Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя образовательная школа №5» г.Томска
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе
«Как понять, что творится у человека на душе?»
подготовила
учитель начальных классов
Конюкова Агнесса Николаевна
Томск – 2013
Тема урока: «Как понять, что творится у человека на душе?».
Тип урока: введение нового знания
Цели:
1. Развивать умение определять эмоции окружающих по выражениям лица
2. Формировать умение видеть отражение эмоций окружающих и объяснять их
3. Развивать умение сопереживать, делиться своими чувствами.
Задачи:
Обучающие: познакомить учащихся с человеческими эмоциями; организовать деятельность по выявлению эмоций; отработать знания по определению эмоций.
Развивающие: развивать умения использовать свой опыт наблюдения и на этой основе делать выводы.
Воспитательные: воспитывать любовь к учению, формировать стремление к получению новых знаний, воспитывать умение работать в коллективе.
Здоровьесберегающие: работа по предупреждению и сохранению здоровья учащихся: профилактика зрения, осанки, поддержание интереса к учебе и снижение утомляемости.
Планируемые результаты :
Предметные:
уметь по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции.
учиться определять приличные и неприличные проявления эмоций в разных ситуациях.
Личностные результаты:
оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей (определять приличные и неприличные проявления эмоций в разных ситуациях);
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, самостоятельно делать выбор, как поступить;
уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);
вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.
Метапредметные результатаы
Регулятивные УУД: выдвигать гипотезы;
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;
самостоятельно формулировать задание и ставить к нему цель;
работать с информацией, представленной в разных формах;
выполнять самопроверку по эталону и корректировку своей деятельности;
оценивать правильность выполнения действий по листу самооценки и по заданным критериям.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний;
извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний
извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, иллюстрация);
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;
предлагать, каким образом можно предотвратить отрицательные поступки в будущем;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
совместно договариваться о правилах поведения в группе и следовать им;
осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.
Оборудование: — учебник: Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В., Тырин С.В. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и человечество»). Учебник в 2 частях. Часть 2. – М.: Баласс; Школьный дом, 2010.
— рабочая тетрадь: Харитонова Н.В., Сизова Е.В., Стойка Е.И. Окружающий мир, 4 класс. Рабочая тетрадь. («Человек и человечество»). – М.: Баласс, 2011.
— компьютер, проектор, мультимедийная презентация (Приложение 2).
— карточки для индивидуальной работы, для работы в группе;
— листы самооценки (работа в паре);
— дополнительный материал про эмоции (для любознательных).
— цветные карандаши, фломастеры.
Действия учителя | Деятельность учащихся (познавательная) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Осуществление деятельности | Формирование способов познавательной деятельности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Организационный момент.
| Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда. Мы начнём урок, друзья. |
Учащиеся приветствуют гостей, настраиваются на работу на уроке. | Личностные: осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Постановка учебной проблемы.
(слайд 1)
(слайд 2, 3,4,5,6,7)
(слайд 8) | – Когда человека легче понять, когда он молчит, или когда говорит? На доске появляется запись: Человека легче понять, если он расскажет о своих переживаниях (слайд 1) – Маленькие дети ещё не умеют говорить. Взрослые понимают, когда малышу хорошо, а когда его что-то беспокоит? Предложите ученикам догадаться, что испытывает малыш (слайд 2,3,4,5,6,7) — Каким образом можно понять, что чувствует человек, если он сам не рассказывает о своих переживаниях? На доске появляется запись: Переживания человека можно понять, даже если он не говорит о них (слайд8) – Посмотрите на доску. Какой возникает вопрос? Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Почему мы можем узнать, что происходит с человеком, даже если он не рассказывает о своих переживаниях? Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока. — Как вы думаете, какая у нас сегодня будет тема урока? — Какую цель можно поставить на данный урок? по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции в разных ситуациях.
| Высказывания учащихся: — Когда говорит.
— Да.
— Почему мы можем узнать, что происходит с человеком, даже если он не рассказывает о своих переживаниях?
