Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Города Петровска Саратовской области
Конспект урока по окружающему миру
во 2 классе
«Родина — что это значит»
подготовила
учитель начальных классов
Гурьянова Марина Борисовна
г. Петровск
2012
Тема урока: Родина — что это значит.
Цели и задачи: подвести детей к осознанию понятия Родина; раскрыть некоторые возможные формы проявления любви к Родине; способствовать развитию интереса к истории своей Родины; формировать интерес у детей к своей «малой» Родине, уважительное отношение к культуре родной страны, создавать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине; чувство гордости за героическое прошлое своей Родины, воспитывать гуманную, творческую, социально-активную личность; познакомить с символикой Российского государства, расширять кругозор обучающихся, обогащать их словарный запас. Выявить имеющиеся знания обучающихся о стране, в которой они живут, и расширить их.
Оборудование: Учебник «Окружающий мир», 2 класс, автор Н.Ф.Виноградова. УМК «Начальная школа XXI века», рабочая тетрадь №1, фонограммы песен, рисунки обучающихся, презентация «Родина — что это значит», компьютер, карточки со словами: Родина, Отечество, родная сторона, родная страна, Отчизна; карточки с пословицами и поговорками, толковый словарь С.И.Ожегова, физическая карта России.
Ход урока
1.Организационный момент.
Звенит заливисто звонок,
Зовёт детей он на урок.
Вот они уже стоят,
Образуя стройный ряд.
Теперь тихонечко все сели
И соседа не задели.
2.Подведение к теме урока.
-Предлагаю вашему вниманию отрывок из песни. После того, как прослушаете отрывок, вы должны будете ответить на вопрос: «О чём сегодня пойдёт речь на уроке?»
Звучит отрывок из песни «Это ты Родина моя — Россия»
-Кто догадался, о чём сегодня мы с вами будем беседовать на уроке?
3.Сообщение темы и целей урока.
-Мы начинаем изучать новый раздел «Россия — твоя Родина». А начинаем мы наш раздел с изучения темы «Родина — что это значит». Сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, что такое Родина, как люди выражают свою любовь к родной земле, что значит Родина для человека.
4. Знакомство с новым материалом.
—У нас над головой общая крыша — голубое небо.
У нас под ногами общий пол – земная поверхность.
У нас на всех одна лампа и печка – ласковое солнышко.
У нас общий водопровод – это дождевые и снежные тучи.
-А сейчас послушайте стихотворение Е. Серова «Мой дом», которое подготовил нам Швец Владимир
Е.Серов «Мой дом”.
У меня есть родной удивительный дом.
Нет стены ни одной в этом доме моем.
Только есть потолок — голубой – голубой,
Только много дорог – знай, шагай по любой!
Очень дом мой огромен – от песков и до льдин!
Хорошо, что я в доме живу не один.
— О каком доме идёт речь в стихотворении? (О планете Земля)
— Правильно, в этом стихотворении говорится про нашу планету Земля.
Мы на этой планете живём.
На этой планете есть место, где мы с вами родились, живём, работаем, учимся, здесь живут наши близкие и друзья.
-Как называется это место? (Родина)
-Это наша Родина.
Постановка проблемы.
Подумайте, ребята, и постарайтесь ответить на вопрос:
– Что такое Родина?
Ответов на этот вопрос может быть много:
— Родина – это страна, в которой мы родились и живём.
— Наша Родина – это русские леса, поля, моря и реки.
— Это земля, на которой жили, трудились наши предки.
— Земля, которую наши предки защищали от врагов.
— Родина – это наш край, город, село.
Выставка детских рисунков на тему «Родина».
-Ребята, расскажите о том, как вы показали Родину в своих рисунках.
-Что мы Родиной зовём?
На этот вопрос нам ответят ребята словами стихотворения, которое так и называется «Что мы Родиной зовём?»
«Что зовем мы Родиной»
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой растем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И скворцов весенних песни
За распахнутым окном.
Чтение по ролям рассказа «О чём рассказал папа»———учебник (С.90)
Дети ещё спали, когда вернулся из командировки папа. Он работал много месяцев в далёкой стране Америке. Папа обнял сына и дочь и сказал с волнением в голосе:
– Ой, как же я соскучился!
