Технологическая карта урока
Предмет: Окружающий мир
Класс: 3 класс
Автор УМК: А. А. Плешаков
Тема урока: Урок – исследование «Что такое почва?»
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Учитель: Пчелинцева Ирина Вячеславовна
Урок проводится в формате групповой конференции с помощью программы Skypе, учитель работает с двумя учащимися 3 класса, с ДЦП, примерно равными по своим физиологическим возможностям.
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Формировать УУД:
| |
Планируемый результат |
|
Основные понятия | Почва, состав почвы, плодородие почвы, образование и разрушение почвы, охрана почва. |
Оборудование | Почва, прозрачные стаканы с водой, палочка, салфетки бумажные, лабораторное стекло, спиртовка, штатив, держатель, компьютер с выходом в интернет; программа Skayp ( у учителя). Компьютер с выходом в интернет; программа Skayp ( у ученика)
|
Ресурсы |
|
Цель этапа
| Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД | |
1. Организационно — мотивационный этап.
| Психологический настрой. Включение учащихся в деятельность на личностном уровне. | Долгожданный дан звонок- начинается урок. Добрый день, ребята! Я рада, что у вас сегодня хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. | Проверка готовности. |
уметь договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.
готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового.
|
2.Актуализация знаний.
| Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявления затруднений. | — Ребята, отгадайте загадку: Слайд 2 Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица, Знают все: и мал, и стар, Что она большущий шар. -А, что вы представляете , когда говорите слово земля? -Сколько значений имеет слово земля? Слайд 3 -Это и название планеты, на которой мы живём. -это и суша, как противоположность водному и воздушному пространству. -это и земля в понимании страна, государство. Слайд 4 -Земля – чтобы рыть. Ботинки сказали: -Земля – чтоб ходить. А люди сказали: -Земля – чтобы жить.
Земля – какое ёмкое слово! Земля – кормилица, Земля – поилица, Земля – родная мать. Так исстари уважительно и ласково мы зовём нашу ЗЕМЛЮ.
— Как вы думаете, о какой земле пойдёт сегодня речь на уроке? — Какое научное название? -Какова тема нашего урока? Слайд 5 Главное слово на уроке — ПОЧВА
|
Земля
Почва. (Ответы детей) |
-умение слушать и понимать речь других.
-умение ориентироваться в своей системе знаний. -умение строить речевое высказывание в устной форме.
— принимать и сохранять учебную задачу.
|
3.Постановка учебной задачи. | Обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить. | — Вставьте ключевые слова для постановки проблемы: 1. Что такое …….? 2. Из чего …….. почва? 3. Как ……почва? 4. …………. почвы. 5. Кто ……… в почве? —Какова основная проблема урока?
|
1. Что такое почва? 2. Из чего состоит почва? 3. Как образуется почва? 4. Свойства почвы. 5. Кто обитает в почве?
|
-умение определять цель деятельности.
-умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
— умение выявлять сущность, особенность объекта.
— самоопределение к деятельности.
|
4.Поиск решения проблемы | Решение учебной задачи и обсуждение её решения. | -Где мы можем найти ответ на первый вопрос? Поиск в словаре (подготовил ученик)Слайд 6 -Найдите и сравните определение «почва» в учебнике с. 64 Слайд 7 -Сегодня мы маленькие учёные исследователи и будем выявлять свойства почвы при проведении опытов. И как все учёные мы должны помнить и соблюдать правила техники безопасности. Физминутка Слайд 8
|
Почва – это ….
| Регулятивные: -умение точно выражать свои мысли.
-умение слушать и понимать других.
-умение извлекать информацию из текста.
—умение определять и высказывать правила.
|
5.Первичное закрепление | Проговаривание нового знания, оформление в виде опорной таблицы | Слайд 9 Приступим к нашему научному исследованию. Любое исследование предполагает различные методы изучения. 1.Метод НАБЛЮДЕНИЯ. Вооружитесь лупой, рассмотрите почву. Сделайте вывод: Почва – это … (верхний или нижний) (светлый или тёмный) (плотный или рыхлый) слой земли. — Обратимся к учебнику и прочитаем предположение с. 64 Слайд 10 2. Метод исследования – ЭКСПЕРЕМЕНТ
-Докажем, что в почве есть воздух Опыт 1
–Для чего нужен воздух в почве?
Опыт 2 Слайд 11 Докажем, что в почве есть вода
-Для чего нужна вода в почве? Слайд 12 Опыт 3 (выполняет учитель)
Это сгорает перегной почвы, который образуется из остатков растений и животных. Перегной придаёт почве тёмный цвет.
Слайд 13 Опыт 4 (выполняет учитель)
Опыт 5 Слайд 14
Это минеральные соли. | Рассматривают почву. Делают вывод : почва – это верхний, тёмный, рыхлый слой земли.
Предположим, что в почве содержится то, что необходимо растениям для жизни. Чтобы узнать так ли это, изучим свойство почвы. Делают вывод: в почве есть воздух заполняют таблицу в тетр. на печатной основе с. 37 Корни растений дышат воздухом, который содержатся в почве.
Делают вывод: в почве есть вода. Делают рисунок. Стенки пробирки запотели. Вывод: это испаряется вода.
Появился запах. Вывод: в почве есть перегной.
Вывод: в почве есть песок и глина.
На стекле остались небольшие белые пятна. Вывод: в почве содержатся минеральные соли, которые растворяются в воде.
|
-сохранение учебной задачи, -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
—умение слушать и понимать других, контролировать действия партнёра.
— использовать схемы
-Учебно-познавательный интерес к изучаемому материалу
—умение правильно оценивать действия.
—договариваться и приходит к общему решению, -умение слушать товарища.
— строить рассуждения.
— умение адекватно реагировать на трудности, отсутствие боязни сделать ошибку.
-умение контролировать свои действия, оценивать результат работы.
|
|
| Слайд 15 -Читаем общий вывод, сверяем с выводом в учебнике с. 66, получилась схема Самостоятельная работа в тетради на печатной основе с. 38 №4
Слайд 16 Объяснить смысл пословицы:
Глубже пахать – больше хлеба жевать.
Земля тарелка: что положишь, то и возьмешь.
Добрая земля больше поднимет. Слайд 17 -Какую тему изучали? — Какую проблему рассматривали? -Можем ли мы ответить на основные вопросы урока: -Что такое почва? -Что входит в состав почвы? -Что нового узнали? -Что понравилось на уроке?
|
|
-умение слушать собеседника.
-строить речевое высказывание в устной форме.
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. -умение проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.
Дети смайликами «высказывают» своё отношение к уроку. |
|
| Д.з с.64 – 68, читать, выполнить задания в теме№5 « Проверь себя» на сайте https://cdo-penza.ru/ |
|
|