Методическая разработка урока по окружающему миру
в 1 классе по теме:
«Растения и животные»
Выполнила:
Прудникова Светлана Николаевна,
учитель начальных классов
МОУ «Ленинская СОШ с УИОП»
Таврического района
Омской области
УМК «Школа 2100»
Предмет: окружающий мир.
Класс: 1.
Тема раздела: Живые обитатели планеты.
Тема урока: Растения и животные (второй урок раздела).
Цели урока: создать условия для развития у обучающихся ключевых компетенций: общекультурной (умение самоопределяться в ситуациях учебной деятельности); учебно-познавательной (умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности); коммуникативной (способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми)
обучающая: дать учащимся общее представление о способах питания растений и животных;
развивающая: развивать умения наблюдать, логически и творчески мыслить, формировать умение работать в паре, в группе;
воспитательная: воспитывать бережное отношение ко всему живому вокруг нас.
Планируемые результаты деятельности:
Личностные (ЛР):
— коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве (работа в паре и группе);
— саморазвитие и самообразование.
Метапредметные (МПР):
Познавательные УУД — ориентироваться в учебной книге, работать с разными источниками информации (учебной книгой, презентацией);
— устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать, делать выводы .
Регулятивные УУД- целеполагать под руководством учителя;
-уметь организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками;
-осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку и взаимооценку.
Коммуникативные УУД
— коммуникация как сотрудничество, работа с соседом по парте: распределение работы в группе, выполнение своей части работы, взаимопроверка;
— принимать мнения одноклассников.
Предметные (ПР):
— углубить знания о растениях и животных их сходствах и различиях;
— осознание необходимости действий по сохранению растений и животных.
Задачи урока: формировать представление о растениях, как живых организмах способных создавать органические вещества (без ввода термина), их сходствах и отличиях от животных; учить использовать приемы «корзина идей», «инсерт», «концептуальная таблица» при работе с информацией для систематизации знаний по теме; развивать коммуникативные умения учащихся.
Тип урока: предъявление (открытие) нового знания
Применяемые методы, педагогические технологии: технология деятельностного метода обучения, технология проблемно-диалогического обучения, частично-поисковые методы, создание проблемной ситуации, инсерт, корзина идей, концептуальная таблица.
Используемые средства обучения: мультимедийное оборудование, учебник «Окружающий мир» А.А.Вахрушев, карточки с таблицами, лист успехов.
Структура урока:
Название этапа | Время | |
| Самоопределение к деятельности | 1 мин. |
| Актуализация знаний, мотивация | 5 мин. |
| Постановка учебной задачи | 4 мин. |
| Решение учебной задачи | 11 мин. |
| Первичное закрепление | 12 мин. |
| Физкульминутка | 2 мин |
| Применение полученных знаний. | 8 мин |
| Рефлексия. | 2 мин |
Ход урока
Этап урока ( и цель этапа) |
Название используемых ЭОР, краткое описание презентации.
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика | Время | |
1 | Самоопределение к деятельности
Цель: включить детей в учебную деятельность.
|
| Читает стихотворение, настраивает на начало урока Вот опять звенит звонок, Зовёт ребят он на урок! Сегодня на уроке окружающего мира будем открывать тайны природы и отвечать на ваши многочисленные почему, зачем, куда. А свои успехи вы будите фиксировать в индивидуальной таблице успехов. (каждый этап урока это кружок, который вы раскрашиваете: зеленым цветом — я все понял и сделал самостоятельно, синим – у меня возникли затруднения, но я справился после помощи учителя, красным цветом – у меня ничего на получилось даже после помощи учителя) Приложение №1. | Настраиваются на предстоящую работу.
| 1 |
2 | Актуализация знаний, мотивация
Цель: воспроизвести знания и способы действия.
|
Слайд №1
Картинка появляется по щелчку, после отгаданной загадки.
