Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Аквариум – маленькая искусственная экосистема»

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 имени А.С.Макаренко» городского округа город Фролово







Конспект урока по окружающему миру в 3 классе

«Аквариум – маленькая искусственная экосистема»













Подготовила

учитель начальных классов

Бирюкова Ирина Александровна

г. Фролово

2013

Цель:

Создать условия для:

1) формирования учебно-познавательных компетенций учащихся: выявить взаимосвязь живых и неживых компонентов в аквариуме, научить поддерживать экосистему аквариума;

2) формирования информационных компетенций учащихся – совершенствовать умение искать информацию об обитателях аквариума в разных источниках (учебник, электронные справочники, сеть Интернет), переводить информацию из одной знаковой системы в другую;

3) формирования коммуникативной компетенции учащихся: развивать умение работать в группе, задавать вопросы, аргументировать свою точку зрения

Задачи урока:

1.Познакомить с содержанием ключевых понятий «аквариум», «аквариумист»

2. Показать взаимосвязь живых и неживых компонентов аквариума, классифицировать «профессии» живых организмов, исследовать грунт аквариума

3. Рассмотреть возможные ошибки начинающего аквариумиста, научить поддерживать экосистему аквариума

Планируемые результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

— формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве;

— уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

— формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

— вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

— быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.


Регулятивные УУД:

— совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

— после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;

— прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы, составление плана;

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

— сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;

— выполнять самопроверку по эталону и корректировку своей деятельности.


Познавательные УУД:

  • — ориентироваться в своей системе знаний;

  • — извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;

  • — извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, иллюстрация);

  • — перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы.

Коммуникативные УУД:

  • — доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

  • — оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;

  • — слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

  • — совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;

  • — осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.

—  уметь объяснять значение терминов «аквариум», «аквариумист», «производители», «потребители», «разрушители»;

объяснять связь живых и неживых компонентов в аквариуме

— работать с различными видами грунта;

— уметь правильно «запустить» аквариум



Оборудование (учитель): компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, конверты с заданиями; аквариум, живая рыбка, водные растения, иллюстрации аквариумных рыб (панорама) и растений, компрессор, выставка книг по данной теме, презентация 1

Оборудование (учащиеся): электронная энциклопедия, карточки, план, книга «Аквариум», образцы грунта, карточки с планом работы, электронный образовательный ресурс – интерактивное пособие 3 класс урок 07 «Искусственные экологические системы» из УМК «Начальная школа. Уроки и медиатеки Кирилла и Мефодия












Структура урока:

1.Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

2.Опрос обучающихся по заданному материалу

3. Изучение нового материала

4.Закрепление изученного материала

5. Итог работы. Рефлексия.

6. Домашнее задание


Содержание этапов урока


Этапы урока

Содержание этапа урока

1.Организационный момент

Психологический настрой учащихся

2.Опрос обучающихся по заданному материалу


Карточки с дифференцированным заданием;

Тест


3. Изучение нового материала


а) Создание проблемной ситуации

б) Постановка учебной задачи

-составление плана решения данной задачи

— работа над созданием учебного проекта «Аквариум»

— работа с электронной энциклопедией

в) Совместное открытие новых знаний

— задание с карточками;

— работа в группах (исследование грунта)

— учебный диалог о необходимых условиях для создания и запуска аквариума

4.Закрепление изученного материала


а) Сообщение детей

б) Конечный результат проекта «Запуск аквариума»

в) Мини-исследование

г) Просмотр видеоматериала

д) Работа с образовательным ресурсом (интерактивное пособие 3 класс урок 07 «Искусственные экологические системы» из УМК «Начальная школа. Уроки и медиатеки Кирилла и Мефодия»)

5. Итог работы. Рефлексия.


