Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя школа № 72
Краснооктябрьского района города Волгограда
Конспект урока по окружающему миру
В 3 классе
«Первый шаг из моря на сушу»
Подготовила
учитель начальных классов
Ильина Антонина Михайловна
Г. Волгоград 2015
Тема: Первый шаг из моря на сушу.
Цель: Создать благоприятные условия для знакомства учащихся с особенностями строения и образом жизни рыб и земноводных.
Задачи:
Образовательные: сформировать знания об особенностях строения и образа жизни рыб и земноводных
Развивающие: развивать кругозор, память учащихся, умение работать в парах,
Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к природе, доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать.
Тип урока: комбинированный
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная
Оборудование: иллюстративно – наглядный материал: группа простейших, кишечнополостных, членистоногих, изображения насекомых, паукообразных, ракообразных; изображения крупных животных (слон,жираф, кит), изображения (карась, щука, окунь, лягушка, жаба, тритон); карточки с терминами; карточки по вариантам; карточки для самостоятельной работы
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
I. Оргмомент | — Здравствуйте, ребята. Меня зовут Антонина Михайловна и я проведу урок окружающего мира. Проверьте, все ли необходимое вы приготовили к сегодняшнему уроку. |
|
II. АОЗ | — Животный мир очень разнообразен. Вспомните, с какими животными мы уже познакомились. (изображение) — Назовите 1 группу. (карточка с термином) — Объясните, почему так называется группа живых организмов? — Назовите представителей. (изображение) — Следующая группа. (карточка с термином) Почему так называется эта группа? — Кого из представителей данной группы вы знаете? (изображение)— Какую большую группу животных мы не назвали? (карточка с термином) — На какие классы можно разделить тип Членистоногие? — Что характерно для насекомых? — Для пауков? — Для ракообразных? — Какой скелет имеют животные этого типа? |
-простейшие -состоят из одной клетки
-амёба, инфузория- туфелька — кишечнополостные
-Медузы
-членистоногие
-насекомые, пауки, ракообразные -шесть ног -восемь ног -десять ног наружный скелет |
III.1Проблемная ситуация
Работа с учебником | -Что делает наружный скелет? Но мы ведь знаем, что в мире существуют очень крупные животные. Как вы думаете, где они обитают на суше или в воде? Посмотрите, есть ли у них наружный скелет? (изображения крупных животных) А есть ли у них скелет? Где он находится? Этот вопрос заинтересовал и Лену с Мишей. -Давайте прочитаем их диалог (Учебник с.96) — Как Вы думаете, о ком мы узнаем сегодня на уроке? -Вот сейчас нам предстоит выяснить, какие возможности открываются перед животными, имеющими внутренний скелет. | -защищает живые организмы
— нет
-да -внутри
(чтение диалога) — о животных, имеющих внутренний скелет |
III. 2. Открытие нового знания | Ответ на этот вопрос вы найдёте в учебнике на с.96 (1-2 абзацы), рассмотрев скелет рыбы. Это непростое задание, поэтому можно тихонечко обсудить с соседом. — Что узнали о внутреннем скелете? Из чего состоит?
— + и – внутреннего скелета.
— Как называется тип животных, имеющих внутренний скелет? — Какие животные относятся к позвоночным?
А теперь давайте попробуем ответить на вопрос : — Какой скелет лучше наружный или внутренний? Откройте рабочую тетрадь на с. 47 — №1 Выполните задание в парах. Итак. Поднимите руку, кто готов сделать вывод. -Какие преимущества у наружного скелета?
-у внутреннего скелета?
— Какой вывод сделаем?
— Назовите недостаток внутреннего скелета. — Что будет защищать тело этих животных? — Рассмотрите в таблице учебника скелет рыбы. Обратите внимание на надписи к рисунку. — Покажите друг другу, где у рыбы находится позвоночник. — Рыбы – водные животные. В какой среде они обитают? -Прочитаем в учебнике первую часть: рыбы – водные позвоночные, подчеркните информацию о том, как рыбы приспособились к жизни в воде. — Как вы думаете, какие особенности строения помогают жить в этой среде? (карточки с терминами) Жабры – рыбы дышат кислородом, растворённым в воде и только тогда, когда жабры омываются водой. Вот почему рыба погибает на берегу реки, хотя в воздухе тоже есть кислород. Плавники – парные плавники – грудные и брюшные – обеспечивают горизонтальное положение рыб, осуществляют повороты, способствуют движению вверх и вниз. Хвостовой плавник – хвост – служит рулём при изменении направления движения. Чешуя – защищает тело от повреждений, как кольчуга. Форма тела – форма тела рыбы отличается от формы тела лебедя, бобра, крокодила. У большинства рыб тело удлинённое, сжатое с боков. Голова плавно переходит в туловище, а туловище — в хвост. Шеи у рыбы нет. Как вы думаете, зачем рыбе такая форма тела? — С длинной и гибкой шеей, отделяющей голову от туловища, тело рыбы перестало бы быть цельным и крепким клином, который легко пробивает себе дорогу в толще воды. — Рассмотрите таблицы на странице 98. На какие две группы делятся все рыбы? — Как вы думаете, какие рыбы появились раньше? — Самое интересное, что появились рыбы более 400 млн. лет назад в пресных водоёмах, а затем освоили и морскую солёную воду. Сегодня известно около 20 тысяч видов рыб, которые различаются по форме тела, размерам и массе. — Прочитайте следующую часть текста и определите, какие органы чувств есть у рыб. — Какие органы чувств есть у рыб?
