Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7 имени И.А.Кобеляцкого п. Чульман Нерюнгринского района»
Конспект урока по предмету «Окружающий мир»,
класс: 1 (6-7 лет)
подготовила Шимоткина Тамара Алексеевна – учитель начальных классов
Раздел «Природа»
Тема: «Лес – наш зелёный друг»
Цель урока: познакомить детей с ролью леса в жизни человека и природы;
Задачи урока:
воспитывать любовь к природе, интерес к окружающей среде, бережное отношение к растительному и животному миру, гражданский патриотизм.
— формировать основы экологической культуры
— развивать умения сравнивать, анализировать, выделять главное, делать выводы
Учить:
1.анализировать и оценивать поведение человека в природе;
2. формулировать правила поведения в лесу;
3. слушать звуки природы;
4. делать плакат по защите леса.
Элементы экологической культуры, реализуемые на уроке:
1) экологические знания:
— лес – наше богатство;
— значение леса в жизни человека;
— изменения, происходящие в жизни животных леса в весеннем лесу;
— поведение человека в лесу;
— оценка вреда, который приносит лесу неразумное поведение человека;
— правила поведения в лесу;
2) экологические умения:
— сравнивать изменения, происходящие в природе под влиянием деятельности человека;
— анализировать и оценивать поведение человека в природе, последствия вмешательства человека в жизнь обитателей леса;
3) нравственно-эстетические чувства:
— слышать звуки природы;
— уметь почувствовать настроение художественного произведения, композитора к природе
4) деятельностно-практические отношения: (варианты реализации на уроке)
— разработать экологический плакат: «Соблюдайте тишину в лесу!»; «Берегите лес от пожара!»;
«Не рвите цветы!», «Не ловите бабочек!» «Наш зелёный друг» «Не разоряйте птичьих гнёзд и муравейники!» и др.
Предполагаемые результаты:
Личностные (ЛР): проявлять интерес к новому содержанию занятия; оценивать свое поведение в лесу и поведение других людей;
Метапредметные (МПР):
— регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы;
— познавательные: определять лесных обитателей по звукам, которые они издают; по описанию, устанавливать причинно-следственные связи;
— коммуникативные: работать в группе, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
Предметные (ПР): объяснять, почему в лесу нужно соблюдать тишину; формулировать правила поведения в природе.
Оборудование урока: презентация «Лес – наш друг», компьютер, проектор, картинки животных и растений, лист экологического плаката, задания, краски, разные приспособления для рисования. (ватные палочки, поролон, трафареты)
1. Орг. момент.
— Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые гости!
Мы друг к другу повернёмся
И задорно улыбнемся.
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей!
Пусть сегодня для нас всех
На урок придет успех!
2. Проверка готовности к уроку.
— Проверьте готовность к уроку: краски, 0,5 листа ватмана, аккуратность расположения предметов на парте.
— Оцените свое рабочее место. Если вы приготовили к уроку все принадлежности, то можете садиться.
3. Мотивация учебной деятельности. (1 слайд)
-Ребята, нам сегодня пришло необычное письмо (показ письма, открываю)
Здравствуйте, мои маленькие друзья! Приглашаю вас отправиться в
сказочное путешествие. В пути вас ждет много познавательного и увлекательного. А чтобы узнать, как называется моя Волшебная страна,
отгадайте загадку.
Учитель читает загадку. (звучит музыка) (2 слайд)
Богатырь стоит богат.
Угощает всех ребят:
Одних земляникой, малиной, голубикой.
Других сыроежкой, вкусненьким орешком.
— Кто же этот зелёный богатырь? (лес)
(3 слайд) — Лесная Фея приглашает нас совершить путешествие в волшебный мир леса. Чтобы мы не заблудились, нас в пути будут сопровождать её маленькие лесные жители – эльфы.
-Ребята, кто может сформулировать тему урока?
(4 слайд) Тема нашего урока: «Лес – наш друг». Во время пребывания в лесу, постараемся ответить на вопросы:
— Почему лес называют другом?
-Какое значение имеет лес в жизни человека, животных и планеты?
— Познакомимся с правилами поведения в лесу.
-Будем учиться любить и беречь природу, постараемся сделать плакаты на тему: «Мы – защитники леса», «Охрана леса и его обитателей»
— Работать сегодня будем по группам. Каждая группа будет выполнять задания, которые нам прислала Лесная Фея.
— За правильно выполненную работу вы будете получать от неё маленькие награды — обитателей леса. (дерево, цветок, бабочку, насекомое, птицу).