а) Рефлексия

б) Постановка задачи на следующий урок

6. Домашнее задание

Домашнее задание по выбору

Пояснительная записка

к уроку окружающего мира в 3 классе по теме «Аквариум — искусственная экосистема»

Автор:

Бирюкова Ирина Александровна

Направление:

Естественно-научное

Тема, класс:

Аквариум — искусственная экосистема 3 класс

Тип:

Урок изучения нового материала

Характеристика класса

Общеобразовательный класс (24 ученика) со средним показателем качества знаний

Программа:

Образовательная система «Школа 2100» Вахрушев А.А. Окружающий мир 3 класс

Учебник:

Вахрушев А.А. Окружающий мир 3 класс

Раздел:

Обитатели Земли часть 1

Количество часов: 68 учебных часов в год, 2 учебных часа в неделю

Методы:

проблемно-поисковый, исследовательский

Формы работы:

самостоятельная, работа в группах, учебный диалог, проектная деятельность, фронтальная работа.

Организация учебной деятельности в современной школе предполагает переход от информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широкого использования резервов самостоятельной работы учащихся.

Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, учебный диалог. Младшему школьнику должны быть созданы условия для рефлексии- способности осознавать и оценивать свои мысли и действия, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание. Способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника, направленность на саморазвитие.

Данный урок состоит из шести основных этапов, на каждом из которых максимально создана ситуация активного включения ребенка в учебный процесс.

1 этап – организационный. Он задает общее настроение, определяя ключевые действия учащихся на уроке: исследовать, рассуждать, искать, открывать. С этого момента ребенок увлекательно по-детски и, рассуждая «по взрослому», включается в дальнейший непростой процесс.

2 этап — опрос обучающихся по заданному материалу. На этом этапе используется работа по карточкам с дифференцированным заданием (для нескольких учеников) и работа с тестом по теме «Лес» (на листочках). Учитель зачитывает высказывания. Если ученики согласны, то рядом с номером высказывания ставят знак «+», если нет, то « — ». В тесте 10 заданий. Даются критерии оценки результатов теста. Сопровождается этап слайд-презентацией. Учащиеся оценивают работу (трудно, легко, сомневался). Проверка теста проводится по данному ключу и выясняется, насколько усвоена тема и можно ли переходить к изучению следующей. Таким образом, учащиеся приходят к выводу, что они готовы идти дальше.

3 этап – изучение нового материала проходит под названием «Юный исследователь». Начинается он с постановки проблемной ситуации. Учащиеся определяют учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Затем обсуждают пути решения учебной задачи, составляют план действий и предлагают создать учебный проект «Аквариум». Работая с электронной энциклопедией, ребята узнают значение слова «аквариум» и «аквариумист». В учебном диалоге учащихся определяется взаимосвязь живых и неживых компонентов в аквариуме. Выполняя практическую работу в группах, выясняется, какой же грунт нужно поместить в аквариум. В конце этого этапа делают вывод о необходимых условиях для создания маленькой искусственной экосистемы.


4 этап — закрепление изученного материала. На данном этапе учащиеся выступают с сообщениями об аквариумных рыбках и знакомят с некоторыми видами водных растений. Сопровождается этап слайд-презентацией. В диалоге выясняется, кто является потребителем в искусственной экосистеме. На этом этапе учащиеся получают конечный «продукт» проекта и «запускают» аквариум по всем правилам, которые они определили в течение урока. Выдвигается предположение о том, что рыбки являются успокаивающим средством для человека. Проводя мини-исследование (просматривая видеоклип с плавающими рыбками), ребята проверяют на себе выдвинутую гипотезу и приходят к выводу, что рыбки снимают нервное напряжение, расслабляют, восстанавливают работоспособность. Закрепляя полученные знания, ребята работают с образовательным ресурсом (интерактивное пособие 3 класс урок 07 «Искусственные экологические системы» из УМК «Начальная школа. Уроки и медиатеки Кирилла и Мефодия»), где подбирают к каждому приспособлению аквариума описание его функции.