Ответы детей
| Личностные УУД — формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности — развиваем умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей Регулятивные УУД — развиваем умение выдвигать гипотезы, совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему Познавательные УУД — совершенствуем умение ориентировать-ся в своей системе знаний Коммуникативные УУД — умение высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Актуализация опорных знаний.
| Учитель предлагает детям высказать свои предположения (версии) по проблеме урока. — Я предлагаю Вам поработать с научно-познавательным текстом, из которого вы возьмёте информацию (учебник стр. 18). — Как вы думаете, о чём будет информация? — С какой целью вы будете работать с данной информацией? В ходе беседы, опираясь на прочитанный текст или личный опыт, ученики высказывают предположения, что переживания, которые происходят в нашем внутреннем мире, отражаются на лице, в интонациях нашего голоса, движениях. От проблемы урока провести стрелки, под которыми ключевыми словами записать основные версии. | Высказывания учащихся:
Ответы детей | Личностные УУД — развиваем умение быть толерантным к чужим и собственным ошибкам
Регулятивные УУД — развиваем умение после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему и цель урока | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Совместное открытие знаний.
| — Ребята, а кто знает что такое эмоции? — А где можно взять точное определение этого слова? 1. Эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — Душевное переживание, чувство. (Словарь С.И. Ожегова с. 892). Эмоции имеют положительный и отрицательный чувственный тон, связаны с чувством удовольствия или неудовольствия. Эмоции отличают от чувств и настроений В отличие от чувств, эмоции не имеют привязки к определённому объекту: они возникают не по отношению к кому или чему-либо, а по отношению к ситуации в целом. «Мне страшно» — это эмоция, а «Я боюсь этого человека» — это чувство. В отличие от настроений, эмоции могут меняться достаточно быстро.
— Что вы нового узнали о эмоциях? – Вы верно отметили, что наши переживания «написаны» у нас «на лице», их можно определить по нашим жестам и интонациям. У людей могут возникать «отрицательные эмоции», и «положительные эмоции». На доску под стрелками с версиями подписываем названия «отрицательные эмоции», «положительные эмоции».) — Сейчас я вам раздам карточки с таблицей и словами, а вы самостоятельно попробуйте определить какое задание можно сделать. И распределите слова по колонкам в таблицу.
Слова: положительные эмоции, эмоции, отрицательные эмоции, испуг, восторг, раздражение, счастье, тревога, радость, удовлетворение, недовольство, «+», «-». – Как назвать эмоции, которые вы отметили знаком «+»? — Как назвать эмоции, которые вы отметили знаком «-»? — Выполнение задания и проверка по эталону — Выполните самооценку результата своей деятельности: Выставляю отметку по количеству правильно распределённых эмоций. «5» — пять правильно распределённых эмоций; «4» — четыре правильно распределённых эмоции; «3» — три правильно распределённых эмоции; «2» — две правильно распределённых эмоции.
| Высказывания учащихся: — В словаре.
Ответы детей: — Эмоции имеют положительный и отрицательный чувственный тон — Связаны с чувством удовольствия или неудовольствия.
— Положительные.
— Отрицательные. | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах.
Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФИЗМИНУТКА
| Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп (хлопки над головой). Мы топаем ногами, топ, топ (высоко поднимаем колени). Качаем головой (головой вперед назад подвигать). Мы руки поднимаем, мы руки опускаем (руки поднять, опустить). Мы низко приседаем и прямо мы встаем (присесть и подпрыгнуть.) Руки вниз, на бочок. Разжимаем- в кулачок Руки вверх и в кулачок Разжимаем на бочок На носочки поднимайся Приседай и выпрямляйся Ноги вместе, ноги врозь. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.Закрепление полученных знаний
| Игра «Покажи эмоцию» (учитель называет действия, а дети показывают эмозии) |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия учебной деятельности на уроке
| Давайте вернёмся к нашему основному вопросу: — Каким образом можно понять, что чувствует человек, если он сам не рассказывает о своих переживаниях? — Как вы думаете, что на данный момент чувствуем мы? ? Кому и что показалось трудным на уроке? Практическая работа Организация практической работы «Проявление эмоций, правила проявления эмоций» по материалам учебника и рабочей тетради — Есть правила поведения человека в разных ситуациях, а есть ли правила проявления эмоций? | Дети: о его переживаниях или радости мы можем узнать по его лицу, мимике, жестам.
Индивидуальная работа в тетради с. 6 -7, № 2, 3 Работа в тетради с.8.
Составление правил проявления эмоций |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. Итог урока
| – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили? |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11. Домашнее задание | Обязательное для всех: выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 3. – Нарисуй сказочного героя с выражением какой-нибудь эмоции на лице. Придумай историю, объясняющую появление этой эмоции у героя. Предложи друзьям догадаться, что за эмоцию ты хотел изобразить. |
Используемая литература:
« Окружающий мир . Человек и человечество» 4 класс . Методические рекомендации для учителя. Москва БАЛАСС 2010г.
Учебник «Окружающий мир» 4 класс часть 2. А.А.Вахрушев
Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 4 класс А.А.Вахрушев