НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа Натальи Нестеровой»
Конспект внеклассного мероприятия по окружающему миру
в 3 классе
«Путешествие по заповеднику»
подготовила
учитель начальных классов
Попова Светлана Владимировна
г. Москва
2011
«Экологическая игра — путешествие по заповеднику».
Цель: раскрытие эстетического, познавательного, оздоровительного значения природы в жизни человека.
Задачи:
развивать чувство ответственности за свое поведение в природе;
систематизировать знания учащихся о природе;
формировать представления о разнообразии флоры и фауны заповедника «Воронинский»
На экране — тропинка с остановками
История создания заповедника
Флора
Фауна
Игровая
Заключительная
Материалы: фильм о создании заповедника,
буклеты, материалы из разных энциклопедий,
календари заповедника «Воронинский» от разных лет,
выставка книг о живой природе.
Ход мероприятия:
1. Приветствие участников путешествия.
2.Сценка.
Сказка о «нефтяной » рыбке
(по мотивам сказки А.С.Пушкина «О золотой рыбке»).
Действующие лица: автор, старик, рыбка.
Автор стоит в стороне, а старик разыгрывает действия.
Автор. Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Забросил старик в море невод. Пришёл невод…
Старик (удивляясь и перечисляя вслух содержимое «улова», находящегося в неводе), …с тиной морскою, с …ржавыми банками, битыми бутылками, рваными пластиковыми пакетами и прочим мусором.
Автор (грозно). Он второй раз забросил невод. Пришёл невод…
Старик (печально). …с рваным башмаком и изношенной, «лысой» шиной.
Автор (с надеждой). В третий раз забросил он невод. Пришёл невод…
Старик (радостно). … с одной рыбкой. Да не с простою, а с золотою!
Автор. Заговорила рыбка человеческим голосом, взмолилась.
Рыбка (жалобно). Не отпускай меня, старче, в море. Лучше кинь меня в аквариум с чистою водою – отслужу тебе за это любую службу. Не хочу сделаться рыбкой «нефтяною», а хочу остаться золотою!
3.Вступительное слово учителя.
— Ребята, почему рыбка не захотела жить в море?
Ответ: Вода в море очень загрязнена мусором….
— А могут ли птицы, рыбы, звери жить в неволе?
Ответ: Могут, но на воле им лучше. Человек должен помогать животным, а не засорять природу.
У нас нет моря, но есть лес и река, в которых обитают растения и животные. Они тоже «просят» нас о том, чтобы мы заботились о чистоте и красоте нашей природы.
— Для чего человеку нужен лес?
Ответ: Лес- место отдыха, «дом» для животных, источник кислорода, экологический строительный материал и т.д.)
Учитель: Приходишь в лес, а там воздух чистый и наполнен различными пряными запахами. Кругом слышится щебетание птиц и жужжание различных насекомых. От этого и на душе спокойно и радостно. Многие учёные утверждают: «Время, данное человеку на жизнь, проведённое на природе, Богом не засчитывается!» Подумайте сами, лес – второе наше лекарство от болезней. Много случаев было, когда человек поправлялся, проводя больше времени на природе. Вот эту природную красоту нам, людям, нужно любить и охранять, но, ни в коем случае не загрязнять.
Сегодня главной проблемой является человек. Он уничтожает лес для строительства. Браконьеры убивают животных, и животные попадают в Красную книгу. С каждым годом она становится толще. Редкие и ценные виды дикорастущих растений уничтожаются в результате вспашки земель и выпаса скота. В нашей стране принят закон об охране и использовании животного мира. Охота на редких животных запрещена, а на многих других ограничена. Создаются заповедники, где вся природа неприкосновенна.
Итак, я приглашаю вас в путешествие по заповеднику. Наш с вами путь будет проходить по тропинке с определенными остановками.
Ну что, отправляемся в дорогу? (5-7мин)
4.Наша 1-я остановка называется «История создания заповедника»
(Вопросы могут висеть в конвертах на доске, а могут быть в презентации).
Знаете ли вы, что такое заповедник?