– И по маме? – спросил Егор.
– И по маме!
– И по бабушке? – спросила Даша.
– И по бабушке! Я скучал по нашему дому, нашей улице, даже по нашей полянке в лесу, где мы с вами летом гуляли.
– Тебе не понравилась Америка? – удивились дети.
– Нет, Америка – красивая страна. И работа у меня была интересная. Но где бы человек ни находился и как бы ни было ему хорошо в другой стране, он скучает по родным местам, и он хочет скорее вернуться домой. Другая сторона остаётся для него чужой, чужбиной, как говорили в старину.
– Почему? – снова спросил Егор.
Потому что человек очень любит свою родину, дом, где родился, город, где прошло его детство, где до сих пор живут его близкие и друзья.
Вот когда вы летом отдыхаете на даче, скучаете по городскому дому, по друзьям и школе?
– Да, и хотим быстрее вернуться домой!
Беседа по тексту.
-Какое чувство испытал папа, находясь в далёкой стране? (Любовь к Родине)
– Из какой страны вернулся папа? (Из Америки)
-Чему был рад папа, приехав из Америки? (Встрече с близкими, родными)
-Случались ли с вами такие истории, когда вы скучали по дому? (Да)
-Почему человек скучает по дому? (Дома его ждут, любят его)
Вывод: человек привыкает к родному дому, где ему всегда уютно и хорошо, здесь его ждут и скучают по нему.
Родина — это тоже родной дом людей, поэтому человек не может жить без своей Родины.
Родина-это место, куда вновь и вновь хочется возвращаться.
Словарная работа.
-В тексте рассказа встретилось слово чужбина.
Как вы понимаете это слово?
Чужбина-это чужая страна.
Слова Родина и чужбина противоположны по значению.
-Михаил Пришвин говорил: «…Рыбе — вода, птице – воздух, зверю – лес, степь и горы. А человеку нужна… Родина ».
-Каждому человеку нужна Родина. О том, как бережно и с каким чувством относился народ к своей Родине, говорится в пословицах.
-Вы, наверно, слышали такую пословицу:
«Всякому мила своя сторона»
-Какие пословицы и поговорки знаете вы?
«Дома и стены помогают».
«Родная сторона-мать, чужая-мачеха».
«Человек без Родины, что соловей без песни».
«Какие пословицы о Родине вы знаете?»
«Родина — мать, умей за неё постоять».
«Родина краше солнца, дороже золота».
Игра «Составь пословицу». (Задание на карточках)
Где кто родится, чужбина – мачеха.
Жить — Родине служить.
Родина – мать, там и пригодится.
–Объясните значение слов:
РОДИНА, ОТЕЧЕСТВО, РОДНАЯ СТОРОНА, РОДНАЯ СТРАНА, ОТЧИЗНА.
-Как вы думаете, эти слова похожи или различны по своему значению? (Это близкие по значению слова)
-Все эти слова имеют общее значение. Они все обозначают то место, где человек родился, где он живёт, работает. Учится, где живут его родные и близкие.
РОДИНА, ОТЧАЗНА, ОТЕЧЕСТВО. Этими словами мы называем свою страну-Родину.
-Откуда произошло само слово «РОДИНА»?
Послушаем детей, которые нашли в словарях слова, близкие по значению этому слову.
Слово «РОДИНА» произошло от древнего слова «РОД», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-нибудь древнего рода.
Род-бог славяно-русской мифологии, родоначальник жизни, дух предков. Покровитель семьи и дома. В честь этого бога и назван главный город племени россов — Родень (Родня). Так же близкие по значению слова: родить, родители, родня, родословная, родина, народ.
Мы живём в России. Это наша Родина.
— Значит, мы кто? (Мы Россияне.)
-Россия – самая большая страна на Земле.
Она занимает девятую часть всей суши. Россия расположена сразу в двух частях света: в Европе и в Азии. Её территория так велика, что требуется почти неделя, чтобы проехать на поезде с запада на восток.
— Россию называют богатой страной.
Толковый словарь Ожегова объясняет:
«Богатый – то же, что обильный, содержащий в себе много чего-нибудь ценного”.
-Чем богата Россия? (Лесами, полезными ископаемыми, памятниками архитектуры, знаменитыми людьми )
Россия богата лесами;
полезными ископаемыми ( нефтью, алмазами, торфом, каменным углем, гранитом, песком и глиной, железной рудой);
памятниками архитектуры;
людьми, которые стали знаменитыми.
Татьяна Казанкина- олимпийская чемпионка по лёгкой атлетике, уроженка города Петровска, наша землячка.
Ю. А. Гагарин-лётчик-космонавт, герой Советского Союза,
Светлана Савицкая — дважды герой Советского Союза,
Олег Табаков — народный артист Советского Союза, наш земляк.
Алла Перфилова (Валерия) — заслуженная артистка России, певица, наша землячка.
Владислав Третьяк — заслуженный мастер спорта, хоккеист, депутат Государственной Думы и многие другие.
5. Физминутка.
6 .Работа по теме.
-Назовите столицу нашей родины. (Москва)
-Кто является президентом нашего государства? (Дмитрий Анатольевич Медведев)
-Каждое государство имеет свои символы.
-Назовите символы государства. (Герб, гимн, флаг)
— Есть у жителей нашей страны свой герб, гимн и флаг.
Флаг.
-Что означает каждый цвет флага?
Белый – благородство, долг, нравственная чистота, совершенство.
Синий – небо, благородство, вера, верность, истина.
Красный – героизм, отвага и смелость.
Герб.
— На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орёл.
Правой лапой орёл сжимает скипетр.
В его левой лапе – держава.
Над головами орла – короны.
На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита.
Это – Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить змея. Чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.
— А что такое гимн? (Торжественная песня)
Гимн – это торжественная песня.
-Когда звучит гимн?
В торжественных случаях: во время национальных праздников, подъёма Государственного флага, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. Гимн нужно слушать стоя.
-Как человек может передать свои чувства к Родине? (В картинах, стихах, песнях)
-Как передаёт свою любовь к Родине поэт, художник, композитор?
Поэт передаёт свою любовь к Родине словами, композитор — мелодией, а художник -красками.
-Посмотрите на картину И.И.Левитана «Вечерний звон».
Давайте представим, что мы сидим на берегу этой реки, слушаем мелодичный колокольный звон. Вечереет. Вокруг тишина и покой. Так представлял себе Родину художник И.И.Левитан.
— А теперь послушайте песню
«Красно солнышко», Сл. И. Шаферана, Муз. Аедоницкого в исполнении Л. Зыкиной.
— Какое чувство к Родине передаёт Л. Зыкина в песне «Красно солнышко» на слова
И. Шеферана.
— А вы, ребята, как можете выразить чувства к родному краю? (Беречь и любить природу, делать добрые дела, помогать пожилым людям)
-Своими делами, поступками: помогать престарелым людям, принимать участие в охране природы.
Даже самый малый вклад каждого человека принести результаты. Будь добр к своей земле. Будь другом и защитником природы. Береги цветы, деревья и кусты. Не давай в обиду животных и птиц. Этим ты поможешь сохранить неповторимую красоту родного края. Родина будет богатой, а народ — счастливый.
Работа в тетради.
-Следующее задание мы выполним в тетради на с.50 . Дан текст, в котором пропущены слова. Они записаны после текста. Вы должны будете по смыслу вставить нужные слова.
Каждый человек _________ свою Родину. Он старается, чтобы его страна была _____________, поэтому хорошо ________________. Гражданин _____________ свою Родину от врагов.
(Слова для справок: любит, богатой, трудится, защищает).
-Прочитаем, что у нас получилось? (Каждый человек любит свою Родину. Он старается, чтобы его страна была богатой, поэтому хорошо трудится. Гражданин защищает свою Родину от врагов.)
-Каждый человек должен любить свою Родину, не забывать её, гордиться ею.
Беседа по теме: «Моя малая родина».
Творческая работа.
-Представьте себе, что к нам прилетели инопланетяне и спрашивают вас: « Что значит для вас Петровск?»
Постарайтесь им объяснить, как можно короче. Им некогда, они скоро улетают.
(Город, храмы, школы, музеи, детские сады, заводы, родители, дом).
— Давайте обобщим.
Ученик: Петровск – это город со школами, детскими садами, музеями, заводами, с храмами и домом, где я живу с родителями.
Учитель: Иначе мы можем сказать: Петровск — это наша малая Родина. Малая Родина — это место, где человек родился. Родиной можно назвать улицу, где вы живете, ваш дом. Школу, где вы учитесь.
-Петровск — старинный купеческий город, основанный в 1698 году по именному указу Петра I, памятник которому был поставлен на Привокзальной площади.
-Назовите достопримечательности города Петровска, известных людей, которые живут на петровской земле.
Разгадывание кроссворда.
Страна, в которой мы живём. (Россия)
Столица нашей Родины. (Москва)
Президент России. (Медведев)
Сколько полос на Российском флаге? (Три)
Как называлась наша страна раньше? (Русь)
Как называется областной город? (Саратов)
7. Итог урока. Рефлексия.
Метод пяти пальцев.
М (мизинец)— мыслительный процесс.
-Какие знания, опыт вы сегодня получили? Что вас удивило?
Ученик: Мы узнали, что такое Родина. Моя Родина — Россия.
Россия – это одна из самых больших стран в мире. Именно в нашей стране
расположено большое количество заповедников, имеется много полезных
ископаемых, лесных и водных ресурсов.
Каждый человек должен любить и охранять свою Родину, бережно
относиться к её культурным ценностям, гордиться достижениями своего
народа.
Б (безымянный) — близость цели.
-Что вы сегодня делали? Чего достигли?
Ученик: Мы читали стихи, рассказ, называли пословицы и поговорки, объясняли значение слов: Родина, Отчизна, Отечество, родная страна; работали в тетради, играли в игру «Составь пословицу».
С (средний) – состояние духа.
-Каким было сегодня ваше преобладающее настроение, состояние духа?
Ученик: У меня было приподнятое, весёлое настроение.
У (указательный) – услуга, помощь.
-Чем вы сегодня помогли? Чем порадовали? Чем поспособствовали?
Ученик: Я помогал разгадывать кроссворд, отвечал на вопросы учителя.
Б (большой) – бодрость, физическая форма.
-Каким было ваше физическое состояние сегодня
-Что вы делали для своего здоровья?
Ученик: Я был бодрым. На уроке мы выполняли физкультурную минутку.
Учитель: Молодцы, ребята, вы хорошо поработали на уроке. Послушайте, пожалуйста, стихотворение
Е. Синицына «Берегите Россию».
Берегите Россию – нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, э тот хлеб на столе,
И родное оконце в позабытом селе…
Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию – нет России другой!
8. Домашнее задание.
Учебник (с.90-93)
Творческое задание: узнать о своих предках (где они жили, чем занимались).
Список использованной литературы:
1.Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1. – 3-е изд., дораб. — М.: Вентана – Граф, 2008. – 160 с.: ил. – (Начальная школа XXI века)
2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 2 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова.- 3-е изд., испр. — М.: Вентана – Граф, 2009. – 48 с.: ил. – (Начальная школа XXI века)
Использованные материалы и Интернет-ресурсы:
1.Песня «Красно солнышко», Сл. И. Шаферана, муз. Аедоницкого в исполнении Л. Зыкиной.
2.www.ru.wikipedia.org
3.http://vidahl.agava.ru
Приложение:
1.Пословицы и поговорки.
Где кто родится, чужбина – мачеха.
Жить — Родине служить.
Родина – мать, там и пригодится.
2. Картина И.И.Левитана «Вечерний звон».
3. Кроссворд.
Страна, в которой мы живём. (Россия)
Столица нашей Родины. (Москва)
Президент России. (Медведев)
Сколько полос на Российском флаге? (Три)
Как называлась наша страна раньше? (Русь)
Как называется областной город? (Саратов)