| -Какую тему мы изучали на прошлом уроке? -Предлагаю отгадать загадки, и определить к каким организмам относятся отгадки. Загадывает загадки 1.Он в своей лесной палате 2.Что за зверь лесной Встал, как столбик под сосной? И стоит среди травы, Уши больше головы. Осенью всех удивляет, Цвет своей шубки меняет. 3.Что же это за девица? А в иголках круглый год. 4.Есть змеи стометровые, Зеленые, бардовые, А капитану в море От них большое горе. 5.Горел в траве росистой И превратился в пух. 6.Что за чудо! Вот так чудо! Голова торчит да ноги. 7.Кто в траве стрекочет, 8.Скачет зверушка: Попадут в ловушку и комар, и мушка. 9. Мягок, а не пух,
-Что интересное заметили? -Докажите, что это живые организмы
| Живое и неживое
Отгадывают загадки
Дятел
Заяц
Ель
Водоросли
Одуванчик
Черепаха
Кузнечик
Лягушка
Мох
-Все отгадки – живые организмы. -Они растут, дышат, питаются, дают потомство, умирают. | 5 |
3 | Постановка учебной задачи
Цель: сформулировать учебную задачу и тему урока. Выявить представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. | Слайд № 3. Делят изображения на две группы (животные и растения) Картинки по щелчку встают в нужную группу | -Разделите эти живые организмы на две группы. —Как назовём предметы 1 группы (растения), второй группы (животные) -Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке? Попробуйте сформулировать тему урока. -Молодцы! Что вам хотелось бы узнать о растениях и животных? Высказывания детей фиксируют на доске. Тема нашего урока: Растения и животные. Сегодня мы найдем ответы на некоторые ваши вопросы. Посмотрите картинку на с. 54 Вы любите мультфильмы? Из какого мультика наши гости? Прочитайте их реплики. Задумчивый слонёнок посмотрел на василёк и белку и сказал: «Они так похожи друг на друга». Мартышка заметила: «Нет, они совсем разные». Проблемный вопрос: Кто же из них прав? -Ответ на этот вопрос найдём на уроке. (В чём сходство и различие растений и животных?)
|
Тема урока «Растения и животные».
Высказывания детей
Рассматривают иллюстрацию Читают реплики героев.
Предположения детей | 4 |
4 | Решение учебной задачи
Цель: работать над решением учебной задачи с помощью выбранных методов.
|
Слайд № 4. Таблица общих признаков растений и животных.
Слайд №5 Корзина
Слайд №6 ЭОР Питание растений (нужен выход в интернет) | Рассмотрите рисунки в учебнике. Стр 50. Что общего у растений и животных?
Прием «Концептуальная таблица». На индивидуальных карточках (Приложение №2) выделите общие признаки растений и животных. Учитель помогает заполнить таблицы -инд.работа Проверка заполненной таблицы на доске. -В чем сходство между растениями и животными? -В чем испытали затруднение?
Приём «Корзина идей». Питание растений. Откроем тайну растений. Соберем в корзинку ваши предположения. Запишите самостоятельно на листах бумаги все, чем могут питаться растения. -Обсудите со своим соседом по парте вашу информацию и составьте общий ответ на мой вопрос. Оказывается, в листьях растений работают маленькие «зеленые заводики» Хлорофиллы. Анимация вам поможет представить как они работают. Демонстрирует ЭОР
Самостоятельно прочитайте комикс на стр. 51 учебника, попробуйте в парах объяснить, чем питаются растения, а чем животные. -Подтвердились ли ваши предположения? -Что за черточки и точечки и появились на листьях цветка?
– Чем же закончилась эта история? – А что удивительного заметили?
Вывод. Растениям не надо двигаться, чтобы питаться, они добывают себе пищу из окружающей среды листьями и корнями
| Муха и цветок пьют воду. Слоненок растет, и дубок растет…
Самостоятельно заполняют таблицу
Непонятно как питаются растения
Работают в парах Каждая пара называет одно из предположений. Схематичная фиксация идей
Просматривают видеоролик
Читают комикс на с.51
Обсуждают вопрос в парах.
Вода, воздух и солнечные лучи
-воздух- это белые кружочки -листьями
-воду – синие кружочки -из земли, корнями
-солнечные лучи — листьями
-Животное съело растение. -Всё, что было в растении, перешло в животное
|
3
3
2
3 |
5 | Первичное закрепление
Цель: организовать проверку степени усвоения изученного на уроке материала. |
Во время обсуждения можно включить аудиозапись «Звуки леса» | Организует работу в группах Применение знаний. Работа в группах. Приложение 3.
Задания группам:
|
Работают в группах (группы по рядам)
После обсуждения один представитель от группы озвучивает ответ на задание. |
3
2
4
3 |
Слайд №7 Схема знаков
Слайд №8 Различия растений и животных
| Организует беседу Различия между растениями и животными. -Что может дальше произойти со сладкой, сочной земляникой? Посмотрите на таблицу, какой вопрос у нас возникал? -Мы на него ответили? -Что можете сказать о питании животных? Прием «Инсерт» На стр. 52 учебника дан текст в красной рамке. Прочитайте его с пометками. «V» — уже знаю, «+» — новое, «?» — непонятно, есть вопросы.
— Что в тексте было уже знакомо? -Что бы произошло с животными, если бы они как растения не смогли передвигаться? -Как способ питания повлиял на способность передвигаться? Что оказалось новым для вас? -Что оказалось непонятным, неясным. Какие есть вопросы? -Что произойдет с растениями, если их поместить в темное место?
Обобщение по таблице Приложение №4 Сравним ещё раз растения и животные и найдем существенные признаки различия.
|
-Ее можем съесть мы или животные. -Как питаются растения.
-Растения строят свой организм сами. Животные умеют бегать, прыгать, передвигаться -Погибли от голода.
-Животные – «едоки», а растения «кормильцы»
Теряют зеленый цвет, погибают
Высказывают свои мнения по линиям сравнения. | |||
6 | Физминутка.
Цель: переключить внимание детей, снять усталость, восстановить силы. |
| Игра «Где мой обед!». Летом, под лучами солнышка выросли удивительные растения.
В наш удивительный лес пришли голодные животные. Кто может передвигаться, меняться местами? (животные) А кто нет? (растения).
|
Дети надевают карточки с рисунками растений и животных.
Дети с масками растений занимают места в классе, животных находят себе пищу | 2 |
7 | Применение полученных знаний.
Цель: проверить степень усвоения изученного на уроке материала. |
| Работа в парах по учебнику стр. 53
Коллективная работа. Вернемся к иллюстрации с. 54. —Сможем ли мы сейчас сказать кто из героев мультфильма прав Слоненок или Мартышка? Почему? Докажите. —Самостоятельно прочтите текст на с.54 -Какие слова мы вставим вместо точек в тексте?
— Могут ли животные и человек жить на Земле без растений. – Есть ли что-нибудь лишнее в природе? – В 1948 г. Ученые мира создали Международный союз охраны природы. Зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным нашей планеты надо помочь. В 1966 г. Международная Красная книга была издана в необычном виде. Обложка красная, листы разноцветные. На красных страницах поместили тех, кто может исчезнуть в самые ближайшие годы. | Работают в парах, выслушивают мнения соседа, высказывают свое. Распределяют роли, разыгрывают ситуацию.
Читают текст Высказывают свои мнения.
Нет, не могут. Только растения образуют сахар, крахмал и другие питательные вещества, необходимые для человека и животных | 4
4 |
8 | Рефлексия. 1. Организовать рефлексию деятельности на уроке. 2. Организовать процесс самооценки учениками собственной деятельности на уроке.
|
| Сегодня мы много узнали о растениях и животных. Что вам хотелось узнать на уроке?
Подведем итоги ваших таблиц успеха. Каких кружочков у вас больше? В чем возникли трудности на уроке? Как преодолели затруднения? Чему каждый из вас научился на уроке? — У многих из вас горит зелёный цвет, а это значит, вы готовы к разгадке тайн природы на следующих уроках.
| Участвуют в организованной учителем дискуссии. Анализируют и фиксируют свои достижения.
| 2 |