Ответ: Заповедник – это природная территория, особо охраняемая человеком.
Для чего создан заповедник?
Ответ: Заповедник создан для того, чтобы сохранить животный и растительный мир данной местности.
Как называется наш заповедник, и отчего произошло это название?
Ответ: Наш заповедник называется «Воронинский». Это название произошло от реки Ворона, вдоль которой протянулась территория заповедника.
Рассказ об истории создания заповедника
В 1902 году в книге «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Настольная и дорожная книга для русских людей. Том 2» П.П. Семенов-Тян-Шанский писал: «Очень хорошо сохранились лиственные леса по реке Ворона, состоящие преимущественно из дуба, осины, ивы, березы, клена, чернокленника, ясеня. Вся эта урема сохранила в лучших своих местах и доныне свою первобытную, почти девственную красоту, несмотря на то, что вдоль реки по ея притокам расположены очень людные селения». С этой поэтической записи известного русского ученого и путешественника фактически началась долгая история создания Воронинского государственного природного заповедника.
В декабре 1989 года, подготавливая создание современного заповедника, специалисты Тамбовского педагогического института, областного краеведческого музея, областного комитета по охране природы писали: «…разнообразен животный и растительный мир долины реки Ворона. Здесь — один из трех крупных лесных массивов Тамбовщины. Здесь расположены три крупных озера — Рамза, Симерка и Кипец, которые являются местами гнездования многочисленных водоплавающих птиц. Особенно ценна стая лебедей, ежегодно выводящая потомство на озере Кипец. Чередование лесных массивов и лугов, холмистая местность, чистота реки делают территорию одним из наиболее живописных районов области, имеющим большое эстетическое значение».
Инициативная группа специалистов обосновала место расположения и границы заповедника.
Первое Положение о государственном природном заповеднике «Воронинский» было утверждено 22 января 1996 года.
5.Остановка– «Флора заповедника».
Колокольчик! Колокольчик!
На лугу со всех сторон.
Лёгкий, лёгкий, тонкий, тонкий
Будто серебристый звон.
Колокольчик! Колокольчик!
Неужели это ты?
И так звенишь, и так трепещешь
Там, где травы и цветы.
6.Легенды о растениях (рассказывают дети).
Прострел раскрытый
Травянистое растение высотой до 45 см. Цветёт до появления листьев. Декоративное. Ядовитое. Настой травы применяют при общей слабости, лихорадке, туберкулёзе, ревматизме, радикулите. Отвар корней используют в виде примочек при порезах, опухолях сок – при ожогах.
Адонис весенний или горицвет
Существует несколько легенд, рассказывающих о происхождении названия адониса. Согласно одной, цветок назван по имени мифического греческого юноши Адониса, из крови которого он вырос. По другой – латинское название (Adonis vernal is L) дано ему по имени финикийского и ассирийского бога солнца Адона, который по легенде, ежегодно умирал и каждую весну воскресал, как этот цветок.
Траву собирают не в начале, а в конце цветения, когда разрастается биомасса. Но главным образом преследуют не количественную цель. Дело в том, что горицвет трудно восстанавливает заросли, если срезать надземную часть растения в начале или в середине цветения, когда еще не образовались почки возобновления, то на будущий год побегов не появится. Надо помнить об этом, когда делаете заготовку травы. Чтобы не повредить заросли, надземную часть срезают на уровне нижних листьев, половину побегов оставляя на кусте. В тару складывают рыхло, не сминая. Сушат в тени, разложив тонким слоем и поворачивая 2-3 раза в день. Для сохранения природных ресурсов лекарственного сырья траву собирают с одной заросли только единожды за сезон. Повторный заход не допустим.
