МБОУ СОШ № 20
Г.Новочеркасска, Ростовской области
Конспект урока по окружающему миру
во 2 классе
«Водные богатства России»
подготовила
учитель начальных классов
Дворникова Татьяна Александровна
г. Новочеркасск, 2014
Пояснительная записка
Методическая разработка урока по теме «Водные богатства России» составлена на основе учебника: Окружающий мир. Плешаков А. А. 2 класс, в двух частях. М., 2010 г., ресурсы сети Интернет.
Представленный урок – комбинированный. Усвоению нового материала помогают опорные карточки, презентация, работа в парах. Закрепление полученных на уроке знаний — самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону.
Взаимодействуя в коллективе, друг с другом, дети высказывают свою точку зрения. Для развития творческих способностей используется инсценировка «Сказки про реку», рисование мини-плакатов по правилам поведения на водоёмах, для развития интеллектуальных способностей – разгадывание загадок.
В конце урока – рефлексивная оценка деятельности учащихся.
Данный урок направлен на развитие личных качеств учащихся, осознанности, осмысленности процесса учения, развитие творческих, интеллектуальных способностей, умения отвечать на поставленные вопросы. Работа в парах даёт возможность раскрыться и слабым учащимся.
Тема урока: Водные богатства России.
Цель: создать условия для формирования:
ключевых общеобразовательных компетенций через изучение видов водоёмов; частей реки (исток, устье, русло, берега, притоки); сравнение реки и озера;
компетенций личностного саморазвития:
1) развитие творческих способностей через инсценировку «Сказки про реку»;
2) развитие интеллектуальных способностей через разгадывание загадок, умения поставить цели деятельности, проверить работу друг друга и провести рефлексию;
3) поддержать интерес к предмету посредством применения ИКТ;
социальных компетенций через развитие умений взаимодействовать в парах, фронтально;
коммуникативной компетенции через развитие умения высказывать собственную точку зрения;
компетенции сохранения собственного здоровья через осознание необходимости проветривать класс, физкультминутки, закаливание организма, соблюдение правил поведения на водоёмах.
Оборудование: мультимедийный проектор, доска, карточки, символы для рефлексии, рисунки для инсценировки.
Ход урока
Организация начала урока.
(Слайд1) (Слайд2)
— Ребята, возьмемся за руки и настроимся на урок. Наш девиз:
(Учитель говорит по одной строчке, а ребята повторяют хором).
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!
Проверка д/з
— Молодцы. Садитесь. А сейчас мы посмотрим, какие вы старательные, и как отлично вы подготовили домашнее задание. (Слайд3)
— Что вам было задано на дом?
— Верно. Я буду задавать вопросы, а вы выбирайте правильные ответы, которые видите на карточках (на доске – карточки с терминами). Итак, начнем:
Фронтальный опрос
— Ровные или почти ровные участки земной поверхности. Равнины
— Равнины, которые имеют ровную поверхность, это…. Плоские равнины
— Возвышенности на равнинах называются… Холмами
— Назовите части холма … Вершина, склон, подошва
— Равнины, имеющие на поверхности возвышенности (холмы)…. Холмистые равнины
— Эти чудо – великаны
Носят каменные кафтаны.
Белые шапки на макушках,
До облаков достают верхушкой. Горы
— У горы, у холма он бывает крутой или пологий. Склон
— Место, где начинается холм или гора, называют подошвой или … Подножие
— Горы, расположенные рядами, называют … Горные хребты.
— Самая высокая часть холма или горы. Вершина
— Углубления на земной поверхности с крутыми, осыпающимися склонами. Овраг
-Что делают люди для того, чтобы овраги не увеличивались? Сажают на склонах деревья, кустарники
-Какая поверхность земли в Ростовской области? В основном — равнина, но встречаются холмы и овраги.
— Спасибо вам, ребята. — Проверили д/р.
III. Изучение нового материала
А теперь начинаем изучение новой темы. Послушайте стихотворение, потом ответите на вопросы.
