Опытно – экспериментальная деятельность «Свойства воды» — опыт: «Разноцветная вода».
Цели: — способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: жидкая, прозрачная, бесцветная;
— подвести к пониманию того, что вода может изменять цвет;
— развивать речь детей, активизировать их словарь: жидкость, бесцветная, разноцветная, прозрачная;
— воспитывать аккуратность при работе с водой.
Оборудование и материалы:
Краски, кисточки, емкости для воды (прозрачные), тряпочки, игрушка «Незнайка» (би – ба – бо), игрушки из киндер-сюрприза.
Предварительная работа: рассматривание воды после рисования красками, дидактическая игра «Разноцветные капельки».
Ход:
Организационный момент: В: послушайте загадку и дайте отгадку:
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли –
Жить нельзя нам без…
(ВОДЫ)
Беседа: В: правильно, дети, конечно без воды. А для чего нам нужна вода?
— Кому еще, кроме человека нужна вода?
— Какая вода нам нужна? (чистая)
— Давайте у нас в группе найдем чистую воду ( в аквариуме, в кране )
— Давайте подойдем к вазе и расскажем, почему она чистая? (видно стволы веток)
— Значит, мы можем сказать, что вода чистая и прозрачная. Сквозь нее можно посмотреть друг на друга.
— Какая вода бежит в кране? (чистая)
-Давайте подойдем к нашему бассейну, наберем в ладошки воды. Видите вы свои ладошки сквозь воду? Значит вода какая? ( чистая, прозрачная).
— Садитесь, дети на стулья, вытирайте руки о салфетку.
— Слышите, дети, кажется кто-то к нам постучал?! (вносит «Незнайку»)
Сюрпризный момент и эксперименты: П: — Здравствуйте, ребята, меня зовут «Незнайка», я пришел к вам в гости и хочу с вами поиграть.
«Раз, два, три, четыре, пять – будем в прятки мы играть. Сейчас моя подружка «Водичка» спрячет от вас игрушку, а вы попробуйте её найти.
Раз – два, раз – два, начинается игра. Раз, два, три, четыре, пять – пора глазки закрывать (дети закрыли глаза, «Незнайка» кладет игрушку в стакан с чистой водой).
Раз, два, три, четыре, пять – можно глазки открывать и игрушку называть.
Д: (открывают глаза, сразу находят игрушку и называют её).
П: — (удивлен и возмущен) Почему вы так быстро нашли мою игрушку?
В: — Потому, что вода какая? (прозрачная). (В: показывает, что через прозрачную воду можно увидеть всё и всех. А как можно спрятать игрушку в воде? Какой должна быть вода, чтобы игрушку не было видно. (закрасить).
В: — давайте возьмем кисточки, и при помощи краски закрасим нашу прозрачную воду (дети закрашивают воду в разные цвета).
— А теперь снова мы сыграем в игру, но глазки уже закроем «Незнайка» .
— Раз, два, три, четыре, пять – можно «Почемучке» глазки закрывать и игрушку прятать (В – завязывает глаза «Незнайка», а дети кладут игрушки в разноцветную воду )
Раз, два, три – «Незнайка», игрушки ищи.
П: — (ищет игрушки, удивляется, как это дети спрятали игрушки, что их не видно.) Ребята, вы не знаете, где игрушки? ( в стакане ). А почему я их не вижу?
В: — значит, если воду закрасить, то можно прятать игрушки и их не будет видно.
П: — Оп-ля! Вот здорово! Настоящий фокус получился! Теперь я всё понял. Сейчас, ребята, я с вами поиграю.
— Когда вода бежит из крана, то она какая? (жидкая).
— Когда через неё друг друга видно, то она какая? (прозрачная).
— а если её закрасить, то она какая? (разноцветная).
Рефлексия: П: — Молодцы, ребята. Спасибо вам. Пойду теперь к другим детям фокусы показывать.
В: — И тебе спасибо, «Незнайка». Благодаря тебе дети вспомнили свойства воды. Давайте, дети, попрощаемся с «Незнайкой».
В: — А сейчас нам с вами нужно всё убрать. А разноцветную воду мы с вами разольем по формочкам и вынесем на холод. А в следующий раз посмотрим, что произойдет с водой.
Спасибо всем гостям и детям за плодотворную работу.