5 этап — итог работы, рефлексия. Учащиеся оценивают свою работу и ставят задачу на следующий урок


6 этап — домашнее задание дается по выбору



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Оргмомент




2.Опрос обучающихся по заданному материалу














































3. Изучение нового материала


4.Закрепление изученного материала

5. Итог работы. Рефлексия.

6. Домашнее задание

Здравствуйте, ребята! Я очень рада нашей встрече! Садитесь. Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами!

Слайд 2

— В качестве эпиграфа к уроку я взяла слова замечательного писателя Виталия Бианки.

«Весь огромный мир полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое увлекательное занятие в мире!»


— Чтобы определить, на какие тайны мы будем искать ответы, выполним задание.
Первое задание ( даны иллюстрации) Приложение 1. Слайд 3

— Выясните, по какому признаку можно объединить эти иллюстрации? (экосистемы, природа)

— Как можно назвать одним словом? (природные экосистемы)

— Что такое экосистема? (ответы детей)

Какие «профессии» живых организмов необходимы, чтобы круговорот в экосистеме был замкнут? ( Нужны «производители», «потребители», «разрушители»)

— С какой экосистемой вы познакомились на прошлом уроке? (Экосистема леса)

— Проверим, как вы усвоили материал прошлого урока. (3 учащимся раздать карточки с дифференцированным заданием) Приложение 2.

Работа с тестом по теме «ЛЕС». (на листочках)

Инструкция: я буду зачитывать высказывания, если вы согласны, то рядом с номером высказывания поставьте знак «+», если нет, то « — ». В тесте будет 10 заданий.( Слайд 4). Если вы выполните все

10 заданий – «5»

7-9 заданий – «4»

5-6 заданий – «3»

менее 5 заданий – «2»

Вопросы к тесту(слайды 5,6,7)

1. Верхний этаж леса – это деревья.

2. Деревья – главные производители леса.

3. Кустарник – растение с мягкими зелеными стеблями.

4. Главные потребители леса – животные.

5. Без животных круговорот веществ может нормально существовать.

6. Дождевой червь – лесной разрушитель.

7. В природе нельзя регулировать обилие насекомых.

8. Правильно ли составлена цепь питания:

Береза ——жук-короед——дятел

9. Мертвые остатки в лесу не накапливаются. Лес – устойчивая экосистема с замкнутым круговоротом веществ.

Оцените себя : трудно (т), легко (л), сомневались (с)

Проверка : обменяйтесь листочками с соседом по парте.

— А теперь посмотрите на ключ, где даны правильные ответы. Сравните ответы с теми, которые вы видите на ключе. (слайд 8) Верните листочки с тестом.

— Поднимите руку, кто допустил 4 ошибки? 3 ошибки? 2 ошибки? 1 ошибку?

Кто не допустил ошибок? Молодцы! (после урока собрать карточки и листочки с тестом)

-Как вы считаете, все ли поняли эту тему? Можно ли переходить к следующей?

1.Создание проблемной ситуации

У: Отгадайте загадку (Слайд 9 )

Посмотрите: дом стоит,

До краев водой налит,

Без окошек, но не мрачный,

С четырех сторон прозрачный,

В этом домике жильцы все умелые пловцы.

Слайд 10 (аквариум)

— Я предлагаю добавить эту картинку с аквариумом к вашей группе. Возможно ли это? (слайд 11 ) (Да, это тоже экосистема)

— Молодцы! Я поняла, что вы очень хорошо разбираетесь в этой теме.

— Ребята, если аквариум создает человек, то как мы назовем эту экосистему?

(искусственная)


2. Постановка учебной задачи

Как вы думаете, над какой темой урока мы будем работать? (Аквариум – маленькая экосистема )( Слайд 12)

Что бы вы хотели узнать на уроке? (определяются цели урока: исследовать аквариум, как искусственную экосистему; узнать, как создать аквариум; выяснить, как живут растения и животные в аквариуме)

— Молодцы! Какие вы любознательные, но, к сожалению, за 1 урок мы не сможем ответить на все ваши вопросы, т.к. материала по этой теме очень много. А вот на самые главные, попытаемся найти ответ.