(Слайд4)
-Если на карту Земли посмотреть,
Земли на Земле всего одна треть.
Странный вопрос возникает тогда:
“Планета должна называться …“Вода”?”
—Почему поэт предложил переименовать планету? Потому что на карте мы видим много воды.
-Правильно, ребята. Земля богата водными ресурсами. А какими, вы узнаете, отгадав загадки:
1.(Слайд5) Не проедешь, не пройдешь –
Обойдешь сторонкой.
И водицы не попьёшь
С синеватой плёнкой. Болото
(Слайд6)
2. Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьётся.
Из него воды не пьётся,
Потому что не вкусна –
И горька, и солона. Море
3. Молодые берёзки свои перед ним
Поправляют причёски.
И месяц, и звёзды –
В нём всё отражается…
Как это зеркало называется? Озеро (Слайд7)
4. Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий — в море. Река (Слайд8)
5. К маме-речке бегу
И молчать не могу.
Я её сын родной,
А родился — весной. Ручей (Слайд9)
— Болото, море, озеро, река — как можно назвать одним словом? Водоёмы
— Правильно, тема сегодняшнего урока — «Водные богатства России»
IV.Целеполагание.
-Ребята, как вы думаете, что вы сегодня на уроке сможете узнать нового?
— какие водоёмы бывают?
— На какие группы можно разделить водоёмы?
— из каких частей состоит река?
— Хочу научиться сравнивать водоёмы.
— Да, правильно. Мы познакомимся с некоторыми водоемами России и нашего края. Выясним значение их в природе и жизни человека. Узнаем, как нужно их охранять. Повторим, как себя вести во время отдыха на водоемах.
V. Изучение новой темы.
— Как вы думаете, что такое водоемы? Хранилища воды, местообитание живых организмов
Мы назвали реку, озеро, море, болото, ручей.
-Вы знаете, как они появились? Их создала природа
-Правильно. Эти водоемы созданы природой и называются естественными. (Слайд10)
-Ребята, посмотрите в учебник стр.80
«О каких водоемах идет речь?» (читают ученики)
1. Когда-то здесь был овраг, по дну которого протекал ручей. Люди утроили запруду, и на этом месте появился? … Пруд
Теперь в нем разводят рыбу. — Кто из животных строит плотины на реках и озерах. Бобры
2.Люди перегородили реку большой плотиной. Вода выше плотины разлилась, и образовалось ? Водохранилище
Сейчас из него берут воду для города.
-Между двумя реками люди прорыли углубление и пустили воду. Так появился ? . Канал
Теперь из одной реки на теплоходе можно поплыть в другую.
— Как появились пруд, канал, водохранилище? Их создал человек
— Какие это водоемы по способу образования? Искусственные водоемы
— (Слайд11) Повторим, какие водоемы относятся к естественным? — К искусственным? (Слайд12)
VI. Физкультминутка
(Слайд13)
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Все, как один, плывём, как дельфин.
— Ребята, сейчас мы совершим небольшое путешествие по нашей стране. Увидим разнообразие водоемов России. Внимательно слушайте, запоминайте. После ответите на вопросы. (Слайд14)
Россия — это единственное государство, у берегов которого располагается 12 морей, принадлежащих трем океанам: Северному Ледовитого, Тихому и Атлантическому. (Слайд15)
— Какие моря ближе всех к Ростовской области? Черное и Азовское моря
— Поднимите руки, кто отдыхал на побережье этих морей?
Рассказ учителя.
