждали мы с вами верно. — Итак, как должна быть устроена жизнь в счастливой семье? — И у нас с вами появляется последняя табличка «помогают друг другу» Итог: — Что бы вы ещё добавили в это правило?
— А, сейчас я хочу предложить вам проверить себя, насколько хорошо вы поняли, что такое семья и как устроена жизнь в счастливой семье. Проверим?
— Можно назвать эту семью счастливой? Почему? |
-Выполняют домашнюю работу — Мама -Лена помогает маме, а Миша помогает папе.
— все вместе отправились гулять в парк
Распределяют домашнюю работу
-Потому что они помогали друг другу.
Да, потому что все члены семьи помогают друг другу.
Все должны друг другу помогать
|
Итог работы.
Рефлексия (у каждого ученика полоска с 3 кругами).
| — Вот и подошёл к концу наш урок. Сегодня мы с вами говорили о самом главном, что есть в жизни человека – о семье. — Давайте, опираясь на нашу схему, вспомним: — что же мы узнали о семье, об отношениях между членами семьи? — что ещё, кроме родственных отношений объединяет людей в семье? — Молодцы, вы отлично работали на уроке, справились со всеми заданиями. —Мне было очень приятно работать с вами вместе и, конечно хотелось бы узнать и ваше отношение. -Кто для себя сделал открытие на уроке, закрасьте первый круг синим цветом. — Кому было интересно, закрасьте второй круг зеленым цветом. — Кому урок подарил хорошее настроение, закрасьте третий круг желтым цветом.
Ребята, я желаю, чтобы в ваших семьях царили любовь, мир, доброта и благополучие! |
-это члены семьи(мама, папа, дети, дедушка, бабушка), связанные родственными отношениями.
— забота, нежность. Ответственность, взаимопомощь. (варианты ответов)
|
Литература:
А. С. Раутиан, А. А. Вахрушев: Окружающий мир («Я и мир вокруг»). 1 класс
М. Шварц : Сборник стихов
Л. Шихуцкая: Сборник стихов