План-конспект урока окружающего мира
в 4Б классе по программе «Планета Знаний»
Учитель Петренко Г.Б.
Тема урока: XIX век — золотой век русской культуры.
Цели урока:
продолжить формирование общего понятия о культуре как одной из важных составных частей материальной и духовной жизни общества;
создать у учащихся представление о российской культуре XIX века, обратив их внимание на ту атмосферу, в которой создавались выдающиеся произведения;
пробудить у учащихся интерес к отечественной культуре;
формирование бережного отношения к культуре своего народа.
Задачи:
образовательные: познакомить с наиболее выдающимися деятелями русской культуры этого периода, с наиболее значимыми историческими памятниками; формировать целостное представление о развитии культуры России XIX века; познакомиться с творчеством литераторов, художников, архитекторов, познакомиться с музыкальными произведениями композиторов данного периода;
развивающие: повышать уровень познавательных способностей, развивать навыки самостоятельной работы, подбора материала на заданную тему, групповой работы на основе товарищества, доброжелательности, вежливости, дисциплинированности;
воспитательные: упрочить связи поколений, воспитывать чувство гордости за великую русскую культуру.
Проблемный вопрос:
— Почему XIX век называют «золотой век русской культуры»?
Организационный момент.
Звучит музыка — П.И.Чайковский «Вальс цветов»
Дети в бальных костюмах танцуют.
— Сегодня мы отправимся в маленькое путешествие.
Как вы думаете, куда? (в прошлое)
Актуализация знаний и постановка цели, задач, проблемной ситуации.
Тема урока: XIX век —…
— 19 век. Россия. Время славы, открытий, дуэлей, побед.
Время пышных балов, где чего только нет…
— А что бы вы хотели там увидеть, где побывать, а может что-то узнать? (_________)
— Давайте определим цели и задачи нашего путешествия.
СЛАЙДЫ
— Что вы увидели?
(памятники архитектуры, произведения искусства, театр, картины…)
Архитектура, музыка, живопись, театр, литература.
— Как это называется? (культура)
Тема урока: XIX век — … русской культуры
— А зачем мы изучаем культуру, искусство?
«Жизнь коротка, искусство вечно…» Густав Моро
— А кто создаёт культуру?
(люди, писатели, поэты, архитекторы, музыканты, художники)
Писатели, композиторы, художники, архитекторы
— Итак, наша задача — познакомиться с культурой 19 века и с людьми, её создававшими. А тема урока звучит так …
Тема урока: XIX век – золотой век русской культуры
— Какой вопрос возникает? (почему золотой?)
— У вас есть предположения? (_________)
— Цель нашего урока – путешествия (конечная остановка) – выяснить. Почему 19 век называют золотым веком русской культуры.
Основной этап.
— Ну что ж, попробуем немного прикоснуться к той эпохе, а может и почувствовать атмосферу того времени…
АРХИТЕКТУРА (слайды)
— Дамы покажут нам некоторые достопримечательности того времени.
1.Этот дом построен в традиционном русском стиле архитектуры 19 века: снаружи резные украшения, внутри просторные светлые комнаты.
2.Исаакиевский собор – крупнейший православный храм в Санкт-Петербурге. Строился в течении 40 лет.
3.Смольный собор. Строительство было начато под руководством придворного архитектора Ф.Растрелли и продолжалось 87 лет. Его высота-почти 94 метра.
4.В Москве на Красной площади расположено здание грандиозного по своим размерам и красоте торгового центра.
5.А это дворянские усадьбы. Они представляют собой целый комплекс жилых, хозяйственных и парковых построек.
6.Эрмитаж – первый общественный художественный музей. Был открыт в 1852г. Там были собраны художественные сокровища императорской семьи.
-Что отличает архитектуру 19 века, что в ней особенного?
(большие размеры, монументальность, роскошь,богатство…)
7. Это здание – дом московского купца Петра Третьякова, в последствии картинная галерея, названная его именем.Третьяков собрал одну из самых крупных в мире коллекций изобразительного искусства русских художников.
-Кто-нибудь был в Третьяковской галерее? Давайте заглянем внутрь и познакомимся с некоторыми из них.
ШИШКИН (на слайдах портрет, годы жизни, репродукции картин «Дубовая роща», «Утро в сосновом лесу»)
— Мастер пейзажной живописи, художник русского леса. За его картины, его называли «Царём леса». Творчество Шишкина проникнуто утверждением красоты и силы природы родной страны.
ЛЕВИТАН «Берёзовая роща», «Осень», «Март»
— Исаак Левитан — самый великий из тех русских пейзажистов, которые в XIX веке открыли для современников скромную красоту русской природы.
— Что вдохновляло художников создавать такие шедевры?
(красота природы, любовь к родине)
— А вас вдохновила картина Левитана написать сочинение. В конкурсе на лучшее из них победила…
ТЮТЧЕВ написал о весне так…
Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась…
— Вы слышите музыку Чайковского.
ЧАЙКОВСКИЙ
— Композитором был написан цикл музыкальных произведений «Времена года». Сейчас звучит пьеса «Апрель. Подснежник».
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея, блещут небеса.
Еще прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
— Кто автор этих строк?
ПУШКИН — «Солнце русской поэзии»
Звучит аудиозапись:
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит…
— Отрывок из какого произведения вы услышали?
(поэма «Руслан и Людмила»)
ГЛИНКА
— Вдохновлённый прекрасной поэмой, великий русский композитор Глинка написал оперу «Руслан и Людмила». Премьера оперы состоялась в 1842 году на сцене Большого театра.
ЛЕРМОНТОВ
— С какими произведением мы знакомились?
(«Белеет парус одинокий»)
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
— Иллюстрациями послужили картины мастера романтического морского пейзажа
АЙВАЗОВСКИЙ
Он кистью ловкой создавал И Пушкин у прибрежных скал Непревзойдённые пейзажи Глядел в пучины вод морские В них яростный девятый вал И строки звучные слагал – Крушил на щепки бриг отважный. «Прощай, свободная стихия!»
— С Пушкиным связано творчество многих людей искусства.
— художник-портретист. Написал портрет Натальи Гончаровой, жены А.С.Пушкина, отразив всю красоту, кротость и нежность этой прекрасной дамы. «Девушка с виноградом». Особенно удавались художнику портреты дам в бальных платьях…
Слуги в ливреях, свечи, подсвечники в золоте.
Музыка льётся под своды украшенных зал.
«Мадемуазель, вы безумно прекрасны!» —
«Ах, полноте!»
Кружатся вихри в восторге сияющих пар.
Всех увлекает мелодия венского вальса,
Барышни в шёлковых платьях улыбки дарят,
Зал наполняет энергия старого танца,
Взгляды танцоров весёлым задором
ВАЛЬС (звучит вальс Шопена)
— Балы проходили в огромных роскошных залах, окружённых колоннами. Зал освещался множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и медных подсвечниках. В середине зала непрерывно танцевали.
— ПОЛОНЕЗ – танец, которым открывался бал. Это торжественное шествие, во время которого дамы встречали кавалеров. Все присутствующие должны были принять в нём участие.
ФИЗМИНУТКА (танец полонез)
Закрепление.
РАБОТА В ГРУППАХ
Архитекторы – создать архитектурный ансамбль времён 19 века.
Художники – оформить картинную галерею.
Поэты – восстановить рукопись.
Музыканты – узнать музыкальное произведение (гости).
Рефлексия.
—Наше путешествие подходит к концу.
— Почему же 19 век называют золотым веком русской культуры?
— «Жизнь коротка, искусство вечно». Почти два столетия люди знают, помнят, изучают культуру 19 века, восхищаются шедеврами литературы и искусства…
— Что бы хотели взять с собой в наше время?
Залов сияние, балы, приёмы и рауты…
Чудное время собой озаряет их блеск:
Верили люди, страдали, влюблялись без памяти –
Вот он какой, золотой девятнадцатый век…