Работа по теме урока.
— Итак, отправляемся в лес под девизом:
(5 слайд) «Наблюдай и восхищайся,
Изучай и береги!».
— А что такое лес? (Ответы детей)
Ученик: Лес – это сказка, лес – это дом,
Лес – это друг, с которым вдвоем всегда интересно и радостно быть,
Забыв про невзгоды, обиды забыв.
Лес – это книга, лес – это мир.
Лес словно счастье увидеть хотим.
Все тайны свои лес откроет тебе,
И радостней станет от них тебе
— Лес — это целая страна, целая система, где всё взаимосвязано. Это доброе зелёное царство, в котором живут звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки, растут ягоды и грибы, цветы и разные деревья
— Сейчас вам нужно выполнить первое задание Феи леса , из которого мы узнаем, какие породы деревьев растут в лесном царстве, и какую они приносят пользу.
(6 — 7слайд) 1. Узнай деревья и кустарники по плодам и описанию.
Шишки растут на …. …… ……
Стройная и прекрасная, на ней ягода красная. (рябина)
Кудрявое дерево распустило косы и похваляется: «Я ль на свете всех милее, всех белее и стройнее? Я — символ России» ……(берёза)
Веточки склонила до самой земли плакучая… (ива)
Мои ягоды бывают и красные, и чёрные, и белые. … (смородина)
Что за дерево стоит – ветра нет, а лист дрожит? (осина)
— Какие породы деревьев и кустарников вы ещё знаете?
— Как называются деревья, у которых растёт хвоя? (хвойными)
— Как называются деревья, у которых растут листья? (лиственными)
— А чем деревья отличаются от кустарников? (у деревьев ствол, а у кустарников ветки)
— Ребята, какую пользу приносят людям и лесным жителям деревья и кустарники? (чистый воздух, дом, пища, лекарство, строительные материалы, бумага, деревья украшают нашу Землю, приносят нам радость, из берёзы делают лыжи, спички делают из осины, из ели делают пианино и др.) (Награждение команд)
(8 слайд) За лесные дары народ сочинил пословицы и поговорки о лесе.
Лес богатство и краса, береги свои леса.
Лес кормит, лечит, укрывает и согревает.
Кто лес любит – тот его не губит
Конечно, ребята, лес – это не только деревья и кустарники, но многие другие растения.
— Что нужно растениям, чтобы они росли здоровыми и красивыми? (Солнце, воздух и вода, почва).
— А кто может причинить вред дереву? (человек, жук – короед)
-А какое правило по отношению к деревьям, к их веткам, вы знаете? (не ломать веток, не рубить деревья)
— В давние времена было заведено, когда в семье рождался ребёнок, родители должны были посадить дерево, и как было бы хорошо, если бы это правило вошло в нашу современную жизнь.
(9 слайд) — А кто борется с жуками короедами? (Птицы – санитары леса)
— Ребята, почему – то нет ощущения, что мы в лесу? Здесь так тихо, чего не хватает? (Не слышим звуков леса).
(10 слайд) Лес всегда вдохновлял поэтов, художников и композиторов. (показ 2-3 картин)
— Сейчас посидите, отдохните и прислушайтесь к голосам леса, посмотрите лес в изображении художников. (Звучат голоса птиц)
— Что вы услышали? (пение птиц)
-Для чего птицы издают голоса? Голоса зверей и птиц – это их разговоры, общение.
— Ну, а теперь это – настоящий лес?
— Да, действительно, какой же лес без наших санитаров леса – птиц и зверей.
Лес – великая страна!
Удивительным народом
Та страна заселена.
Во втором задании Лесная Фея объявляет «Турнир знатоков», в котором вы покажете свои знания о лесных животных, дарах леса, а также проявите математическую смекалку.
Решите задачу. (11 – 12 слайд)
Семь весёлых медвежат
За малиной в лес спешат.
Но один малыш устал,
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди? (6)
Белка прыгала, скакала
С веток шишки собирала
10 штук она нашла
Две подружке отдала
Знает кто – нибудь ответ
Сколько осталось шишек на обед? (8)
Ёжик по грибы пошёл,
Восемь рыжиков нашёл.
Шесть грибов в корзину,
Остальных — на спину
Сколько рыжиков везёт
На своих иголках, ёж? (2)
— Ребята, так чем питаются звери? (шишки, грибы, орешки, ягоды, трава, зверьками, погибшими животными, и являются санитарами леса)
«Закончи предложение» (13 слайд)
Заяц зимой белый, а летом …..
Ёж маленький, а медведь ….
У лисы шерсть мягкая, а у волка …
— Какой отличительный признак зверей знаем? (покрыты шерстью, кормят малышей молоком) (Награждение команд)
Отгадайте загадки. Узнайте птиц. (14 слайд)
1. Кто в беретке ярко — красной
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит
Всё стучит, стучит, стучит. (дятел)
2. Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю,
По дворам шныряю,
Крошки собираю (воробей)
3.Всю ночь летает
Мышей добывает.
А станет светло-
Спать летит в дупло (сова)
(15слайд) —Птенцы какой матери не знают своей матери? (кукушки)
-Какая птица выводит птенцов зимой? (клёст т.к. семена шишек ели, которыми питаются клесты, созревают зимой, они кормят птенцов еловой кашей).
— У какой птицы самый длинный язык? (у дятла – 15 см)
— Какой отличительный признак птиц вы знаете? ( Перья на теле, клюв) (Награждение команд)
-А чем же питаются птицы? (семенами, насекомыми)
— Насекомые являются основным кормом для птиц.
— Как вы можете помочь птицам зимой и весной, когда становится мало корма? (делать кормушки и подкармливать).
Холод птицам не страшен, потому что у них очень горячая кровь, им страшен голод, например: из каждых десяти синичек до весны доживает только две. Поэтому:
Приучите птиц в мороз к своему окну
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.
— А кто знает, какие изменения происходят у жителей леса с приходом весны?
— Весной у многих птиц: грачей, ворон, галок, сорок, воробьёв появляются птенцы, а у белок, лисиц, волков и других зверей — маленькие детёныши.
— Поэтому, какие правила поведения в лесу, связанные с миром птиц и зверей вы должны знать? (не шуметь, не разорять гнёзда, не трогать яйца птиц, не брать маленьких птенцов, зверьков в руки, чтобы не навредить им).
— А для чего нужны птицы, может, обойдёмся без них?
(Птицы украшают наши леса. Радуют нас звонким красивым пением, поедают вредных насекомых, мышей, спасая урожай на полях).
(16 слайд)
Физминутка
На прогулку в лес пошли.
Только в лес мы вошли. Появились комары. Руки вверх- хлопок над головой, руки вниз- хлопок другой.
Дальше по лесу шагаем и медведя мы встречаем. Руки за голову кладём и вразвалочку идём.
Только, вдруг из – за куста, смотрит рыжая лиса. Мы лисичку обхитрим, на носочках побежим.
Зайчик скачет быстро в поле. Очень весело на воле. Подражаем мы зайчишке непоседы – шалунишки.
Раз – два, закончилась игра и учиться нам пора.
— Насекомые, которыми питаются птицы, — самые распространённые обитатели животного мира.
— Отгадайте, о каком насекомом идёт речь?
Над цветком порхает, пляшет
Веерком узорным машет. (бабочка)
Трудно представить себе другие живые существа, которые так восхищали бы нас своей красотой и изяществом, как бабочки. В Японии считают бабочку символом счастья
-А каких насекомых вы знаете? (ответы детей)
Назовите отличительный признак насекомых. (шесть ног)
— А что было бы, если бы из леса исчезли насекомые? (ответы детей)
Все обитатели леса не могут существовать друг без друга. Они приспособлены к жизни в лесу.
— Какие правила, по отношению к насекомым, мы должны знать?
(Не ловить бабочек, стрекоз, божьих коровок, жуков, не разорять муравейники, не убивать пауков, ведь все они необходимы в природе.
— А чем питаются насекомые? (нектаром с цветов) (17 слайд)
Цветы — самый прекрасный и обворожительный мир лесного царства, который не нуждается в словах, им мы только можем любоваться и восхищаться вместе с композитором П. И. Чайковским. (Музыка «Вальс цветов» )
Учитель: Когда на сердце неспокойно станет,
Когда не в силах совладать с тоской,
Побудь в лесу на солнечной поляне,
И все печали снимет как рукой
Весной и летом радуют глаз пёстрые головки цветов, и все они просятся в букет. И многие несут охапки увядающих цветов.
— Ребята, надо ли рвать большие букеты? (Ответы детей.)
— Многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их, совсем не жалея. Срывая красивые цветки, мы лишаем их будущих плодов. Сорванные растения быстро вянут. Лучше любоваться цветами в лесу.
Определение роли леса в жизни человека.
Ведущий: Какую пользу приносит лес человеку и животным, является ли он нам другом, давайте подведём итог: почему мы с лесом дружим?
(ответы детей)
(Ученик читает стихотворение)
Почему мы с лесом дружим?
Для чего он нужен людям?
Вот стоит обычный стол. Это лес.
Двери, рама, пол – тоже лес.
А пенал красивый наш – лес.
Посмотри, все вокруг – это наш зеленый друг!
Составление схемы значения леса. ( 18 слайд)
ЛЕС
дом для растений и животных
источник древесины
чистый воздух
место отдыха для человека
кладовая ягод, грибов, лекарственных растений
одежда, мех, кожа
Мы доказали, что лес является нашим другом?
-А как мы должны относиться к нашему другу — лесу?
( Нужно лес охранять и сохранять его богатства, всех его лесных жителей).
-А куда заносят список редких и исчезающих растений и животных леса?
( Многие растения и животные леса занесены в Красную книгу) (19 слайд)
Отношение к лесу – показатель нашей культуры. Обязанность каждого из нас – беречь природу, это написано в Конституции – основном законе нашей страны. Лес – это часть природы.
— Давайте мы их еще раз повторим правила, которые вы должны соблюдать в лесу.
(Показ слайдов с правилами с 20 -29)
Если я скажу про вас, отвечайте дружно враз:
«Это я, это я, это все мои друзья!»
Не согласен — так кричи, всем ребятам сообщи:
«Это не я, это не я, это не мои друзья!»
Не развожу костров в лесу, берегу его красу!
Я люблю в лесу гулять, бабочек собирать, разные цветочки рвать!
Не разоряю птичьих гнезд и муравейники.
Чтобы ягоды собрать, надо ветки обломать!
В выходные в лес иду, музыку с собой беру.
Ветки не ломаю, деревья не качаю, ни травинку, ни цветок зря не рву.
Человек должен приходить в лес с добром и не мешать лесным жителям.
Мы тоже можем помочь лесу, животным и птицам, живущим в нем.
-У нас в школе проводится месячник природы и состоится конкурс рисунков и плакатов на тему: «Защитим лес». Предлагаю вам поучаствовать в этом конкурсе, давайте сделаем плакаты, призывающий беречь лес, природу, Землю. (30 слайд)
Посмотрите на свои «награды», которые подарили вам феи и продумайте заголовок для своих плакатов, к чему будете призывать человека.
«Не губите лес!» «Лес – наше богатство», «Не разоряйте птичьи гнёзда и муравейники!». «Берегите лес от пожара!» «Не рвите цветы!» (Работа по группам)
Защита плакатов.
Человек – часть природы, поэтому очень важно всем нам понять, что мы зависим полностью от всего, что нас окружает: воздух, земля, вода, лес. Сохраним лес, сохраним здоровье и будем жить на красивой, цветущей планете.
Итог мероприятия. Рефлексия ( 31слайд)
Ребята, вот и завершилось наше путешествие в лес. Фея леса благодарит вас за отличные знания о лесе, о его обитателях, о правилах поведения в лесу. И думаю, вы можете стать достойными друзьями леса.
На память о нашем мероприятии Фея каждому из вас дарит памятку «Как вести себя в лесу».
— Не оставлять мусор в лесу.
— Не ломать ветки и деревья.
— Не разорять птичьи гнезда и муравейники.
— Не разжигать костры, беречь лес от пожара.
Ребята, если вам понравилось путешествие, вы что – то новое для себя узнали, давайте оживим рассыпавшийся цветок, возьмите яркие лепесточки от него и прикрепите к серединке цветка, а кому было немножко некомфортно, что – то на уроке не понятно, оживите цветок коричневыми лепестками.
Материал для защиты плакатов
Ученики:
Не ломай, не рви, не убивай,
Другом будь, и природу всегда защищай!
Человек! Ты царь природы!
О тебе веду я речь.
Можешь ты помочь живому,
Иль на гибель всех обречь.
Помоги траве родиться,
Белкам жить, а рекам – течь.
Ты на свете самый главный,
Значит, должен всех беречь!
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты –
Если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Чтоб могли леса цвести,
И сады, и рощи,
Всё живое береги
С птицами давай дружи,
Береги былинку.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если, будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Список литературы:
Плешаков А.А. Окружающий мир, 1 класс учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях М: Просвещение, 2011;
Фефилова Е.П., Поторочина Е.А., Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 1 класс М: Вако, 2007;
Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба, и игра: природоведение Популярное пособие для родителей и педагогов, Ярославль: Академия развития, 1997.