Черное море. Омывает берега России, Украины, Турции и других стран. Наибольшая глубина Чёрного моря — 2210 м, средняя — 1240 м. Почему море назвали Черным? Существовало несколько гипотез. Наиболее вероятная заключается в том, что металлические предметы, опущенные на большую глубину, чернеют под действием содержащегося там сероводорода. Животный и растительный мир Черного моря богат и разнообразен: водятся в нем бычки, морские коньки и иглы, морской черт (с большой зубастой пастью), морской кот, встречается и меч-рыба. В конце лета, теплой осенью на Черном море наблюдается свечение (от большого скопления водоросли ночесветки). Ночное море становится волшебным и, кажется, что попадаешь в сказку. Прибой светится нежно голубоватым светом. Любые предметы по контуру искрятся, а брызги разлетаются как звездопад. Такое явление можно увидеть и на Азовском море.
(Слайд16) Азовское море — является самым мелководным морем планеты. Средняя глубина 8 м, максимальная 14 м. Разнообразен растительный и животный мир моря. В Азовском море можно встретить и речных рыб (щуку, карася, окуня), и морских (белугу, осетра). Акулы в Азовском море представлены одним единственным видом — катраном. Его еще называют морской собакой. Это небольшая акула, редко превышающая в длину 1 м. Совершенно безопасна для человека.
На берегах Черного и Азовского морей живет много уток, гусей, чаек. Многие жители морского побережья знают о способности чаек предсказывать погоду. «Если чайка села в воду, жди хорошую погоду. Чайка бродит по песку, моряку сулит тоску», то есть жди бури.
Азовское море можно назвать богатством нашей области. В него впадают крупные реки – Дон, Кубань и многочисленные небольшие реки.
— На территории России насчитывается свыше 2,5 млн. больших и малых рек. Главная река нашего края какая? Дон.
— (Слайд17) Правильно, ребята, это Дон, древнее название- Амазония, Танаис. Поднимите руки, кто бывал на Дону. А кто знает, где берет начало наш батюшка Дон?
— Начинается далеко отсюда, из подземных ключей около города Новомосковска Тульской области. На месте символического начала Дона возложен камень. Что на нем написано? Исток
— Да, правильно. А что такое исток и какие еще есть части реки, мы прочитаем в учебнике на с.81. (Слайд18) Дети читают текст учебника и рассматривают схему реки.
— Молодцы, ребята. Вывешиваю табличку со словами: исток, устье, русло, приток.
— А теперь попробуйте объяснить, чем отличается озеро от реки. -Вода в нём не течёт как поток в русле, а находится в углублении.
-Вода в реке пресная, а в озере может быть как пресная, так и солёная.
— А в чем сходство озера и реки? — Озеро, как и река, питается дождями и подземными водами.
На озёрах, как и на реках, бывают разливы весной.
— А какие вы знаете озера России? Байкал, Онежское, Ладожское.
— (Слайд19) Самое большое озеро в Ростовской области, одно из крупнейших озер Европы — Маныч-Гудило, так называемое озеро-блюдце. Протяженность озера более 150 км в длину и до 10-15 км (в некоторых местах) в ширину; его глубина — 4 м и более. Солёность воды в нем превышает почти вдвое солёность Чёрного моря.
Сильные ветры, господствующие в этих местах, поднимают на озере большие волны, которые с шумом бьются о берега. Гул их разносится далеко по окрестностям. Вой ветра над крутыми берегами, в многочисленных балках и оврагах дополняет эту гудящую гамму звуков, что и дало название озеру — Гудило. Гул можно слышать в той или иной части озера и в тихую погоду.
— А кто может сказать, какое российское озеро является самым глубоким в мире? Байкал
— (Слайд20) Правильно, ребята. Озеро Байкал находится в Сибири. Его максимальная глубина в отдельных местах – 1642м. Вода в озере настолько прозрачна, что отдельные камни и различные предметы видны на глубине 40 м. Интересный обитатель озера — морское млекопитающее — тюлень, или байкальская нерпа.
— Мы совершили небольшое путешествие, познакомились с некоторыми морями, реками, озерами России и Ростовской области. Увидели их богатства и разнообразие.
VII.Закрепление изученного материала
(Самостоятельная работа (тест) с взаимопроверкой по эталону)
— А сейчас проверим, как вы запомнили материал, изученный на уроке. Если вы внимательно смотрели и слушали презентацию, то легко справитесь с заданиями на проверочных листах.
1. Болото, реки, ручьи, море, океан- это_______ водоёмы. Естественные
2. Пруд, водохранилище, канал – это ________ водоемы. Искусственные
3.Подчеркни правильный ответ.
Место, где река впадает в другую реку, озеро или море – это (устье, исток, русло) Устье
4. Начало реки это _____. Исток
5. Подчеркни правильный ответ.
На своём пути река встречает другие речки и ручейки, которые впадают в неё и отдают свою воду, называются (Руслом, притоками, берегами). Притоками
— Поменяйтесь работами с соседом, проверьте ответы. Каждый правильный ответ – 1 балл. Выставьте оценки.
— Поднимите руки, кто получил «5», «4», «3»? Кроме того, самые активные дети тоже получат «5»…..Молодцы, ребята. Остальные — в следующий раз работайте лучше.
VIII. Инсценировка
— Ребята, а сейчас мы с вами отправимся в сказку, которая называется «Жила – была Река». (Слайд22)
Внимательно смотрите и слушайте, затем ответите на несколько вопросов.
Жила – была Река. Сначала она была маленьким, весёлым ручейком, который прятался среди высоких, стройных елей и белоснежных берёз. И все говорили:
— Какая чистая вода в этом ручье!
Затем ручей превратился в настоящую реку. Вода в ней текла уже не так быстро, но всё ещё была прозрачной и чистой.
Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и берёзы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Они обрадовались Реке.
— Оставайся, Река с нами в городе.
Река согласилась, и её заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки. Шли годы, люди привыкли к Реке, но уже ни о чём её не просили, а делали всё, что им вздумается. Однажды на её берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной.
Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая Река» Никто не гулял на её берегах. В Реку бросали разные ненужные вещи. И никто из горожан не подумал, что Река тоже живая.
— Почему люди так плохо относятся ко мне? Ведь я их поила, защищала в жаркие дни от зноя.
А люди всё больше загрязняли Реку.
Однажды по Реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река чёрной плёнкой, стали её жители – растения, животные – задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река.
— Нет, не могу больше оставаться с людьми. Надо от них уходить, иначе я совсем погибну. Помогите мне, жители мои, выздороветь, и мы уйдём отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей.
Собрались речные жители: и растения, и рыбы, и лягушки, — очистили свой дом от грязи, вылечили Реку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и берёзы.
— А где же Река? – удивились жители города.
— Я знаю, почему от нас ушла Река! Мы обидели её, загрязняли. Я предлагаю отправиться в дальние страны и извиниться перед Рекой.
Отправились горожане искать Реку. Долго искали, а когда нашли, то не сразу узнали её, ведь она стала чистой и прозрачной.
— Извини нас, Река, обещаем, что не будем тебя загрязнять, возвращайся к нам в город.
— Хорошо, я вернусь в город.
Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода и даже выделили специальных учёных — следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно.
— Ребята, опишите реку, какой она была до того, как встретилась с людьми. Чистая, прозрачная
— Как люди относились к реке? Как вы считаете, правильно ли они себя вели или нет? Почему? Вели себя неправильно. Засоряли, губили ее жителей.
— (Слайд23) Да, ребята. Вода – одно из главных природных богатств человека. Без нее не выживут ни звери, ни птицы, ни растения, ни человек. Вода нужна для утоления жажды, для умывания, вода – это самая большая и удобная дорога. По ней днём и ночью плывут суда, везут разные грузы.
(Слайд24) К сожалению, некоторые люди нарушают правила поведения в природе. В водоёмы сливаются сточные воды заводов и фабрик, нечистоты с ферм, а также вода, использованная в быту. От загрязнения воды страдает всё живое.
— Быстро очистить реку можно только в сказке, а в реальной жизни как это сделать?
Не засорять, ставить очистительные сооружения
— Как в быту беречь и экономить чистую воду? Закрывать кран
— Правильно, молодцы.
— Действительно, на водоемах нужно ставить очистные сооружения, фильтры, чтобы очищать воду. (Слайд25)
IX. Физкультминутка (Слайд26)
Мы немного отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём,
Руки в стороны, вперёд.
Мы на пляже,
Солнце жжёт.
Побежим скорее в реку,
Окунёмся, поплывём.
Ах, какая благодать!
Но и меру надо знать.
-Мы провели физкультминутку. — О какой роли водоема она была? Что мы делали? Мы отдыхали
Значит водоем — это и место отдыха людей. (Слайд27)
X. Работа в парах
— Сейчас вы будете работать в парах. Каждая пара должна придумать свой знак на тему «Правила поведения на водоёмах». Поворачивайтесь друг к другу и принимайтесь за работу.
Дети рисуют, а затем объясняют, что они изобразили, какое правило.
1.Купаться только в специально оборудованных местах (пляжах или бассейнах).
2.Не ходить на реку без взрослых.
3.Не заплывать за буйки.
4.Не хватать друг друга за руки и ноги во время игр на воде.
5.Не подплывать близко к катерам и судам.
6.Не прыгать (не нырять) в неизвестном вам месте.
7.Не выходить на лед рек.
8.Не загрязнять водоёмы и берега, не рвать растения на водоёмах, не ловить лягушек, головастиков.
9.Не приводить с собой собак и других животных.
10.Не плавать на досках, брёвнах, автомобильных камерах, надувных матрацах.
11.Если тонет человек:
Сразу громко зовите на помощь: «Человек тонет!»
Попросите вызвать спасателей и «скорую помощь».
Бросьте тонущему спасательный круг, длинную веревку с узлом на конце.
12.Кататься на коньках разрешается только на специально оборудованных катках.
13. Не мыть автотранспорт и велосипеды около речки и пруда.
С готовыми работами дети выходят к доске, объясняют, что на них изображено, почему.
Остальные группы слушают, исправляют, помогают, добавляют.
— Молодцы, вы творчески подошли к своим заданиям, все принимали активное участие в работе.
— Несоблюдение правил поведения на воде может привести к трагическому исходу, получению телесных повреждений и даже к гибели. Безопасность каждого зависит от вас самих.
XI. Итоги урока Рефлексия.
— Скажите, ребята, для чего же на Земле водоемы?
-Они дают воду, без них Земля высохла бы.
-Это дом для живых организмов (растений и животных).
-Это дорога для водного транспорта.
— Место отдыха.
-Молодцы, спасибо, ребята, за активную работу.
(Слайд28)
— Ребята, продолжите, пожалуйста, предложения:
Я узнал…
Я задумался…
Я удивился…
-Выставление оценок
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Все вы очень постарались.
Вам понравилось, друзья?
— Кому понравился урок, кто запомнил новый материал, понял его, поднимите веселые капельки. А кому не понравилось, кто что-то не понял – поднимите грустные.
— Что больше всего понравилось?
— А что не понравилось? Ответы детей
XII. Домашнее задание.
— Если вы больше хотите узнать о любом водоёме, можете приготовить доклад и оформить его. Используйте энциклопедии, интернет и справочники (по желанию).
— Обратитесь к статье учебника стр. 80 – 83.
— Рабочая тетрадь стр. 34 – 35.
— Урок окончен. Спасибо всем за урок.
Дети записывают задание в дневники.
Список использованных источников:
https://zanimatika.narod.ru/Nachalka10.htm
https://nsportal.ru/ap/drugoe/library/nuzhno-li-berech-vodu
https://ms.znate.ru/docs/4937/index-16603.html?page=11
https://do.gendocs.ru/docs/index-270445.html
https://www.azovskoe.com/azovmorevse.php
https://www.geo-site.ru/index.php/2011-01-11-16-53-40/343-chernoe-more.html