Не смотря на запреты властей, заросли горицвета весеннего сильно страдают из- за повсеместного ботанического невежества. Случается, жители ближайших к лесу сел, горожане, приехавшие на природу, школьники в походах «за цветами» выдирают на букеты ценнейшую из трав в самую беззащитную для растения пору – в начале цветения. А цветы в вазе проживут немного. Огромный урон так же наносит выпас скота. Естественные заросли горицвета весеннего, пусть и небольшие по площади, — народное богатство. Только на природное сырье опирается медицинская промышленность, поскольку горицвет весенний не поддается культивированию. Поэтому в районах произрастания нужно создавать заказники лекарственных растений, строго контролируя заготовку, в том числе и для медицинских учреждений. В этом случае эксплуатация зарослей горицвета допустима лишь раз в 5лет.
Горицвет весенний содержит гликозиды сердечной группы в траве и корнях. Именно траву с корнями в 17веке применяли в народной медицине при различных сердечных и почечных заболеваниях, а так же против одышки и как мочегонное средство от отека ног, вызванного водянкой. Настой травы возбуждает и регулирует деятельность сердца, расширяет кровеносные сосуды сердца и устраняет застойные явления.
В нашей области горицвет стремительно исчезал, вследствие распашки. Он занесен в список редких и охраняемых растений Тамбовской области.
Ятрышник шлемоносный
Говорят, когда-то кукушка очень расстроилась и от горя и обиды стала плакать. Слезы падали на листья ятрышника и оставляли на них красновато – ржавые пятна. С тех пор это растение стали называть «кукушкины слезки». Цветки у ятрышника не белые, а лиловые или светло – красные, исчерченные (в особенности губа) темными полосками которые как бы указывают насекомым путь к нектару.
Кувшинка белая (нимфея)
Цветки этого растения каждое утро раскрываются примерно в 5 часов утра и закрываются к вечеру. Это растение-амфибия, оно прекрасно живет на глубине более 5 метров, но если водоем обмелеет, и растение окажется на суше, оно не гибнет, а продолжает цвести и плодоносить. Плоды этого растения зреют под водой, и именно за форму плодов растение получило свое название-КУВШИНКА.
Многолетнее травянистое водное растение. Корневище ползучее, от которого отходят округлые листья и длинные цветоножки, несущие одиночные плавающие белые цветки с многочисленными лепестками. Плоды ягодообразные, шарообразные, зеленые, созревающие под водой. Цветет в июне-июле. Растет в стоячих и медленно текущих водах. С лечебной целью применяют корневища с корнями, листья и цветки. Цветки обладают болеутоляющим, успокаивающим, снотворным, мягчительным и жаропонижающим свойствами. Препараты из корней и корневищ способствуют уменьшению воспалительных процессов кожных покровов, а в измельченном виде применяют как наружное отвлекающее средство наподобие горчичников. Согласно легенде североамериканских индейцев, кувшинка родилась из небесных искр, которые образовались при столкновении двух ярких звезд, погнавшихся за стрелой, запущенной в небо великим индейским вождем перед смертью.
Существует такое поверье: кувшинки ночью опускаются под воду и превращаются в прекрасных русалок, а с появлением солнца русалки вновь превращаются в цветы.
Славяне называли кувшинку «одолень – трава». Они считали отвар из кувшинок любовным напитком, способным пробудить нежные чувства в сердцах жестоких красавиц.
Пролеска сибирская
Сложена прекрасная легенда об этом прекрасном цветке: «Бог прогневился на Адама и Еву за то, что они вкусили запретного плода и изгнал из рая. Это было время ранней весны и на земле еще лежал снег. Ева стала замерзать от холода, тогда Адам преподнес ей несколько прекрасных снежинок. Бог сжалился над ними и превратил эти снежинки в прекрасные голубые цветы. Адам и Ева приняли милость Бога и стали надеяться на его прощение». С тех пор подснежники являются символом надежды и ассоциируются с приходом весны.