Чтобы решить эту учебную задачу, давайте обсудим план решения?

Итак, как будем работать? С чего начнем? (1.Узнаем, что такое аквариум. 2.Изучим, как подготовить аквариум к «запуску». 3.Выясним, какие рыбки могут жить в аквариуме. 4.Запустим этот аквариум)

-Исходя из действий, которые вы перечислили, как вы думаете, что мы будем создавать? (проект)

— Что будет конечным результатом проекта? («запуск» аквариума)

— Приступим к работе (обращаются к п.1 плана)

— Что же такое аквариум? Давайте обратимся к электронной энциклопедии, где узнаем толкование этого слова (читает ученик)

-А вы внимательно послушайте и скажите, какое определение подходит к нашему уроку?

Физминутка

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Ребята, я к вам в гости пришла не с пустыми руками. (Учитель показывает в сосуде аквариумную рыбку)

— Как вы думаете, сможет ли рыбка жить в этом сосуде?

— Почему? ( Ей мало места в банке, нет кислорода. Необходимо создать естественную среду обитания)

-Сегодня у нас с вами есть возможность смоделировать экосистему аквариума для нашей рыбки. Мало аквариум купить, надо его еще и запустить в работу.(Слайд 13)

( учащиеся обращаются к п.2 плана)

3. Совместное открытие новых знаний

а) Задание с карточками

На доске карточки.

-Придумайте задание вот к этим словам ( распределите их по группам)

потребители разрушители производители


грунт вода воздух рыбы

улитки микробы водные растения

-Какие слова мы никуда не определили? (вода, воздух, грунт)

-Почему? (Это неживые части экосистемы)

— Для чего они нужны в экосистеме? ( Они создают уют, это тоже необходимые компоненты, без чего не могут жить рыбы)

— Вода уже у нас готова в аквариуме. Она отстоялась 3 суток. Как вы думаете, что нам нужно исследовать, прежде чем поместить в аквариум? (Грунт)

б) Работа в группах Приложение 3

Для этого мы поработаем в группах. Работа рассчитана на 5 минут.

Я вам приготовила конверты с заданием. В каждом задании есть план, по которому вы будете работать.

    1. Прочитать статью о грунте и выбрать самое главное.

    2. Рассмотреть 3 образца грунта и выбрать тот грунт, который не подходит.

    3. Сделать вывод и дать ответ по плану.

Ребята объединяются в группы и дружно работают. Затем выступают представители от каждой группы.

— Ваша задача, ребята, выслушать всех выступающих, а потом ответить на вопрос: какой же грунт нужен для аквариума. (Дети выступают)

— Какой же грунт нужен для аквариума? Вот у меня на столе 3 вида грунта ( Я показываю грунт, а дети отвечают)

— Молодцы! Вы очень хорошо справились с этим заданием. Итак, про грунт мы выяснили.

— Как вы думаете, какие ещё необходимы условия для создания маленькой искусственной экосистемы? (Дневной свет и компрессор. Компрессор насыщает воду кислородом)

— Кто является производителем в аквариуме? Растения

— Какую роль выполняют растения. (ответы учащихся)


( учащиеся обращаются к п.3 плана)

  1. Сообщение детей

(1 ученик) слайд 14

Растения имеют очень важную роль — прежде всего, это главный декоративный элемент подводного ландшафта; служат основным источником кислорода в аквариуме; многие из растений — превосходный нерестовый субстрат; другие — поглощают из воды кальций — снижая ее жесткость; многим рыбам — растения незаменимая пища или витаминная добавка к рациону. Поэтому растения в аквариуме необходимы. Давайте познакомимся с некоторыми видами водных растений — валлиснерия, элодея, риччия, эхинодорус (опускаем в аквариум растения)

Кто является потребителем? (рыбы)

(2 ученик) слайды 15-19

А сейчас я предлагаю познакомиться с основными обитателями аквариумов.