-Дайте определение боковой линии.
— У каких животных, кроме рыб, есть ещё внутренний скелет? |
— из позвоночника с прикрепленными к нему другими костями. + один на всю жизнь, растет с телом; — не защищает тело снаружи — позвоночные
— рыбы, лягушки, змеи, птицы и звери
Самостоятельная работа в парах
— защищает от хищников, дает опору мышцам, уменьшает потерю влаги -не мешает росту, дает опору мышцам, легок, не мешает движению -Каждый вид скелета имеет свои достоинства и недостатки. -Не защищает тело. -Кожа.
— в воде
(ответы детей)
— жабры, жаберные крышки, питание другими животными, быстрое плавание: изгибы тела, хвостовой плавник, чешуя.
-морские рыбы и пресноводные (ответы детей)
(чтение) -зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, шестое чувство — боковая линия — ряд чувствительных клеток в коже, которые позволяют ощущать колебания воды, помогают ориентировться в мутной воде. -птицы, млекопитающие… |
IV.1. Создание проблемной ситуации. | Рассмотрите иллюстрации (карась, щука, окунь, лягушка, жаба, тритон) На какие 2 группы можем распределить этих животных? — Как вы считаете, почему так много мнений? — какой возникает вопрос? Возможно, нам помогут Лена и Миша. -Давайте прочитаем их второй диалог. Учебник с.98 — Смогли ли мы разрешить наши сомнения? -Как вы думаете, что сделали бы учёные, столкнувшись с неизвестным видом животных? — Вот и мы сейчас проведём исследование. — Скажите, по какому признаку делили животных на группы? Давайте посмотрим в учебнике с.98 — как называется вторая группа животных? — как Вы думаете, почему их так называют? | Распределение животных на группы. Формулирование проблемного вопроса. … Куда отнести тритона?
Проверка своих предположений по учебнику.
Одна группа – рыбы, вторую назвать затрудняемся. -земноводные — живут на суше и в воде |
IV.2. Открытие нового знания | Работа по вариантам: 1 – рыбы, 2 – земноводные Вопросы к 1,2 вариантам: — Где живут? — Как дышат? — Как выглядят: — Из каких частей состоит тело? — Чем покрыто тело? — Как передвигаются? — В чём отличия? — Чем питаются? — Как размножаются? — Какие есть органы чувств? — К какому классу относятся? Давайте сравним эти два класса животных и сделаем вывод: куда отнести тритона?
— Дайте определения: — рыбам — земноводным. — К какому типу относятся эти классы животных? Давайте проверим наши определения и сравним их с определениями в учебнике. — Правильно ли мы дали определения этим классам? |
— земноводные
Выполнение работы на карточках по вариантам
— к позвоночным
Чтение определений |
V. Применение знаний | — Как Вы поняли, кто сделал первый шаг из моря на сушу?
| Земноводные или амфибии – первые позвоночные, переступившие рубеж водной среды, первые завоеватели суши. |
VI Итог урока. | — Какие классы животных мы сегодня изучали?
-Каких животных можно назвать позвоночными? -В чем особенности внутреннего скелета? -С какими группами позвоночных животных познакомились? -Назовите отличительные особенности рыб. Назовите отличительные особенности земноводных. | — позвоночные, земноводные — животные с внутренним скелетом — основу составляет позвоночник — рыбы, земноводные
-органы дыхания – жабры… — живут на границе суши и воды… |
VII. Рефлексия | Что вам удалось на уроке? Над чем нужно поработать? |
|
Д/з | § 22, задание в рабочей тетради № 2, 3,5. Спасибо за урок. |
|
Список использованной литературы
Вахрушев А. А., Данилов Д. Д. и др. Окружающий мир. Обитатели Земли: учебник для 3 класса. – В 2 частях. – М.: Баласс, 2015
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающй мир. Обитатели Земли: рабочая тетрадь для 3 класса. – М.: Баласс, 2015