Подснежник
Однажды в цветочном царстве начался переполох. Все готово к весеннему балу, а самой весны нет и нет. Принцесса Роза истомилась ожиданием, всю зиму она мечтала о той счастливой минуте, когда все вокруг снова ахнут, любуясь ее красотой. Наряды принцессы давно приведены в порядок и аккуратно развешаны в шкафах. Вот утреннее бледно-лимонное платье с пышной юбкой, это – атласное, бордового цвета, для торжеств, а легкое розовое — для танцевальных балов. Тут же, в бархатных коробочках, чудесные украшения, сделанные из переливающихся всеми цветами капелек росы. Нарциссы и колокольчики, главные распорядители бала, падали с ног от усталости. Они то и дело бегали к воротам королевства посмотреть, не видно ли золотой кареты, запряженной солнечными конями, в которой прибудет Весна. Увы, снова лишь белый снег, да темные тучи до самого горизонта. И тогда было решено созвать главный цветочный совет.
— Нужно кого-нибудь послать навстречу Весне! – сказала принцесса Роза. Все цветы как один отказались, такие красивые, они боялись замерзнуть.
-Что же это? Значит, нет ни одного цветка, который спасет всех нас? – воскликнула Роза.
-Ваше великолепие, можно, я пойду?
Все цветы повернулись на тихий голос. Маленький, бледный цветочек, имя которого никто не знал, продолжал: « Я готов встретить Весну, и ради вас мне не страшно замерзнуть!» Все были рады, и бледный цветок немедленно покинул королевство. Сначала ему казалось, что он погиб, но потихоньку силы вернулись. Он видел лишь заснеженное поле, но вдруг на небе появился голубой свет, а через мгновенье увидел Весну, которая с большим удивлением смотрела на него.
Вот и праздник, но на этот раз на самом почетном месте сидел тот самый смельчак, что встретил Весну первым. Сама Весна подарила ему титул подснежника. С тех самых пор и расцветают подснежники, чтобы напомнить Весне, что ее время пришло и пора приниматься за работу.
— Как называют первый весенний цветок другие народы мира?
Ответ: Англичане – снежной каплей;
Французы – снегосверлителем;
Чехи– снеженками;
Испанцы – белым цветком;
Немцы – снежным колокольчиком;
Болгары — задирой
Ландыш
У многих народов есть легенды о ландыше. На Украине рассказывают, что он вырос там, где упали слёзы девушки, ждавшей своего суженого из далёкого похода. А по древнерусской легенде, царевна Волхова полюбила удалого купца Садко, но тот отдал своё сердце Любаве, дочери полей и лесов. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И слёзы её превращались в ландыши – символ чистой и безответной любви.
Древние скандинавы считали ландыш цветком богини восходящего солнца; в честь ландыша зажигались костры и устраивались праздники; цветы ландыша приносили в жертву богам.
Во Франции первое майское воскресенье – это день ландыша.
У окна, на столике, в стакане
С чистою холодною водой
Тихо ландыш серебристый вянет,
Наполняя комнату весной.
Крошечные чашечки развесил
Словно бусы, он на стебельке,
И, должно быть, думает о лесе,
Солнечной лужайке и реке.
Физкультминутка
Хомка, хомка, хомячок…
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Лапки моет, шейку трёт.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять.
Хомка сильным хочет стать.
7.Вот и подошли мы к следующей остановке – «Фауна заповедника»
На территории заповедника нашли благоприятные условия множество животных. Типичными представителями копытных являются: лось, кабан, косуля. Лосей привлекают обширные заросли ивняков, значительные площади осинников, обилие водно-болотной растительности, наличие посадок сосны.
Прыткая ящерица
— Почему прыткая ящерица перестает есть в середине августа?
Ответ: В августе она уходит к себе в укрытие. Больше не нуждается в пропитании, т.к. до весны её жизнь будет продолжаться в замедленном ритме.
— Когда ящерица выходит наружу?
Ответ: В марте, когда пригревает весеннее солнышко».
Наиболее многочисленным из копытных в заповеднике является кабан.
— Для чего кабанятам полоски на шерсти?
Ответ: чтобы замаскироваться.
-В каком возрасте исчезают полоски? –
Ответ: в 3 месяца
— Есть ли у кабанихи клыки?
Ответ: только у кабана есть длинные клыки.
— Каким образом кабан влияет на рост дерева?- вскапывает землю рылом.
Ответ: вскапывает землю рылом.
Бобр
Телеграмма
Я очень интересный зверь. Только я умею строить на речках и ручьях плотины, прокладывать в лесу каналы и, как заправский лесоруб, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Найду осину или иву и начинаю подгрызать дерево со всех сторон. Упавшее дерево старательно разделываю: отделяю ветки, перегрызаю на несколько частей ствол, а потом всё это сплавляю по воде к хатке и складываю в большие кучи. Так я запасаю себе на зиму «продукты». Замёрзнет пруд, а я буду сидеть в своей хатке и с удовольствием грызть кору и молодые ветки деревьев. (Бобр.)
— Зачем он строит плотины?
Ответ: чтобы обеспечить постоянный уровень воды вокруг своего жилища.
— Как переносит мама своих малышей?
Ответ: в зубах и на хвосте.
— Какое растение любят и заготавливают бобры на зиму? У этого растения листья сверху бархатные и серебристые. Оно забирает отрицательную энергию, поэтому больным людям полезно под ним стоять.
Ответ: осина.
Заяц
Телеграмма
Звери от врагов кто в дуплах спасается, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов же у меня полным-полно. И всё-таки я живу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня не зря «косые» — вижу ими не только вперёд и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: в место серой вырастает снежно-белая шерстка. Кормлюсь я по ночам – так безопаснее – веточками деревьев, корой с их стеблей. (Заяц.)
— Слепыми или зрячими рождаются зайцы?
Ответ: зрячими.
— Зачем зайцу большие уши?
Ответ: чтобы не перегреться.
— У кого каждый день растут зубы?
Ответ: у зайца и бобра.
— Сколько дней зайчиха кормит молоком своих зайчат?
Ответ: 20 дней.
Лиса
А мы, лисы, к зиме тоже меняем шубку на более тёплую и пушистую. В сказках лиса самая хитрая. А на самом деле я не хитрее многих других зверей. Если бы не мои зоркие глаза, острый слух, а главное – удивительное чутьё, то никакая хитрость не спасла бы меня от волков и охотничьих собак. Чтобы лягушку поймать, мне особой хитрости не требуется. И свою главную добычу – мышей-полёвок – я без всяких уловок нахожу. Мне нос и уши помогают. Догнать зайца нам трудно, поэтому разговоры, что лисицы уничтожают много зайцев, неверны. Разве что случайно столкнёмся с косым или набредём на зайчонка.
— Так действительно ли лиса очень хитрая?
Ответ: очень осторожная, но совсем не хитрая.
Волк
— Много ли пищи нужно волку каждый день?
Ответ: 2-3 кг мяса.
После недельного голодания он может проглотить за несколько минут 10 кг мяса.
— А вы знаете, что волчица, которая первые три недели жизни волчат не выходит из логова, нисколько не страдает от голода. Её приходят кормить другие члены стаи. Для волков хорошо подходит девиз: «Один за всех, все за одного!»
Ёж
— Как ежи переносят зиму?
Ответ: в конце осени ежи устраиваются в своём тёплом гнезде из листьев и засыпают.
Говорят ёж — очень сообразительное животное. Он сворачивается клубком на небольших яблоках, они насаживаются на его иголки, и он их переносит с места на место.
— Кто победит в поединке с гадюкой?
Ответ: ёж, он нанесёт ей смертельные укусы, а затем с удовольствием её съест.
Дятел
— Почему он долбит дерево?
Ответ: не только для того, чтобы содрать кору и добраться до прячущихся под ней насекомых.
Дятел хочет таким образом заявить о своём присутствии на данной территории.
— Чем он питается зимой?
Ответ: открывает сосновые шишки, закрепив их в трещине коры дерева.
— Что у пёстрого дятла на кончике языка?
Ответ: мелкие твёрдые шипы, которыми он прокалывает насекомых и легко вытаскивает их из глубоких отверстий.
Сова
— Почему лесная сова никогда не страдает от голода?
Ответ: ест всё или почти всё: белок, крыс, птиц, молодых кроликов и лягушек, ловит рыбу и раков, сумеет добыть даже дождевого червя.
Самым малочисленным видом является косуля. Практически с момента основания в заповеднике проводятся работы по изучению речного бобра. Выхухоль – редкий полуводный зверек. Размеры тела 18-20 см, такой же длины хвост. Масса тела до 520 гр. Это ценный промысловый зверь, обладающий хорошим мехом.
На территории заповедника обитают такие животные, как горностай, ласка, куница, норка выдра, ондатра. Десятки насекомых, пресмыкающихся, рыб и птиц.
8.Станция «Игровая»
Игра «Прилетели птицы»
Ведущий называет только птиц. Если он ошибается, ребята хлопают в ладоши.
— Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи. (Хлопки.)
— Что неправильно? (Мухи.) А мухи – это кто? (Насекомые.) Вы правы. Игра продолжается.
— Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны. (Хлопки.)
— Прилетели птицы: голуби, куницы… (Хлопки.)
— Куницы – звери, млекопитающие.
— Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже сплюшки,
Лебеди и утки – и спасибо шутке!
9.Загадки. Предлагаю вам разгадать мои загадки, а за правильный ответ вы получите буквы, из которых в конце урока соберём слово.
В лесу темно, все спят давно,
одна птица не спит, на суку сидит.
Мышей сторожит (Сова)
Глянь-ка, в отраженье вод
Птица белая плывет:
Взгляд её, изгиб спины –
Все в ней дивной красоты (лебедь)
Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк)
За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)
Работящие зверьки
Строят дом среди реки.
Если в гости кто придет,
Знайте, что из речки вход! (Бобры)
Он упрям, хитер и смел.
Два клыка – опасней стрел.
Он всеяден.
У людей отнесен к родне свиней. (Кабан)
Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но — ах!
Удрала, а хвост в руках. (Ящерица)
Лесом катится клубок,
У него колючий бок,
Он охотится ночами
За жуками и мышами. (Еж)
Лежит веревка,
Шипит плутовка,
Брать ее опасно —
Укусит, ясно? (Змея)
Черный жилет, красный берет.
Нос, как топор, хвост, как упор. (Дятел)
— Какое же слово получилось у нас?
Ответ: заповедник.
10. Остановка «Заключительная».
Попробуйте вспомнить на каждую букву этого слова названия растений и животных, которые обитают в нашем заповеднике
З – заяц, змея
А – адонис весенний
П – прострел раскрытый, пролеска весенняя
О – ондатра
В — выдра, выхухоль
Е — ежи
Д – дятел
Н – норка
И — иволга, ива
К – кабан, куница, косуля
Вот и подошло к концу наше с вами путешествие (заключительное слово)
Вопросы.
1.Кто причиняет вред диким животным?
Ответ: браконьеры
2.Кто такие браконьеры?
Ответ: люди, которые отстреливают диких животных без разрешения и не в пору охоты.
3.Где дикие животные чувствуют себя спокойно и имеют необходимую пищу?
Ответ: в заповедниках.
4.Какая особо охраняемая природная территория находится в Тамбовской области? Ответ: заповедник «Воронинский».
5.Почему некоторые виды растений, птиц и животных занесены в Красную книгу? Ответ: потому что их осталось очень мало на земле.
6.Какие вы знаете правила поведения в лесу?
Ответ: Не рви растения, не ломай ветки. Тот, кто поднимает руку на дерево- покушается на здоровье человека.
Не рви цветы.
Не разоряй муравейники.
Не пугай птиц, не разоряй их гнезда.
Не лови бабочек и насекомых.
Итог занятия.- Что интересного запомнили о жизни животных? О жизни растений?
Давайте будем беречь лес и природу. Давайте сделаем так, чтобы наши дети со своими детьми там гуляли. Берегите природу – она часть нашей жизни!
Список использованной литературы
1.Энциклопедия для детей. Животные. Растения. Москва, «Махаон», 20007.
2.Сборник загадок. Москва, «Просвещение», 2005.
3.Журнал «Юный натуралист» №4, Москва,1998
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
19