Для аквариума подбирают таких рыб, которые обитают в природе в одних районах, либо таких, которые живут в одинаковых условиях окружающей среды. Рекомендуется холодноводных рыб содержать отдельно тепловодных хищных от нехищных. Полюбуйтесь красотой аквариумных рыбок (звучит музыка и одновременно показываются слайды с аквариумными рыбками)


( учащиеся обращаются к п.4 плана)

2) Конечный результат проекта «Запуск аквариума»

ИТАК, наш аквариум создан по всем правилам. Теперь мы можем заселить нашего первого обитателя, рыбку (В аквариум запускается рыбка)


4) Мини-исследование

— Для чего люди дома создают аквариумы? Какую гипотезу вы можете выдвинуть по этому поводу? (Рыбки – являются ещё успокаивающим средством для человека. Они восстанавливают его работоспособность, снимают нервное напряжение, расслабляют.)

Как проверить предположение? ( надо понаблюдать за плавающими рыбками)


Просмотр видеоклипа (слайд 20)

Что вы чувствовали, когда смотрели видеоклип? (нам было хорошо, спокойно, мышцы расслаблялись)

— Какой же можно сделать вывод?( наше предположение подтверждается)


3) Работа с учебно-методическим комплектом «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия» ( 3 класс урок 07. Искусственные экологические системы. Задание: подбери к каждому приспособлению аквариума описание его функций)


Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Удалось ли нам ее решить?

— Какое открытие вы сделали для себя на уроке?

-Вспомните слова Виталия Бианки. Можно сказать, что мы открыли неизведанное и интересное?

— Где пригодятся знания? Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

— А сейчас оцените свою работу ( у каждого ученика рыбки 3 цветов): слайд 21

— вам было интересно на уроке, все понятно (покажите желтую рыбку);

— вам было интересно на уроке, но многое вы не поняли (покажите голубую рыбку);

— вам было плохо, неинтересно, вы ничего не поняли (покажите красную рыбку)

— Все ли мы узнали по этой теме? Какую задачу поставим на следующий урок?

Слайд 22

Подготовь сообщение об аквариумной рыбке.

-Составь 5вопросов по теме: «Аквариум – маленькая искусственная экосистема».( по учебнику)

— Нарисуй аквариум твоей мечты ( по выбору)

Показывают готовность к уроку.


Включение детей в активную познавательную деятельность.


Актуализируются знания, необходимые для понимания новой темы


Думают, анализируют, сравнивают и делают вывод



Выполняют тестовые задания, оценивают правильность предложенных ответов












Самооценка

Контролируют и дают оценку результатов деятельности

Выделяют и осознают качество и уровень усвоения материала

Обозначается проблема урока.

Слушают учителя, думают и отгадывают загадку





Анализируют, высказывают свое мнение




Ставят учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно




Определяют последовательность действий, составляют план







Дети учатся расслабляться и дают отдых организму.

Слушают вопрос учителя, анализируют,

высказывают свое мнение, строят логическую цепь рассуждений.




Анализируют материал, придумывают задание, определяют способ действия и строят логическую цепь рассуждений



Сравнивают, делают выводы.





Работают в группах. Определяют цели, функции участников, способ взаимодействия, контролируют партнера, выделяют необходимую информацию и принимают решение.






Слушают вопрос учителя, анализируют,

высказывают свое мнение.


Поиск и выделение необходимой информации.




Принимают к сведению и запоминают













Пришли к конечному результату проекта



Выдвигают предположение








Смотрят видеоклип,

анализируют свои ощущения, чувства,

высказывают свое мнение,

Работают с образовательным ресурсом



Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Рефлексия и оценка процесса и результатов деятельности


Список использованной литературы

  1. Вахрушев А.А. Окружающий мир 3 класс Обитатели Земли Ч.1- Москва «Баласс» 2009 г.



Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1.https://www.aquante.ru/ublogs/smoke/Chto_chitaem_v_seti_iz_hud__litry.html

2.Энциклопедия аквариумных растений https://www.ekzotika.com/plant

3. Аквариум и его оборудование https://www.aquariumhome.ru/index.php?name=Books&s=2

4.Иинтерактивное пособие 3 класс урок 07 «Искусственные экологические системы» из УМК «Начальная школа. Уроки и медиатеки Кирилла и Мефодия

























ПРИЛОЖЕНИЕ





















ПРИЛОЖЕНИЕ 1



озеро болото



луг лес

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Карточка 1

1.Заполните таблицу (обитатели леса)

Животные

Растения

Грибы














Карточка 2

1.Напишите, к каким двум группам относятся деревья, листья которых изображены на рисунке.

______________ ___________________

2.Дополни недостающее звено в цепи питания:

Дуб—- лесная мышь——….

Ель—— …….. —— дятел

Карточка 3

Задание: допиши фразы и ты получишь рассказ о правилах поведения в лесу.

Правила поведения в лесу

Не лови и не уноси домой __________________________.

Не разоряй _______________________________________.

Самый страшный враг леса – это __________. После ___________ лес будет медленно вымирать. Не уходите из леса не затушив _______.

Не сбивай ногой даже несъедобные ____________. Они не только являются лекарством для некоторых животных, но и участвуют в разложении растительных остатков, срастаются с _______________ деревьев и помогают им в питании.

Берегите ___________ !





ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Задание группам

Группа № 1, 2 ( песок, галька, щебень)

ПОЧВА (грунт)

Инструкция:

1.Прочитайте статью о грунте.

ГРУНТ
Грунт – почва, образующая дно аквариума.
Грунт нужен для того, чтобы в нём росли растения.
Грунт не должен иметь острых кромок, о которые могут пораниться рыбы.

2. Рассмотрите 3 образца грунта и выберите тот, который бы вы поместили в аквариум.

3.Обсудите в группе, какого размера должен быть грунт для аквариума.

4.Сделайте вывод и дайте ответ по плану.

План ответа:

1.Мы узнали, что почва в аквариуме называется____________. Для дна используют _____________________________________

_____________________________________________________.
2. Среди образцов грунта не подходит ______________________.


Группы № 3, 4 ( грязный песок, чистый песок, галька)

ПОЧВА (грунт)

Инструкция:

1. Прочитайте статью о грунте.

ГРУНТ
Грунт – это крупный песок, галька. Чтобы положить его в аквариум, его промывают от грязи. Лучше всего ещё и прокипятить. Потом ещё раз промывают под краном и засыпают на дно аквариума.

2. Рассмотрите 3 образца грунта и выберите тот, который бы вы поместили в аквариум.

3. Сделайте вывод и дайте ответ по плану.
План ответа:

1.Перед тем, как грунт поместить в аквариум, нужно _______________и уложить на дно аквариума слоем в несколько сантиметров.

2.Среди образцов грунта не подходит ______________________.






Группа №5, 6 ( песок, галька, глина)

ПОЧВА (грунт)

Инструкция:

1. Прочитайте статью о грунте.

ГРУНТ

Грунт – это крупный песок, галька. Чтобы положить его в аквариум, его промывают от грязи. Лучше всего ещё и прокипятить. Потом ещё раз промывают под краном и засыпают на дно аквариума. Грунт укладывается с уклоном к переднему стеклу. Это облегчит удаление грязи.

2. Рассмотрите 3 образца грунта и выберите тот, который бы вы поместили в аквариум.

3. Сделайте вывод и дайте ответ по плану.


План ответа:

1. Грунт укладывается с уклоном к ___________________стеклу. Это облегчит удаление грязи.

2.Среди образцов грунта не подходит __










Свежие документы:  Конспект урока окружающего мира на тему «В гости к деревьям»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: