Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №120 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга.
КОНСПЕКТ урока
«Русские обычаи – гостеприимство. Традиции разных народов»
подготовила воспитатель
Гудкова Марина Владимировна
г. Санкт – Петербург
2014
Круглый стол.
Цель мероприятия:
Приобщение детей к русскому обычаю – гостеприимство.
Формирование у детей представлений о народах Киргизии, Узбекистана и об их традиции гостеприимства.
Воспитание у детей дружеских чувств и эмоционально положительного отношения к народам Киргизии и Узбекистана.
Оборудование:
Столы, накрытые белыми скатертями. Самовар, чайные сервизы, русские народные костюмы для детей, рушник, каравай.
Ход мероприятия.
В группе накрыты столы пирогами, блинами, вареньем (всё напекли родители группы). Во главе стола стоит самовар.
Гости и родители заходят в группу, где их встречают девочки одетые в русские народные костюмы (сарафан, кокошник), мальчики одетые в шелковые рубахи повязанные поясом. Одна из девочек на рушнике держит каравай хлеба с солью. И со словами угощают гостей и родителей:
Рады мы Вас встретить, дорогие наши
Доброе спасибо Вам от сердца скажем.
В нашей группе «Знайки» мы Вас величаем,
Доброго здоровья от души желаем!
Кланяемся низко, полюбить нас просим,
Как велит обычай: «Хлеб да Соль» подносим!
Воспитатель: «Без соли, без хлеба худая беседа». Примите наше угощение и проходите к столу.
После этого гости поочередно отламывают кусочек хлеба, солят его, съедают и их провожают к накрытому столу.
Воспитатель: Гостеприимство – особый вид радушия, хлебосольства хозяев при приеме гостей. Гостеприимство является старинным русским обычаем.
Давайте послушаем русские народные пословицы о гостеприимстве. (Дети читают пословицы):
Для дорогого гостя и ворота настежь.
Много гостей – много новостей.
Гостю щей не жалей – погуще налей.
С миру по нитке – голому рубаха.
Со всякого по крохе – голодному пироги.
Гость доволен – хозяин рад.
Доброе дело два века живет.
Делай добро и жди добра.
Хозяйка – воспитатель вместе с помощниками – ребятами разливают всем гостям чай из самовара и предлагают испробовать угощение. И начинает беседу с гостями о русском обычае – Застолье.
Воспитатель: Застолье устраивалось во время заветных праздников, для приходивших в гости родственников. А также и коллективные, в которых участвовали все жители деревни, улицы. Трапеза проводилась всегда за столом. Принято было считать, стол – как ладонь Бога, протянутая людям. Стол покрывали чистыми, белыми скатертями – принимать пищу за голым столом считалось большим грехом.
Обряд встречи гостей с хлебом и солью символизирует приобщение к основным жизненным ценностям встречающих его людей, это также означает, что он вступил с ними в дружеские отношения и готов съесть с ними «пуд соли», т.е. разделить все их беды и заботы. Отказ же от хлеба и соли расценивался как оскорбление. Недаром говорится «от хлеба – соли и царь не отказывается». Хлебосольством и доныне называют радушие и щедрость.
Воспитатель: Сегодня мы встречаем гостей пирогами и блинами – они считаются национальным русским блюдом. Скажите, а с чем на Руси пекли пироги?
ответы детей, родителей: с грибами, ягодами, картошкой.
Воспитатель: Молодцы. А с чем ели блины?
ответы детей, родителей: с красной икрой, сметаной, вареньем.
Воспитатель: Правильно. А из чего варили варенье?
ответы детей, родителей: из малины, черники, ежевики, земляники.
Воспитатель: Молодцы. А кто знает, в чем раньше на Руси пекли пироги? ответы детей, родителей: в печке.
Воспитатель: Правильно в печи. И у нас в группе есть печь (показывает модель печи). В печи не только пироги пекли, а и еду готовили, печью дом обогревали. На печи одежду сушили и грибы, ягоды. А сколько сказок, историй разных внукам на печи бабушка рассказывала. А вы знаете сказки, в которых печь людям помогала? Назовите их.
ответы детей, родителей: По щучьему велению. Гуси – лебеди. Баба – Яга. Воспитатель: Молодцы. Еще очень много можно рассказывать о русских обычаях, костюмах, кухне, но сегодня ребята из нашей группы, вместе со своими мамами хотят рассказать о традициях, костюмах, кухне своего народа. Они приехали к нам из теплой Киргизии.
(Родители вместе с детьми демонстрируют национальные костюмы Киргизии и Узбекистана, рассказывают о национальной кухне.)
В завершении мероприятия дети приглашают родителей поводить с ними хоровод «Каравай». Хозяйка – воспитатель провожает гостей.
Список использованной литературы
Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя дет. Сада/ Под ред. Л. В. Руссковой. – М.: Просвещение, 1986.
Ж. Обруч №5, 2004.
Об организации работы по реализации федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 – 2008гг) «. Приказ Министерства образования 01.10.01 № 3250. // Вестник образования 2001, № 20.
Список интернет — ресурсов