Бюджетное муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 18 “Хрусталик”
города Белово Кемеровской области
Конспект урока по окружающему миру
«Зимующие птицы»
подготовила
воспитатель
Чепуренкова Марина Евгеньевна
г. Белово
2012
Задачи:
1. Образовательные задачи.
Закрепить и расширить знания о зимующих птицах.
2. Коррекционно-развивающие задачи.
Развивать внимание, память, мелкую моторику рук. Развивать прослеживающую функцию глаза, укреплять глазные мышцы.
3. Воспитательные задачи.
Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам. Раскрыть перед детьми на литературных примерах хорошие поступки.
Оборудование:
Иллюстрации зимующих птиц, сказка Г. Х. Андерсена «Дюймовочка», лабиринты «Приведи птицу к кормушке» (раздаточный материал на каждого ребенка). Для изготовления кормушки: макеты кормушек для демонстрации, коробки из картона, ножницы, нить, цветная бумага и картон, фломастеры. Для зрительной гимнастики фигурка птенца, одевающееся на палец (из картона).
Ход занятия:
1. Организационный момент. Игра «Прилетели птицы»
Цель игры: активизация внимания, припоминание названий птиц.
Воспитатель: Я сейчас буду перечислять птиц, но если вы услышите что-нибудь другое, то хлопайте в ладоши!
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, мухи и стрижи (на слово «мухи» ребята хлопают в ладоши).
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны (на слово «макароны» ребята хлопают в ладоши).
Прилетели птицы: голуби, синицы, чижи, чибисы, вороны, галки, стрижи, комары, кукушки (на слово «комары» ребята хлопают в ладоши).
Прилетели птицы: голуби, куницы, овсянки, поползни, дятлы (на слово «куницы» ребята хлопают в ладоши).
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы и скворцы… все вы молодцы!
2. Чтение отрывка из сказки Г. Х. Андерсена «Дюймовочка»
Цель: воспитание доброго отношение к птицам. Раскрытие перед детьми на литературных примерах хороших поступков.
Педагог предлагает детям вспомнить сказку и зачитывает отрывок, о том, как добрая девочка спасает ласточку [1].
Воспитатель: Ребята, кто главный герой сказки?
Дети: Главная героиня сказки Дюймовочка.
Воспитатель: Какие еще действующие лица встречаются в сказке?
Дети: В сказке мы встречаем маму Дюймовочки, жаб, жука, полевую мышь и ласточку.
Воспитатель: Как вы думаете, какой характер был у Дюймовочки?
Дети: Дюймовочка была добрая, хорошая, отзывчивая, заботливая.
Воспитатель: Какой добрый поступок она совершила?
Дети: Дюймовочка спасла жизнь ласточки. Кормила и заботилась о ней всю зиму.
Воспитатель подводит итог, что добро — это такие дела и поступки, от которых хорошо, радостно и приятно.
3. Беседа о зимующих птицах
Цель: закрепление и расширение знаний о зимующих птицах.
Воспитатель: Ребята, ласточка это перелетная или зимующая птица?
Дети: Ласточка — перелетная птица.
Воспитатель: Ребята, а каких зимующих птиц вы знаете?
Дети: вороны, снегири, голуби, воробьи, галки, синицы, дятлы, сороки, совы, дрозды.
Воспитатель: Верно. Птицы в природе делятся на перелетных и зимующих. К зимующим также относятся: глухарь, тетерев, королек, свиристель (педагог демонстрирует иллюстрации, названных птиц).
Среди зимующих птиц есть кочующие, например, синица. Летом она живет в лесу, а с наступлением холодов селится ближе к людям, для того, чтобы прокормиться и пережить суровое время.
А вот зимующая птица клест в холодное время даже выводит птенцов. Для этих птиц холод не страшен, самое главное для них, чтобы было достаточно пищи, пища как бы «греет» их изнутри. Клестам доступны семена ели, ими-то клесты и кормятся всю зиму (педагог демонстрирует иллюстрацию «Гнездо клестов с птенцами» ).
4. Гимнастика для глаз «Птенцы» [2]
Цель: развитие прослеживающей функции глаза, укрепление глазных мышц.
Педагог читает стихотворение Татьяны Кислинской, а ребенок, держа голову неподвижно, медленно и аккуратно выполняет движения глазами вверх-вниз (с земли поднимает высоко на дерево), скользя взглядом за движением нарисованных птенцов.
Птенцы
У птенцов стряслась беда,
Все упали из гнезда.
На ладошках аккуратно
Мы отправим их обратно.
5. Игра «Найди зимующих птиц»
Цель: закрепление знания зимующих птиц, развитие внимания, памяти.
Педагог делит группу на команды и предлагает выбрать из набора картинок только зимующих птиц (набор картинок у каждой команды свой). Задача участников команд путем обсуждения вспомнить всех зимующих птиц, выбрать соответствующие картинки и перенести на стол своей команды. Учитывается не быстрота выполнения задания, а правильность выборов. Выигрывает та команда, которая допустила меньше всех ошибок.
6. Стихотворение «Покормите птиц зимой»
Цель: воспитание доброго, заботливого отношения к птицам, развитие мышления.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что мы с вами можем седлать для птиц зимой? Как мы можем им помочь?
Дети предлагают варианты и приходят к выводу, что необходимо сделать кормушки.
Воспитатель зачитывает стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц» [4]:
Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма
Горсть одна нужна.
Горсть одна! И не страшна
Будет им зима.
Приручите птиц в мороз,
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось,
Нам встречать весну.
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных друзей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром унизан весь.
Не покинув эту землю,
Много птицу осталось здесь.
7. Игра лабиринт «Приведи птицу к кормушке»
Цель: развитие прослеживающей функции глаза, укрепление глазных мышц. Развитие внимания, мелкой моторики рук (приложение 2).
8. Физкультминутка «Мы кормушку смастерили «
Цель: снятие напряжения у детей.
Проговариваются строки из стихотворения Зои Александровой «Новая столовая» [3]:
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь – сосед
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы же ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв,
Стаи жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомиться кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.
9. Мастерим кормушку
Цель: воспитание доброго отношение к птицам, желание помочь. Развитие мышц мелкой моторики рук, укрепление зрения.
Детям предлагается материал для изготовления кормушек: макеты кормушек для демонстрации (например, в виде домика с крышей и окнами из цветной бумаги), коробки с прорезями «крест на крест», ножницы, нить, цветная бумага и картон, фломастеры. Приветствуется фантазия, инициатива, придумывание собственных элементов, необычность оформления. Воспитатель подчеркивает, что птицам будет очень приятно прилетать к красивой с любовью и заботой, выполненной кормушке.
10. Итог
Ребята высказывают мнение о том, что больше всего понравилось на занятии, что нового узнали и чему научились.
Затем дети выстраиваются в круг и повторяют вместе слова стихотворения Игоря Мазнина [3] «Давайте будем дружить», сопровождая стихотворение соответствующими движениями.
Давайте будем дружить
Друг с другом
Как птица с небом,
Как поле с лугом,
Как ветер с морем,
Трава с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами!
Давайте будем,
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И звери, и птицы,
И доверяли нам,
Как самым верным
Своим друзьям!
Давайте будем
Беречь планету —
Во всей Вселенной похожей нету!
Во всей вселенной
Только одна
Для жизни и дружбы
Она нам дана.
Иллюстрации
Приложение 1
Приложение 2
Лабиринт «Приведи птицу к кормушке»
Список используемой литературы
1. Большая книга сказок. — М.: Махаон, 2006. — 416 с.
2. Кислинская, Т. Как восстановить и сохранить зрение у ребенка. — СПб.: Питер, 2010. — 128 с.
3. Скалон, Т.А. Экология для детей старшей группы детского сада : методическое пособие.: Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2010. — 104 с.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы: